logo search
Иконоведение 1 курс

Вопрос 15. Катакомбы, их происхождение и росписи в них.

Использованная литература: И.К.Языкова «Богословие иконы» Общедоступный Православный Университет МОСКВА 1995 (гл. Икона с точки зрения христианского мировоззрения и библейской антропологии); Л.А. Успенский "Богословие иконы православной церкви" (стр. 53-75), Лекции о. А. Салтыкова 93-94гг. (лекций №4, стр. 31-32 по сквозной нумерации).

Римские катакомбы представляют собой совершенно поразительные коридоры подземные, достигающие пяти этажей вглубь. Протяжённость их чрезвычайна велика: если римские катакомбы вытянуть в линию, то их протяжённость будет около 1000 километров. Кроме Рима катакомбы существуют в Неаполе, в Египте, в Палестине, но именно в римских катакомбах избежало уничтожения и сохранилось наибольшее количество первохристианских памятников. Во всём средиземноморье было естественным хоронить в пещерах. В Италии этот обычай известен с 5 в до н.э. в более ранний период была распространена кремация. Оно было вытеснено погребением в пещерах. Существуют катакомбы не только христианские, но и языческие. Наличие языческих катакомб связано с особым культом умерших, какой существовал в Рим, у римских язычников. Не быть погребённым для римлянина означало, что душа его не будет иметь места, она буде бродить, метаться и вечно мучиться, не имея места упокоения. Именно поэтому могилы украшали цветами, ставили не ней памятники - всё это мы и сейчас делаем, не подозревая о том, что эти обычаи восходят к языческим римским обычаям. Церковь это разрешает. Со временем стали образовываться общехристианские кладбища. Эти подземелья сооружались по строгому плану, в соответствии со строгими римскими законами. В церкви возник особый тип церковнослужителя, так называемые фоссеры, которые занимались тем, что всю жизнь копали эти подземелья. Поземные галереи все построены под прямыми углами, потому что землю рыли экономно , а это значит строго геометрично. Катакомбы иногда, представляют собой довольно широкие и высокое - до 2м. высотой коридоры т.к. хоронили в стенах и чем больше стена, тем больше гробов можно туда вставить.

Римские катакомбы сохранили рисунки на своих стенах, свидетельствующие, что библейский символизм находил выражение в живописном и графическом исполнении. Рыба, якорь, кораблик, птицы с оливковыми ветвями в клюве, виноградная лоза, монограмма Христа и т.д. - эти знаки несли в себе основные понятия христианства. Для выражения своего учения первохристианская Церковь привлекает и языческие символы, и некоторые сюжеты греко-римской мифологии. Она пользуется формами античного искусства, греческого и римского, наполняет их новым содержанием, и от этого нового содержания изменяются и самые эти формы. Постепенно христианская культура осваивала язык античной культуры, по мере разложения последней христианские апологеты все меньше опасались ассимиляции христианства античным миром. Язык античной философии хорошо подошел для изложения догматов христианской веры, для богословия. Язык позднеантичного искусства на первых порах оказался приемлемым для христианского изобразительного искусства.

Искусство катакомб прежде всего искусство вероучительное. Тематика росписей, как чисто символическая, так и сюжетная, в большинстве соответствует священным текстам, ветхозаветным, новозаветным, богослужебным и святоотеческим.

Первые христиане употребляли прежде всего библейские символы, как агнец, Ноев ковчег и т.д. но когда в Церковь стали входить язычники, эти символы оказались им чуждыми и часто малопонятными. Тогда, чтобы приблизить их к постижению истины, Церковь приняла некоторые языческие символы, способные передать её учение. Но, принимая эти символы, Церковь очищала их от языческого содержания, восстанавливая их первоначальный глубокий смысл, который к этому времени был в значительной степени утерян, и использовала их для выражения совершившегося дела спасения.

Наряду с редкими непосредственными изображениями Христа мы находим множество изображений и символических, как написанных красками в катакомбах, так и барельефных на саркофагах. Из тех, которые прибегают к человеческому образу, на первом месте стоит изображение Доброго Пастыря, которое появляется уже в первом веке. Например, на саркофагах знатных людей появляется сюжет "Добрый Пастырь" - это аллегорическое изображение Христа является знаком принадлежности этих людей к новой вере. Образ тесно связан с символом агнца и основан на библейских текстах. Так пророки Иезекииль (гл.34) и Давид (пс.22) представляют Израиль как стадо овец, Пастырем которого является Бог. И Христос применяет этот образ к Самому Себе: "Я есмь пастырь добрый; " (Ин. 10.14) или "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. " (Мф. 15.24). восприняв этот иконографический тип, христианство вложило в него определённое догматическое содержание: Добрый Пастырь - воплощённый Бог - несёт на Себе заблудшую овцу - падшую человеческую природу и сочетает её со Своей Божественной славой. Здесь поясняется действие Христа, а не показывается Его исторический облик. Облик этот ни в коем случае нельзя смешивать с образом Христа Отрока - Эммануила.

Из античной мифологии взят другой, сравнительно редкий символический образ Христа в виде Орфея, игрой на лире чарующего диких зверей. Символ этот часто встречается в писаниях древних авторов, начиная с Климента Александрийского: как Орфей укрощал своей лирой диких зверей, очаровывал горы и деревья, так Христос привлекает людей через Своё Божественное слово и покоряет стихии.

