logo search
Иконоведение 1 курс

Вопрос 13. Апостол Павел об образе Спасителя.

Использованная литература: И.К. Языкова «Богословие иконы» Общедоступный Православный Университет МОСКВА 1995 (Икона с точки зрения христианского мировоззрения и библейской антропологии). Лекции о. А. Салтыкова 93-94гг. (лекция №3, стр. 28 по сквозной нумерации).

Иисус Христос, Единородный Сын Божий, воплощенное Слово есть единственный и истинный Образ Невидимого Бога. В определенном смысле Он есть первая и единственная икона. Апостол Павел так и пишет: "Он есть образ Бога Невидимого, рожденный прежде всякой твари" (Кол. 1.15), и "будучи образом Божиим, Он принял образ раба" (Фил. 2.6-7).

Бог создал человека по образу и подобию Своему (Быт. 1.26) , выделив тем самым его из всего творения. И в этом смысле человек - также икона Божия. Вернее, он призван стать таковым. Апостол Павел пишет своим ученикам: "Дети мои! для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! " (Гал. 4.19). Евангелие учит, что целью человека является не просто самосовершенствование, как развитие его естественных способностей и природных качеств, но раскрытие в себе истинного Образа Божия, достижение Божьего подобия, того, что святые отцы назвали "обожением". Процесс этот труден, по словам Павла, это муки рождения, потому что образ и подобие в нас разделены грехом - образ мы получаем при рождении, а подобия достигаем в течение жизни.

В другом месте, ап. Павел говорит: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» (Гал.3:1). Что означают эти слова по мнению Иоанна Златоуста, этим он (ап. Павел) хочет указать силу веры, которая может видеть и отдалённое. Не сказал он «распят», но предначертан был быть распятым, ясно показывая тем, что они очами веры видели это (т.е. распятие) гораздо лучше, чем некоторые из присутствующих там (в Иерусалиме) и смотревших на совершавшееся перед ними. Многие из этих последних (в Иерусалиме), видя всё это собственными глазами, не получили никакой пользы, а те, хотя и не увидели собственными глазами, силою веры увидели ещё яснее. Значит Златоуст укоряет Галатов за то, что они видели Христа и оставили обнаженным за них, привязанным к столбу, пригвождённым ко кресту, оплёванным, поруганным, напоенным уксусом , поносимым разбойниками, прободаемым копьём. Всё это ап. Павел, по словам Иоанна Златоуста, обобщил словами, предначертан был…. То есть, Иоанн Златоуст считает, что Галаты, причем не один, а группа, община верующих, видели в буквальном смысле слова, именно видели, само распятие:…, гвозди, оплевание, прободение, поношение, т.е. как бы всю картину видели. Наверно, были верующие Галаты, которые все это видели, пишет Иоанн Златоуст. Но мы может предположить, что это был Нерукотворный Спас который был послан в Малую Азию (Галатия – это область, которая находилась в Малой Азии, как раз неподалёку от Эдессы, центральной части Малой Азии - это по преданию, согласно которому Нерукотворный Спас был послан к князю Авгарю). Следовательно, этот плат должен был пройти через Галатийскую область или рядом с ней. Сейчас на Западе у учёных существует мнение, что легенда о Нерукотворном Образе Спаса появилась в 5 веке только. Да, если она появилась в 5 веке, а ап. Павел говорит о том. Что перед глазами был предначертан образ в 1 веке.

Многие предания, легенды, тексты сохранились в позднейших источниках. Известно, что например первоисточник Гомера не сохранился, древнейшая рукопись Гомера отстоит от времени, когда он жил, на 2 тыс. лет. Значит ли это, что оригинала не было? Конечно нет. Древнейшие рукописи Цицерона отстают по времени от периода его жизни на 600/700 лет. Значит ли это, что Цицерона не существовало? Нет, он существовал.

Поэтому, можно предполагать, что действительно. У Галатов был предначертан образ, который они видели именно своими очами.