3.9. Конкурентоспособность товаров. Факторы, определяющие конкурентоспособность (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
За последние годы произошло насыщение внутреннего рынка страны разнообразными товарами отечественного и зарубежного производства, что привело к спаду напряженности потребительского спроса. В этих условиях резко возросли требования к качеству продукции, правилам гарантийного и послегарантийного обслуживания, безопасности продукции для потребителя окружающей среды, а также к внешнему оформлению и соответствию направления моды потребительских товаров.
Важнейшим признаком процветающей экономики является выпуск высококачественных и конкурентоспособных товаров. Производство товаров низкого качества приводит к безвозвратным потерям сырьевых материалов, которые в настоящее время очень дороги, а также к неэффективному использованию материальных и трудовых ресурсов. В переходный период многие предприятия России все еще не могут наладить выпуск конкурентоспособной продукции. Основными причинами такого положения являются низкий уровень технической оснащенности предприятий, недостаточная профессиональная подготовка работников, финансовые трудности и др. При решении проблемы повышения качества необходимо учитывать структуру, взаимосвязи и факторы, определяющие качество изделия, производства, фирмы и общества в целом.
Основной проблемой национальной экономической безопасности нашей страны является уровень конкурентоспособности производимой продукции, который еще недостаточно высок.
Конкурентоспособность продукции – характеристика продукции, которая отражает ее отличие от продукции конкурента как по степени соответствия потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
К условиям обеспечения конкурентоспособности товара относятся:
развитие рыночных отношений и предпринимательства, совершенствование планирования, международная интеграция, действие механизма конкуренции и антимонопольного законодательства, ориентация налоговой системы и кредитно-финансового механизма на рост конкурентоспособности;
обеспечение единства развития техники, технологии, экономики, управления;
рассмотрение в единстве качества (полезного эффекта) и совокупных затрат на продукцию;
применение современных методов исследований и разработок;
формирование системы обеспечения конкурентоспособности объекта с ориентацией на интересы потребителя.
Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности. Анализ причин снижения значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, называемый факторным анализом, – важный аспект деятельности предприятий-изготовителей и предприятий-продавцов.
Факторы конкурентоспособности глубоко исследованы профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером.
Классификация факторов конкурентоспособности приведена в табл. 3.1.
Таблица 3.1
Классификация факторов конкурентоспособности
Признак классификации | Факторы |
1. Сфера действия | 1.1. Макроэкономические 1.2. Микроэкономические |
2. Происхождение | 2.1. Основные (природные) 2.2. Развитые (искусственные) |
3. Специализация | 3.1. Общие 3.2. Специализированные |
4. Этапы обеспечения | 4.1. Производственные 4.2. Сбытовые 4.3. Сервисные 4.4. Рыночные |
5. Социально-экономическая природа | 5.1. Ресурсы 5.2. Инфраструктура |
6. Интенсивность воздействия | 6.1. Малозначительные 6.2. Значительные 6.3. Очень значительные |
7. Характер воздействия | 7.1. Положительные (благоприятные) 7.2. Отрицательные (неблагоприятные) |
По сфере действия различают макроэкономические и микроэкономические факторы.
Первые действуют на уровне государств и отраслей страны, вторые – на уровне предприятий, конкретных товаров и услуг.
Рассмотрим характеристику факторов по признакам происхождения и специализации.
Основные (природные) факторы – это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила.
Развитые факторы являются часто результатом интеллектуальной деятельности – организация научных центров производства и формирования высокообразованных кадров, хорошо развитая инфраструктура обмена информацией.
Общие факторы – это факторы, действующие в широком спектре отраслей: сеть автомобильных и железных дорог, персонал с высшим образованием.
Специализированнее факторы – это факторы, применяемые в ограниченном числе отраслей или даже в одной единственной. К ним относятся, например, персонал с узкой специализацией (кадры модельеров Франции), хорошо развитая сеть НИИ в области оптики (Германия).
По мнению М. Портера, наиболее значительное и стойкое конкурентное преимущество создается тогда, когда в отрасли действуют одновременно развитые и специализированные факторы.
Можно выделить следующие микроэкономические факторы конкурентоспособности: производственные, рыночные, сбытовые, сервисные.
К производственным факторам конкурентоспособности относят имидж предприятия-изготовителя, обновление промышленного ассортимента, сертифицированную систему качества, участие промышленных предприятий в различных конкурсах по качеству (конкурс на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества, конкурс «Российская марка», программа-конкурс «100 лучших товаров России» и др.), применение защитных мер по предупреждению фальсификации.
К рыночным факторам конкурентоспособности можно отнести тип рынка в зависимости от остроты конкуренции на рынке; емкость рынка, в т.ч. рыночную новизну, частоту покупок товара; стабильность и перспективность рынка; подготовленность рынка; патентно-правовые показатели, от которых зависит принципиальная возможность реализации товара на рынке той или иной страны-потребителя.
Сбытовые и сервисные факторы действуют на отдельных этапах товародвижения. Отметим следующие сбытовые факторы: увязка новой продукции с ассортиментом выпускаемой продукции; создание разветвленной дилерской сети; рекламное обеспечение; форма расчета с поставщиками; транспортабельность товара; надежность поставки.
