32 Св. Феодор Студит. Его борьба за почитание икон и его творения.
Когда Лев Армянин созывал собор против почитания икон, Ф. С. сказал ему: “Не нарушай мира Церкви; Бог поставил в Церкви иных апостолами, других пастырями и учителями но не упомянул о царях; оставь Церковь пастырям и учителям. Если бы сам ангел сошел с неба и стал извещать истребление веры нашей, то не послушаем и его.”Ф. С. видел в иконоборчестве нарушение свободы Церкви, а с догматической стороны, усматривал в отрицании видимых изображений Христа умаление полноты Его человеческой природы, противление воле Его, пославшего Авгарю Свой нерукотворный образ. Ф. С. небыл оригинальным и глубоким догматиком, как его предшественник по защите икон Ин. Дамаскин; но он был первым борцем современного ему православия. За устроенный им крестный ход с иконами, Ф. С. был заточен и сослан; биография , составленная двумя поколениями позже, много говорит о его мучениях и скитаниях. В темнице Ф. С. продолжал борьбу, аппелируя к патриархам, прежде всего к папе,которому “Христос вручил ключи веры” . Новый император прекратил преследования. Ф. С. встречен был народом, как мученик и чудотворец; но монастыря ему император не вернул. Вскитаниях он скончался в 826 г. , окруженный учениками…Ф. С. является врагом византийского цезаропапизма и защитником первенства римской церкви, как главного оплота против тирании иконоборцев . Из поэтических произведений Ф. С. следует назвать каноны “На воздвижение Св. Креста” и “На поклонение Св. иконам”, употребительные доселе в богослужении, а также 18 гимнов в честь различных отцев и святителей Церкви /1/.
Преподобный Ф. Студит “Послание Платону о почитании икон”.
…Всякое искусственное изображение является подобием того (предмета), которого оно служит изображением, и в самом себе путем воспроизведения показывает очертание первообраза, как говорит искусный в божественных вещах Дионисий: истина-в подобии, первообраз в образе; каждое из двух- в каждом из двух, исключая различия сущности. Итак, поклоняющийся изображению поклоняется тому, кого верно представляет изображение. Ибо не сущности изображения он покланяется, но начертанному на нем; и в отношении тожества поклонения изображение нераздельно от первообраза, ибо в отношении подобия изображение с первообразом тожественно…. Но одно- природный образ, и другое-( образ, получаемый) через произведение . Одно, по сравнению с причиной, имеет не природное различие, но личное, как Сын по отношению к Отцу, ибо одно Лицо Сына и другое-Отца, природа же ,очевидно,- одна. Другое же , напротив, имеет природное различие, но не личное, как образ Христа по отношению к (Самому) Христу. Одна- природа вещества изображения, а другая-(природа) Христа; лицо же не иное, но одно и тоже (Лицо) Христа, хотя бы и было начертано на иконе….Если же кто-либо снова скажет, что ни по тожеству лиц, ни по тожеству природы поклонение (воздаваемое) изображению не относится к первообразу, то очевидно, он рассек силу и отделил славу первообраза от изображения и, таким образом, покланяясь изображению Христа, явно идолопоклонствует, вводя не одно, но два поклонения. Это и стараются доказать иконоборцы. ….Ибо поклонение воздается одному и тому же Лицу, хотя бы оно и было начертано, в противном же случае это был бы не образ, но некий предмет, существующий самостоятельно, если бы он в отношении чести был отделен и оторван от первообраза. И таким образом, наконец, и в поклонении иконе Христа одно поклонение и славословие усердно прославляемой и блаженной Троице….Поклонение бывает не сущности( то есть веществу) изображения,…но когда в изображении Христа, поклонение воздается Христу, то вещество изображения остается совершенно не участвующим в поклонении, которое воздается (изображенному) на нем Христу.
….Если уничтожено подобие которое было на нем (веществе) видимо и к которому (относилось) поклонение,то вещество остается без почитания, как не имеющее с подобием ничего общего….Таким образом, как мне кажется, почитание иконы Христа основывается на учении св. отцов.Если почитание уничтожается, то уничтожается вместе и Домостроительство Христа; и, если поклонение не воздается иконе, уничтожается точно так же поклонение Христу.
/2/
Литература: 1 Христианство. Энц. Сл-рь, т. 3
2 Пр. Феодор Студит “Послание Платону о почитании икон”.
- Вопрос 11. Прещения Божии на изображения в Библии и причины этих прещений.
- Вопрос 12. Какие изображения упоминает Иисус Христос? Их прообразовательный смысл.
- Вопрос 13. Апостол Павел об образе Спасителя.
- Вопрос 14. Туринская плащаница и предание о Нерукотворном образе Спасителя
- Вопрос 15. Катакомбы, их происхождение и росписи в них.
- 16. Символические изображения в катакомбах.
- 17. Ветхозаветные и евангельские изображения в катакомбах.
- 18. Древнейшие изображения Матери Божией в катакомбах.
- 19. Древнейшие изображения Спасителя.
- 20. Значение античного искусства для возникновения и развития церковных искусств области архитектуры, градостроительства и строительных наук.
- Вопрос 21. Тертуллиан и другие раннехристианские писатели о изображениях.
- Вопрос 22. О почитании изображений первыми христианами по учению церкви.
- 23. Символика креста в раннехристианском иск-ве.
- Вопрос 24. Св.Василий Великий и другие Отцы Церкви о прекрасном. Значение его творений для учения об иконах.
- 25. Правила Трулльского собора (Пято-Шестого) 692г. О почитании икон.
- 31. Святой Иоанн Дамаскин об иконографии
- Характер и содержание “трех слов”
- 32 Св. Феодор Студит. Его борьба за почитание икон и его творения.
- 33 Православное учение о почитании икон и др. Святынь.
- 34. Праздник торжества православия. Его связь с иконопочитанием
- 35. Понятие исихазма и его значение для церковного искусства.
- Вопрос 40
- 41. Понятие о каноне. Его значение в церковном искусстве. Канон и свобода творчества.
- 42. Вопросы церковного искусства на Стоглавом соборе 1551 г.
- 43. Дело дьяка Висковатого и начало упадка церковного искусства.
- 44. Типы свящ. Изображений. Иконы и "притчи".
- Чинопоследование освящения икон и причины его возникновения
- Чин благословения святого “единого или многих”