3.2 Анализ внешней среды
Прежде чем рассматривать такого рода разработку, необходимо, прежде всего, оценить внешнюю среду. Поскольку речь пойдет о банкоматах и терминалах, следует разобраться с рынком данного оборудования и его особенностями.
Банкомат (от банковский автомат, иногда ATM от англ. Automated teller machine) — программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизированных выдачи и приёма наличных денежных средств как с использованием платёжных карт, так и без, а также выполнения других операций, в том числе оплаты товаров и услуг, составления документов, подтверждающих соответствующие операции.
Далее следует разобраться, как сеть банкоматов влияет на качество обслуживания клиентов и финансовые показатели.
Во-первых, по мнению экспертов, на 1 банкомат должно приходиться не более 1000 клиентов кредитной организации. Избыточная нагрузка на банкомат приводит к частым сбоям оборудования, а так же из-за чрезмерного количества клиентов увеличивается время простоя терминала из-за несвоевременной его инкассации.
Во-вторых, если банк преимущественно живет за счет кредитования населения, то недостаток банкоматов с функцией cash-in и cash recycling или недоступность их в круглосуточном режиме приводит к следующим последствиям: учащаются задержки по платежам при погашении кредита, создается недостоверная статистика по платежеспособности клиентов. Хотя причина может быть банальна: днем человек находится на работе, на выходных уезжает, либо не работают филиалы банка, а в вечернее время, когда ему удобно оплатить счета - банкоматы cash-in ему недоступны, либо чрезмерно удалены.
Следует учесть также, что при разворачивании полноценной сети по территории нашей страны потребуется 4-5 лет, в то же время при разворачивании киосков самообслуживания этот период можно сократить в 2 раза. Очевидно, что развитая сеть терминалов стимулирует рост клиентской базы, поскольку каждый клиент при получении кредитной карты задумывается над тем, как он будет получать деньги, и где платить за кредиты.
Кроме того, результаты ряда исследований показали, что дорогие многофункциональные банкоматы с удобным меню окупаются быстрее дешевых. Парадокса здесь нет. У кредитной организации снижаются транзакционные издержки на обмен валюты, пополнение счета, увеличивается доход за счет комиссионных и конвертации. Дорогие модели собраны из более надежных комплектующих и реже дают технические сбои.
Важно отметить также, что банкомат только тогда будет приносить прибыль, если для него правильно выбрано место. При этом важно не только, чтобы банкоматы располагались в людных местах, но и чтобы к ним был обеспечен круглосуточный доступ. Это имеет принципиальное значение в случаях с клиентурой, у которой нет возможности обслуживаться в банкоматах в местах работы.
Рассмотрим некоторые статистические данные о числе банкоматов Сбербанка в крупных городах (по данным на 17.10.2013), представленные в таблице 4.
Таблица 4 - Информация о количестве банкоматов Сбербанка в десяти самых крупных центрах РФ
Город | Население, миллионов человек | Количество банкоматов |
Москва | 15,10 | 2134 |
Санкт-Петербург | 5,10 | 916 |
Нижний Новгород | 1,26 | 431 |
Екатеринбург | 1,35 | 413 |
Омск | 1,16 | 344 |
Уфа | 1,06 | 336 |
Новосибирск | 1,47 | 284 |
Казань | 1,14 | 259 |
Самара | 1,17 | 250 |
Красноярск | 1,00 | 232 |
Всего по России |
| 41768 |
Ниже представлены сводные данные по категориям использования платежных карт на рисунке 7, по рейтингу банков по количеству собственных банкоматов на рисунке 8 и по количеству активных пластиковых карт на рисунке 9 по данным на 1 июля 2013 года.
Рисунок 7 – Статистика по категориям использования платежных карт
Рисунок 8 – Рейтинг банков по количеству собственных банкоматов по РФ |
Рисунок 9 – Рейтинг банков по количеству активных пластиковых карт
Из представленной информации можно заключить, что Сбербанк обладает максимально возможной филиальной сетью банкоматов, с большим отрывом в сравнении с конкурентами. Помимо этого мы видим, что держатели пластиковых карт чаще всего используют эти карты (кредитные, дебетовые) в основном для оплаты товаров/услуг (48%) и снятия наличных средств (34%). Основным связующим инструментом в данном процессе выступает как раз банкомат. На сегодняшний день банковскими картами пользуется не менее 63% россиян. Такой показатель полностью оправдывает использование банкоматов и терминалов в нашей стране и создает предпосылки для их модернизации и развития, и, как следствие, привлечения новых клиентов за счет новых функций. В данном контексте разработка продукта (3) удовлетворяет этим критериям.
- Реферат
- Содержание
- 1 Современные тенденции развития банковской деятельности
- 1.1 Общая характеристика и классификация банковских услуг
- 1.2 Анализ деятельности крупнейших банков
- 1.3 Электронные банковские услуги
- 1.4 Проблемы и совершенствование рынка банковских услуг
- 2 Оценка деятельности оао «Сбербанк России»
- 2.1 Характеристика деятельности оао «Сбербанк России»
- 2.2 Вид деятельности
- 2.3 Характеристика оказываемых услуг
- 2.4 Организационная структура оао «Сбербанк России»
- 2.5 Нормативно-правовые документы оао «Сбербанк России»
- 2.6 Охрана труда и окружающей среды
- 2.7 Гражданская оборона
- 2.8 Финансово-экономические показатели деятельности оао «Сбербанк России»
- 3 Разработка мероприятий по привлечению дополнительных клиентов на примере оао «Сбербанк России»
- 3.1 Разработка и обоснование выбора стратегии
- 3.2 Анализ внешней среды
- 3.3 Характеристика сегмента потребителей и потенциальные возможности
- 3.4 Экономическое обоснование реализации проекта
- 4 Заключение и выводы
- Список используемых источников
- Приложение а (обязательное)
- Заказ с производства
- Приложение б
- (Обязательное)
- Справка
- О результатах внедрения решений,
- Приложение в (обязательное)
- Запрос на трудоустройство
- Приложение г (обязательное) Резюме
- Приложение д (обязательное) рейтинговые критерии комплексной самооценки дипломной работы
- Приложение е