4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат
Расходы отражают уменьшение платежных средств и имущества предприятия и отражаются в учете на момент платежа. Расходы предприятия в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений его деятельности делятся на:
расходы по обычным видам деятельности;
операционные расходы;
внереализационные расходы;
чрезвычайные расходы.
В стоимостной оценке по периодам деятельности предприятия расходы отличаются от затрат.
Затраты характеризуют в денежном выражении объем ресурсов за определенный период, используемый в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Затраты отражаются в учете на момент потребления в хозяйственном процессе. Затраты, связанные с организацией и обслуживанием процесса обращения, представляют собой издержки обращения.
Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя до потребителя. Издержки обращения возникают у предприятий, осуществляющих товарное обращение, и представляют собой стоимостную оценку материальных, трудовых и иных затрат.
Отличительной особенностью издержек обращения от себестоимости или издержек производства является то, что в них не включается стоимость закупаемых товаров.
Группировка затрат по элементам в зависимости от экономического содержания затрачиваемых ресурсов:
1 группа: материальные затраты – в составе этой группы в торговле отражают:
стоимость топлива и энергии всех видов;
износ МБП;
затраты на использование природного сырья (плата за воду);
потери от недостачи материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.
2 группа: расходы на оплату труда.
3 группа: отчисления на социальные нужды – в этой группе отражаются отчисления по установленным нормам от расходов на оплату труда в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и фонд занятости.
4 группа: амортизация ОФ включает величину износа по собственным и арендованным ОФ.
5 группа: прочие расходы.
Издержки обращения являются составной частью текущих затрат предприятия. В состав затрат включаются:
затраты на закупку товаров;
текущие издержки по организации процессов товарного обращения;
финансовые затраты;
расходы, осуществляемые за счет финансовых результатов деятельности предприятия и его чистой прибыли.
Кроме затрат на осуществление текущей хозяйственной деятельности, существуют капитальные вложения в развитие ОФ, функционирующих в течение длительного времени, поэтому затраты, связанные с капитальными вложениями относятся к долгосрочным и включаются в состав совокупных затрат.
Классификация издержек обращения
По участию в образовании стоимости:
Чистые ИО – затраты торгового предприятия по обслуживанию процесса купли-продажи и смены форм стоимости. Эти затраты общественно необходимы, но они не создают потребительную стоимость и не увеличивают стоимость товара: расходы, связанные с обслуживанием покупателей, рекламой, денежным оборотом, ведением кассовых и бухгалтерских операций.
Дополнительные ИО – затраты торговых предприятий по выполнению операций, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения: затраты на транспортировку, хранение, доработку, фасовку, упаковку товаров.
По способу отнесения на отдельные товары и товарные группы:
Прямые ИО – расходы торгового предприятия, которые на основании первичных документов могут быть отнесены на соответствующую товарную группу без дополнительных расчетов.
Косвенные ИО – невозможно напрямую распределить между товарными группами, поэтому их распределяют пропорционально какому-либо показателю: торговая площадь, объем товарооборота, заработная плата ТОП.
По составу:
Простые ИО – экономически одноэлементные расходы (расходы на оплату труда).
Комплексные ИО – состоят из разных элементов затрат (прочие расходы).
По рациональности использования:
Производительные расходы – дают полезный результат и способствуют результативному осуществлению торгово-хозяйственной деятельности предприятия.
Непроизводительные расходы – полезного результата не дают, но являются неизбежными в процессе торгово-хозяйственной деятельности (потери товаров в пределах норм естественной убыли).
По назначению:
Основные затраты – непосредственно связаны с процессом реализации товаров (составляют примерно 90% всех ИО).
Управленческие затраты – образуются в связи с организацией и управлением торгового процесса.
По периодичности возникновения:
Текущие расходы – связаны с реализацией товаров в данном периоде.
Дискреционные расходы – их размер предприятие устанавливает произвольно в зависимости от его коммерческой политики (расходы на рекламу, подготовку специалистов и т. п.).
По степени зависимости от изменения объема товарооборота:
Постоянные ИО – их сумма непосредственно не зависит от объема и структуры товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту направлении. Постоянные ИО могут быть остаточные (абсолютно постоянные) и стартовые (условно постоянные).
Остаточные ИО – часть постоянных ИО, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что процесс реализации товаров приостановлен на некоторое время (коммунальные платежи, арендная плата, минимальная оплата труда).
Стартовые ИО – возникают с возобновлением процесса реализации товаров.
Если предприятие прекращает работу на длительный срок, остаточные ИО снижают за счет сокращения численности работников и отказа от аренды помещений.
