logo search
Иконоведение 1 курс

Характер и содержание “трех слов”

Первое слово:Св.Писание, запрещая поклоняться истуканам и языческим богам, повелевает поклоняться только истинному Богу. Создатель воплотился для спасения человеческого рода и потому былвидимлюдьми. Отсюда возможно делать Его изображение…..Нужно повиноваться СВ. Преданию, сообщающему нам много такого,о чем в св. Писании не говорится, между прочим, и, о необходимости иконопочитания. Ссылки противников на различные месте писаний на самом деле говорят не против изображений, а против боготворения их…..Второе слово: Демон, смущавший некогда евреев,теперь смущает Церковь, ибо некоторые возстали на борьбу со свю иконами. ….Противники изображений (как Манихеи) хулят вещество; между тем все Божие –прекрасно и Бог не -Виновник зла. Мы поклоняемся…Создателю вещества, воплотившемуся ради нашего спасения…..Не царей делоразрешать исвязывать,устраивать Церковь; должно жить , руководствуясь преданием св. Отцов…..Дело изображений- древнее: Бог сотворил человека по образу Своему…..Третье слово:Строя Скинию…Моисей не противоречил тому, что он говорил о Божием запрещении- делать подобия…Во всяком деле должно разыскивать истину и ложь. Истинная цель, например, изображений- слава Бога и Его святых. Поэтому должно делать изображения- эти книги, повествующии о чудесах Божиих и проч. …В дальнейшей части слова И. Д. Ставит вопросы: Во первых,что есть икона? “… подобие и образец и оттиск чего либо, показывающий собою то, что изображается. Но, во всяком случае, изображение не во всех отношениях подобно первообразу, т. е. ,изображаемому лицу или предмету; ибо иное есть изображение, и другое- то, что изображается. …” ради чего существует изображение? “ Всякое изображение делает ясным скрытые вещи и показывает их … для указания знанию пути и объяснения и обнаружения скрытого; вообще же- для пользы и благодеяния, и спасения.” Что- изображаемо и что не- изображаемо? И как всякий в отдельности предмет изображается?“Тела, как имеющии и формы, и телесное очертание, и цвет, конечно, естественно выражаются посредством образов. … И так, мы знаем, что невозможно увидеть глазами природу как Бога , так души, так и демона, но что они созерцаются посредством некоего приспособления …И так, Бог, не желая, чтобы мы соверщенно не знали того, что безтелесно, облек его формами и фигурами, и образами, применительно к нашей природе; фигурами телесными, созерцаемыми при помрщи зрения ума. И этому мы даем формы, и это изображаем …” и т. д. /2/

По словам Ин. Дамаскина, душа охватывает тело, как огонь железо неизреченным образом. …Основное свойство души- разумность. Чистейшей частью души является ум. Чувство тоже свойство души, но, увы, не такое чистое. Ум, будучи основной чистейшей частью души, является прекраснейшей частью души. Частью человека. И вот ум находится в середине между Богом и плотью. Именно ум в первую очередь, по мнению святоотеческой традиции в широком плане, по мнению И. Дамаскина- в первую очередь соединяет человека с Богом. /1/

Литература: 1 Лекции О Александра С.

2 Прп. И. Д. “Три защитительных слова против

порицающих св. иконы или изображения.”