Даже сюжеты, которые могут с первого взгляда показаться декоративными, имеют скрытый смысл, как, например, виноградная лоза, очень часто встречающаяся в первохристианских росписях. Это образная форма, соответствующая словам Спасителя : " Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. " (Ин.15. 4-5). И слова эти, и соответствующее им изображение имеют двойной смысл. Изображение лозы и её ветвей указывает на Христа и Его Церковь: "Я есмь лоза, а вы ветви".но чаще всего встречается изображение лозы с гроздьями винограда: или сбор винограда, или птицы, клюющие гроздья. Такие изображения имеют целью указать христианам на центральное Таинство Церкви - Евхаристию. "Виноград даёт вино, как Слово дало Свою кровь", - пишет Климент Александрийский. Люди или клюющие гроздь птицы представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми.

Одним из наиболее распространенных символов первых веков была рыба (у примитивных народов рыба символ плодовитости, у римлян начала эры она превратилась в эротический символ). Принятию христианами этого символа способствовало то, что рыба играет большую роль в евангельском повествовании. Сам Спаситель неоднократно пользовался образом рыбы и рыбной ловли. Обращаясь к рыбакам, Он, естественно, употреблял образы им близкие и понятные, и, призывая их к апостольскому служению называл их "ловцами человеков" (Мф. 4.19; Мк. 1.17). Но широкое распространение этого символа в христианстве имело и другое основание, а именно: значение пяти букв, из которых состоит греческое слово рыба-Ichthus(Ichthus- "рыба" греч.,IesousChristosTheouUiosSoter- Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель). Образ этот встречается повсюду: и в стенных росписях, и на саркофагах, и в надгробных надписях, и на отдельных предметах. Маленьких рыбок из металла, стекла, перламутра или камня христиане носили на шее, как мы носим нательный крестик, с надписью "спаси" или "да спасёшь". Итак первое и основное значение рыбы - это Сам Христос. Некоторые древние авторы называют Его "небесной рыбой". Чтобы показать, что церковь основывается на Христе, изображают корабль, покоящийся на спине рыбы. Христос посреди христиан изображался в виде большой рыбы, окружённой маленькими. Более того в изображениях и письменных источниках, употребляющих символ, рыбы, подчёркивается евхаристическое значение этого символа. Когда изображается таинство Евхаристии, в виде трапезы, совершения самого таинства или же чистого символа, рядом с хлебом обязательно изображалась рыба. Между тем рыба никогда не употреблялась при совершении таинства Евхаристии. Она лишь указывала на значение хлеба и вина.

Другим распространённым символическим изображением Спасителя был Его ветхозаветный прообраз - агнец, изображение которого появляется в христианском искусстве сIвека. Этот символ распространялся как и рыбы распространялся прежде всего на Самого Христа, на христиан вообще, и в первую очередь на Апостолов. Агнцы, пьющие воду из горных источников, указывают на утоление жажды душ человеческих живой водой евангельского учения. Если агнца было два, то это указывало на Церковь из израильтян и Церковь из язычников.

Изображения Богоматери в катакомбах почти так же многочисленны, как изображения Спасителя. Но в то время, как Христос часто изображается символически, Богоматерь всегда изображается прямо и непосредственно. Наиболее древнее дошедшее до нас Её изображение относится ко IIв. Часто изображается Она и одна в видеОранты, то есть с воздетыми в молитве руками. Такое изображение подчёркивает Её роль Предстательницы пред Богом за Церковь и за мир, и в таком именно виде и изображается Она на многочисленных найденных в катакомбах донышках богослужебных сосудов. Иногда рядом с Ней изображаются Апостолы Петр и Павел, иногда Её мать, святая Анна. Роль Её особенно подчёркивается в сцене поклонения волхвов. В римских катакомбах до сих пор открыто не менее 12 изображенийпоклонения волхвов, восходящих коII-IVвекам. Богоматерь всегда сидит, держа Младенца на коленях и вместе с Ним принимая поклонение, что особенно подчёркивает Её достоинство Матери Божией. Этими изображениями христиане подчеркивали место в Церкви христиан из язычников и законность их служения наряду с христианами из народа израильского.

Наряду с изображениями, прямыми или символическими, Спасителя и Божией Матери, мы видим в катакомбах и изображения Апостолов, пророков, мучеников, а также образы Ангелов, т.е. всё разнообразие христианской иконографии.

В искусстве катакомб мы находим основной принцип церковного искусства. В катакомбах уже с первых веков появляется новый стиль искусства, свойственный христианству. Искусство это передаёт учение Церкви и соответствует священным текстам. В соответствии с этим и цель его в том чтобы на проблематику повседневной жизни дать евангельский ответ. Нигде в катакомбах мы не встречаем изображений бытового или психологического характера, в катакомбах до сих пор не найдено ни одной сцены мучений. Ещё одна черта, характерная для христианского искусства: образ сводится к минимуму деталей при максимуме выразительности. Этот лаконизм, эта скупость в средствах выражения также соответствует лаконичному и сдержанному повествованию Евангелия. Символика этого времени представляет собой стройную систему, проникнутую благовестием о тайне спасения.