Сервисные факторы действуют на стадии обращения. В формировании конкурентоспособности товаров большую роль играют услуги предприятий розничной торговли. Они оказываются на этапах предпродажного и послепродажного обслуживания.
К факторам, действующим на стадии предпродажного обслуживания, относятся:
условия приобретения товара и форма его оплаты;
демонстрация сложнотехнического товара в действии и предоставление покупателю возможности продегустировать пищевой продукт;
подбор товара, исходя из индивидуальных особенностей покупателя.
На стадии послепродажного обслуживания в качестве сервисных факторов конкурентоспособности выступают наличие и качество следующих услуг:
упаковка, доставка и установка (монтаж) купленных товаров;
организация технического обслуживания в гарантийный и послегарантийный периоды.
Необходимо отметить, что сбытовые и сервисные факторы как услуги тесно корреспондируют между собой, так как преследуют одни и те же цели: обеспечение надлежащего качества товаров; доступность его для потребителя по цене и другим параметрам; обеспечение рационального ассортимента, т.е. ассортимента, соответствующего спросу различных категорий покупателей по разным параметрам.
Далее необходимо привести примеры влияния указанных выше факторов на конкурентоспособность продовольственных и непродовольственных товаров.
- Составители:
- Введение
- 1. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- 1.1. Особенности маркетинга розничного торгового предприятия
- 1.2. Окружающая внешняя среда и ее влияние на деятельность розничного торгового предприятия
- 1.3. Факторы конкурентоспособности и конкурентные преимущества торгового предприятия
- 1.4. Мерчендайзинг: понятие, цели, основные процедуры
- 1.5. Формирование товарной политики в розничных торговых предприятиях
- 1. 6. Формирование ценовой политики в розничном торговом предприятии
- 1.7. Коммуникативная политика розничного торгового предприятия
- 1.8. Стратегия целевого маркетинга в розничном торговом предприятии
- 1.9. Стратегическое планирование в розничном торговом предприятии
- 1.10. Формирование имиджа розничного торгового предприятия
- 2. Управление маркетингом
- 2.1. Модель расширенного соперничества м. Портера
- 2.2. Особенности стратегий развития малых, средних и крупных фирм
- 2.3. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 2.4. Понятие конкурентного преимущества: внутреннее и внешнее конкурентное преимущество
- 2.5. Выбор стратегий роста с использованием матриц Ансоффа
- 2.6. Матрица Мак-Кинзи и ее применение в разработке маркетинговых стратегий предприятий
- 2.7. Позиционирование товара: цели, основания
- 2.8. Оценка конкурентоспособности товара
- 2.9. Стратегии маркетинга на различных этапах жизненного цикла товара
- 2.10. Торговые посредники и критерии их выбора
- 2.11. Маркетинговый подход к ценообразованию. Стратегии ценообразования
- 2.12. Планирование рекламной кампании
- 2.13. Комплекс маркетинговых коммуникаций предприятия
- 2.14. Pr: цели и средства
- 2.15. Факторы эффективности товарной рекламы
- 2.16. Окружающая среда маркетинга
- 2.17. Маркетинговое планирование
- 2.18. Стратегические и тактические планы маркетинга
- 2.19. Маркетинг как система, его сущность, принципы и функции
- 2.20. Товарный знак и бренд, их сущность и роль в продвижении товаров
- 3. Товароведение и экспертиза товаров
- 3.3. Ассортимент товаров: виды, показатели ассортимента (широта, полнота, обновляемость и др.), управление ассортиментом товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.4. Информация о товаре. Виды и средства информации. Требования к информации о товаре. Маркировка товаров: информационная, идентификационная, мотивационная, эмоциональная функции
- 3.5. Измерительные методы и их использование при оценке качества, экспертизе и сертификации товаров
- 3.6. Эвристические методы оценки качества товаров (органолептический, экспертный и социологический), особенности их использования в экспертизе продовольственных и непродовольственных товаров
- 3.7. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров, их применение и весомость для товара различных групп (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.8. Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.9. Конкурентоспособность товаров. Факторы, определяющие конкурентоспособность (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.10. Роль стандартизации в обеспечении конкурентоспособности товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.11. Роль технического регулирования и сертификации в повышении конкурентоспособности товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.12. Идентификация и фальсификация товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.13. Экспертиза товаров: предмет. Объекты и субъекты товарной экспертизы. Порядок проведения экспертизы
- 3.14. Факторы, влияющие на сохранение качества товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 4. Экономика организации (предприятия)
- 4.1. Валовой доход предприятия, источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода
- 4.2. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.3. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.4. Оборотные средства предприятия торговли, понятие, состав, структура, источники образования, эффективность использования
- 4.5. Товарные запасы, их виды и назначение. Нормирование товарных запасов
- 4.6. Время товарного обращения, факторы его определяющие. Пути ускорения товарооборачиваемости
- 4.7. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование
- 4.8. Анализ, планирование и прогнозирование розничного товарооборота. Основные ограничители при планировании объемов товарооборота
- 4.9. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.10. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета
- 4.11. Эффективность использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат
- 4.13. Анализ расходов предприятия торговли, планирование, прогнозирование
- 4.14. Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 4.15. Производительность труда в торговле, пути ее повышения