logo
GAK080111_Marketing

3.9. Конкурентоспособность товаров. Факторы, определяющие конкурентоспособность (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)

За последние годы произошло насыщение внутреннего рынка страны разнообразными товарами отечественного и зарубежного производства, что привело к спаду напряженности потребительского спроса. В этих условиях резко возросли требования к качеству продукции, правилам гарантийного и послегарантийного обслуживания, безопасности продукции для потребителя окружающей среды, а также к внешнему оформлению и соответствию направления моды потребительских товаров.

Важнейшим признаком процветающей экономики является выпуск высококачественных и конкурентоспособных товаров. Производство товаров низкого качества приводит к безвозвратным потерям сырьевых материалов, которые в настоящее время очень дороги, а также к неэффективному использованию материальных и трудовых ресурсов. В переходный период многие предприятия России все еще не могут наладить выпуск конкурентоспособной продукции. Основными причинами такого положения являются низкий уровень технической оснащенности предприятий, недостаточная профессиональная подготовка работников, финансовые трудности и др. При решении проблемы повышения качества необходимо учитывать структуру, взаимосвязи и факторы, определяющие качество изделия, производства, фирмы и общества в целом.

Основной проблемой национальной экономической безопасности нашей страны является уровень конкурентоспособности производимой продукции, который еще недостаточно высок.

Конкурентоспособность продукции – характеристика продукции, которая отражает ее отличие от продукции конкурента как по степени соответствия потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

К условиям обеспечения конкурентоспособности товара относятся:

Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин снижения значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, называемый факторным анализом, важный аспект деятельности предприятий-изготовителей и предприятий-продавцов.

Факторы конкурентоспособности глубоко исследованы профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером.

Классификация факторов конкурентоспособности приведена в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Классификация факторов конкурентоспособности

Признак классификации

Факторы

1. Сфера действия

1.1. Макроэкономические

1.2. Микроэкономические

2. Происхождение

2.1. Основные (природные)

2.2. Развитые (искусственные)

3. Специализация

3.1. Общие

3.2. Специализированные

4. Этапы обеспечения

4.1. Производственные

4.2. Сбытовые

4.3. Сервисные

4.4. Рыночные

5. Социально-экономическая природа

5.1. Ресурсы

5.2. Инфраструктура

6. Интенсивность воздействия

6.1. Малозначительные

6.2. Значительные

6.3. Очень значительные

7. Характер воздействия

7.1. Положительные (благоприятные)

7.2. Отрицательные (неблагоприятные)

По сфере действия различают макроэкономические и микроэкономические факторы.

Первые действуют на уровне государств и отраслей страны, вторые – на уровне предприятий, конкретных товаров и услуг.

Рассмотрим характеристику факторов по признакам происхождения и специализации.

Основные (природные) факторы – это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила.

Развитые факторы являются часто результатом интеллектуальной деятельности – организация научных центров производства и формирования высокообразованных кадров, хорошо развитая инфраструктура обмена информацией.

Общие факторы – это факторы, действующие в широком спектре отраслей: сеть автомобильных и железных дорог, персонал с высшим образованием.

Специализированнее факторы – это факторы, применяемые в ограниченном числе отраслей или даже в одной единственной. К ним относятся, например, персонал с узкой специализацией (кадры модельеров Франции), хорошо развитая сеть НИИ в области оптики (Германия).

По мнению М. Портера, наиболее значительное и стойкое конкурентное преимущество создается тогда, когда в отрасли действуют одновременно развитые и специализированные факторы.

Можно выделить следующие микроэкономические факторы конкурентоспособности: производственные, рыночные, сбытовые, сервисные.

К производственным факторам конкурентоспособности относят имидж предприятия-изготовителя, обновление промышленного ассортимента, сертифицированную систему качества, участие промышленных предприятий в различных конкурсах по качеству (конкурс на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества, конкурс «Российская марка», программа-конкурс «100 лучших товаров России» и др.), применение защитных мер по предупреждению фальсификации.

К рыночным факторам конкурентоспособности можно отнести тип рынка в зависимости от остроты конкуренции на рынке; емкость рынка, в т.ч. рыночную новизну, частоту покупок товара; стабильность и перспективность рынка; подготовленность рынка; патентно-правовые показатели, от которых зависит принципиальная возможность реализации товара на рынке той или иной страны-потребителя.

Сбытовые и сервисные факторы действуют на отдельных этапах товародвижения. Отметим следующие сбытовые факторы: увязка новой продукции с ассортиментом выпускаемой продукции; создание разветвленной дилерской сети; рекламное обеспечение; форма расчета с поставщиками; транспортабельность товара; надежность поставки.

Сервисные факторы действуют на стадии обращения. В формировании конкурентоспособности товаров большую роль играют услуги предприятий розничной торговли. Они оказываются на этапах предпродажного и послепродажного обслуживания.

К факторам, действующим на стадии предпродажного обслуживания, относятся:

На стадии послепродажного обслуживания в качестве сервисных факторов конкурентоспособности выступают наличие и качество следующих услуг:

Необходимо отметить, что сбытовые и сервисные факторы как услуги тесно корреспондируют между собой, так как преследуют одни и те же цели: обеспечение надлежащего качества товаров; доступность его для потребителя по цене и другим параметрам; обеспечение рационального ассортимента, т.е. ассортимента, соответствующего спросу различных категорий покупателей по разным параметрам.

Далее необходимо привести примеры влияния указанных выше факторов на конкурентоспособность продовольственных и непродовольственных товаров.