Переменные ИО – их сумма зависит от изменения объема и структуры товарооборота. Могут быть пропорциональными, прогрессивными и дигрессивными.
Пропорциональные ИО – изменяются в том же направлении и темпе, что и объем розничного товарооборота, поэтому их сумма изменяется, а уровень остается неизменным.
Прогрессивные ИО – изменяются в относительно большей пропорции, чем объем товарооборота, поэтому их уровень незначительно возрастает с ростом товарооборота и снижается в результате его снижения.
Дигрессивные ИО – изменяются в относительно меньшей пропорции, чем объем товарооборота, поэтому их уровень несколько снижается с ростом товарооборота и возрастает в результате его снижения.
Номенклатура и состав издержек обращения
Номенклатура и состав издержек обращения определены Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в ИО. Эта номенклатура обязательна к применению всеми торговыми предприятиями независимо от форм собственности и содержит 14 основных статей:
транспортные расходы:
оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозку товара;
оплата услуг организаций по погрузке и выгрузке товаров, за экспедиционные услуги;
оплата за обслуживание подъездных путей и др.;
расходы на оплату труда:
затраты на оплату труда работников;
премии за текущие результаты деятельности;
отчисления на социальные нужды:
фонд социального страхования;
фонд медицинского страхования;
пенсионный фонд;
фонд занятости;
расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря:
плата за текущую аренду основных средств;
расходы на коммунальные услуги;
расходы на уборку помещений и вывоз мусора;
расходы на проведение противопожарных мероприятий;
оплата сторонним организациям за сигнализацию, охрану и др.;
амортизация ОС;
расходы на ремонт ОС;
износ спец. одежды, посуды, приборов и др. МБП:
стоимость спец. одежды, посуды, приборов;
плата прачечным, ремонтным мастерским и др. предприятиям;
8) расходы на топливо, газ, энергию для производственных нужд (статья предназначена для предприятий питания);
9) расходы на хранение, переработку, подсортировку и упаковку товаров:
стоимость материалов для упаковки и фасовки (пакетов и др.);
плата за услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товара;
расходы на содержание холодильного оборудования (стоимость электроэнергии, расходы на техническое обслуживание);
10) расходы на рекламу:
оформление витрин, выставок;
разработка и печатание рекламных изданий;
рекламные мероприятия через СМИ;
разработка и изготовление фирменных этикеток, пакетов, упаковки;
11) затраты по оплате процентов за пользование займом (кредиты банков и кредиты поставщиков);
12) потери товаров и технологические отходы;
13) расходы на тару;
14) прочие расходы:
налоги и сборы во внебюджетные фонды (транспортный налог);
износ НМА;
командировочные расходы;
представительские расходы и т. д.
Факторы, влияющие на издержки обращения
1 группа: факторы, зависящие от деятельности торгового предприятия (внутренние факторы):
объем товарооборота – рост объема товарооборота приводит к увеличению общей суммы ИО, однако уровень издержкоемкости при этом снижается, т. к. сумма постоянных издержек остается неизменной;
состав товарооборота – различные виды товаороборота имеют разный уровень издержкоемкости. Наибольший уровень издержек обращения приходится на единицу розничного товарооборота, наименьший – на единицу оптового и торгово-посреднического товарооборота;
групповая структура товарооборота – в продовольственной торговле наибольший уровень издержкоемкости у плодоовощных товаров. В непродовольственной – по текстильным и галантерейным товарам. В целом уровень издержкоемкости продажи продовольственных товаров более чем в 2 раза выше, чем по непродовольственным товарам;
скорость обращения товаров – чем ниже период обращения товарных запасов в днях, тем ниже на торговом предприятии уровень расходов по хранению товаров, их потери от естественной убыли. Ускорение оборачиваемости на 1 день ведет к высвобождению средств однодневного товарооборота, сокращению на эту сумму потребности в кредите и экономию затрат по оплате % за пользование кредитом;
уровень производительности труда работников – чем выше объем товарооборота, приходящийся на одного работника, тем ниже уровень расходов по оплате труда и др. затрат по содержанию персонала на единицу товарооборота;
состояние используемых ОФ – чем выше степень износа ОФ, тем больше расходов несет торговое предприятие на их ремонт, амортизацию и тем выше уровень потерь товаров в процессе их хранения;
обеспеченность собственными оборотными средствами – чем выше этот показатель, тем меньшим объемом заемных средств пользуется предприятие и тем ниже сумма и уровень % за кредит.
2 группа: факторы, не зависящие от деятельности торгового предприятия (внешние факторы):
темпы инфляции в стране – чем выше этот показатель, тем быстрее растет сумма ИО по оплате труда персонала, по обслуживанию заемных средств, оплате услуг транспортных, ремонтных и других сторонних организаций;
уровень развития отдельных сегментов потребительского рынка – в условиях «рынка продавца» уровень издержкоемкости реализации отдельных групп товаров значительно ниже, чем в условиях «рынка покупателя». Это связано с различиями в скорости обращения товаров, в уровне расходов на рекламу и организацию торгового обслуживания покупателей;
изменение уровня арендных ставок – т. к. основная часть торговых предприятий арендует помещения, периодический рост арендных ставок вызывает повышение суммы издержек обращения;
изменение видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав ИО.
- Составители:
- Введение
- 1. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- 1.1. Особенности маркетинга розничного торгового предприятия
- 1.2. Окружающая внешняя среда и ее влияние на деятельность розничного торгового предприятия
- 1.3. Факторы конкурентоспособности и конкурентные преимущества торгового предприятия
- 1.4. Мерчендайзинг: понятие, цели, основные процедуры
- 1.5. Формирование товарной политики в розничных торговых предприятиях
- 1. 6. Формирование ценовой политики в розничном торговом предприятии
- 1.7. Коммуникативная политика розничного торгового предприятия
- 1.8. Стратегия целевого маркетинга в розничном торговом предприятии
- 1.9. Стратегическое планирование в розничном торговом предприятии
- 1.10. Формирование имиджа розничного торгового предприятия
- 2. Управление маркетингом
- 2.1. Модель расширенного соперничества м. Портера
- 2.2. Особенности стратегий развития малых, средних и крупных фирм
- 2.3. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 2.4. Понятие конкурентного преимущества: внутреннее и внешнее конкурентное преимущество
- 2.5. Выбор стратегий роста с использованием матриц Ансоффа
- 2.6. Матрица Мак-Кинзи и ее применение в разработке маркетинговых стратегий предприятий
- 2.7. Позиционирование товара: цели, основания
- 2.8. Оценка конкурентоспособности товара
- 2.9. Стратегии маркетинга на различных этапах жизненного цикла товара
- 2.10. Торговые посредники и критерии их выбора
- 2.11. Маркетинговый подход к ценообразованию. Стратегии ценообразования
- 2.12. Планирование рекламной кампании
- 2.13. Комплекс маркетинговых коммуникаций предприятия
- 2.14. Pr: цели и средства
- 2.15. Факторы эффективности товарной рекламы
- 2.16. Окружающая среда маркетинга
- 2.17. Маркетинговое планирование
- 2.18. Стратегические и тактические планы маркетинга
- 2.19. Маркетинг как система, его сущность, принципы и функции
- 2.20. Товарный знак и бренд, их сущность и роль в продвижении товаров
- 3. Товароведение и экспертиза товаров
- 3.3. Ассортимент товаров: виды, показатели ассортимента (широта, полнота, обновляемость и др.), управление ассортиментом товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.4. Информация о товаре. Виды и средства информации. Требования к информации о товаре. Маркировка товаров: информационная, идентификационная, мотивационная, эмоциональная функции
- 3.5. Измерительные методы и их использование при оценке качества, экспертизе и сертификации товаров
- 3.6. Эвристические методы оценки качества товаров (органолептический, экспертный и социологический), особенности их использования в экспертизе продовольственных и непродовольственных товаров
- 3.7. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров, их применение и весомость для товара различных групп (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.8. Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.9. Конкурентоспособность товаров. Факторы, определяющие конкурентоспособность (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.10. Роль стандартизации в обеспечении конкурентоспособности товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.11. Роль технического регулирования и сертификации в повышении конкурентоспособности товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.12. Идентификация и фальсификация товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.13. Экспертиза товаров: предмет. Объекты и субъекты товарной экспертизы. Порядок проведения экспертизы
- 3.14. Факторы, влияющие на сохранение качества товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 4. Экономика организации (предприятия)
- 4.1. Валовой доход предприятия, источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода
- 4.2. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.3. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.4. Оборотные средства предприятия торговли, понятие, состав, структура, источники образования, эффективность использования
- 4.5. Товарные запасы, их виды и назначение. Нормирование товарных запасов
- 4.6. Время товарного обращения, факторы его определяющие. Пути ускорения товарооборачиваемости
- 4.7. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование
- 4.8. Анализ, планирование и прогнозирование розничного товарооборота. Основные ограничители при планировании объемов товарооборота
- 4.9. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.10. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета
- 4.11. Эффективность использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат
- 4.13. Анализ расходов предприятия торговли, планирование, прогнозирование
- 4.14. Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 4.15. Производительность труда в торговле, пути ее повышения