Введение
Подготовка специалистов по специальности 0803111 «Маркетинг» завершается итоговым междисциплинарным государственным экзаменом. На этом экзамене студенты должны продемонстрировать знания и навыки по комплексу основных дисциплин в рамках Государственного общеобразовательного стандарта. В 2007г. в качестве таких дисциплин для студентов, обучающихся на дневном отделении, определены следующие: «Управление маркетингом», «Экономика предприятия», «Товароведение», «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности».
Методические указания содержат общие рекомендации по подготовке и сдаче итогового экзамена, а также краткие материалы по каждому из 60 экзаменационных вопросов. Предлагаемые материалы не являются обязательными и достаточными, а служат лишь основой ответов на экзаменационные вопросы, определяют их направленность и общую канву.
При подготовке методических указаний преподавателями использовались теоретические материалы нескольких базовых учебников по каждой дисциплине, статистические материалы, практические примеры, подтверждающие и иллюстрирующие теоретические положения. Однако при индивидуальной подготовке, уяснив общую суть вопроса, целесообразно самостоятельно подобрать примеры на основе публикаций в периодической печати, либо, если это возможно, из собственного опыта работы.
Каждый экзаменационный билет включает по два вопроса из разных дисциплин. Ответы на каждый из вопросов должны быть содержательными и в то же время конкретными, достаточно краткими и лаконичными.
На экзамене время, отведенное для подготовки к ответу, необходимо использовать оптимально. Максимально сосредоточившись, целесообразно представить структуру всего ответа в целом, составить его краткий план, проследив логическую последовательность от начала до конца. Далее мысленно или на бумаге наполнить фрагменты ответа содержанием, используя необходимый цифровой материал и примеры.
Письменная работа при подготовке к сдаче экзамена обязательна. Однако объем и содержание рукописных, вспомогательных материалов для устного ответа индивидуальны. Для одних студентов достаточно письменного плана и четкого мысленного продумывания вопроса, для других необходимо изложение на бумаге полного развернутого ответа на каждый сформулированный в экзаменационном билете вопрос.
В любом случае при ответе на экзамене нельзя читать с подготовленного листа. Наилучшее впечатление всегда производит самостоятельное изложение материала. Однако при необходимости целесообразно пользоваться результатами письменной подготовки, чтобы не потерять мысль и логику изложения. Отвечать надо громко, четко выражая свои мысли, грамотно строя предложения, используя профессиональную терминологию.
По окончании ответа по экзаменационному билету члены государственной аттестационной комиссии могут задать студенту дополнительные вопросы, на которые надо дать четкие, исчерпывающие объяснения.
В целом предлагаемые материалы призваны облегчить подготовку студентов к итоговому междисциплинарному государственному экзамену, систематизировать и закрепить уже имеющиеся знания, повысить их уверенность в собственных силах, улучшить качество ответов, а, следовательно, и результативность итоговой аттестации.
- Составители:
- Введение
- 1. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- 1.1. Особенности маркетинга розничного торгового предприятия
- 1.2. Окружающая внешняя среда и ее влияние на деятельность розничного торгового предприятия
- 1.3. Факторы конкурентоспособности и конкурентные преимущества торгового предприятия
- 1.4. Мерчендайзинг: понятие, цели, основные процедуры
- 1.5. Формирование товарной политики в розничных торговых предприятиях
- 1. 6. Формирование ценовой политики в розничном торговом предприятии
- 1.7. Коммуникативная политика розничного торгового предприятия
- 1.8. Стратегия целевого маркетинга в розничном торговом предприятии
- 1.9. Стратегическое планирование в розничном торговом предприятии
- 1.10. Формирование имиджа розничного торгового предприятия
- 2. Управление маркетингом
- 2.1. Модель расширенного соперничества м. Портера
- 2.2. Особенности стратегий развития малых, средних и крупных фирм
- 2.3. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 2.4. Понятие конкурентного преимущества: внутреннее и внешнее конкурентное преимущество
- 2.5. Выбор стратегий роста с использованием матриц Ансоффа
- 2.6. Матрица Мак-Кинзи и ее применение в разработке маркетинговых стратегий предприятий
- 2.7. Позиционирование товара: цели, основания
- 2.8. Оценка конкурентоспособности товара
- 2.9. Стратегии маркетинга на различных этапах жизненного цикла товара
- 2.10. Торговые посредники и критерии их выбора
- 2.11. Маркетинговый подход к ценообразованию. Стратегии ценообразования
- 2.12. Планирование рекламной кампании
- 2.13. Комплекс маркетинговых коммуникаций предприятия
- 2.14. Pr: цели и средства
- 2.15. Факторы эффективности товарной рекламы
- 2.16. Окружающая среда маркетинга
- 2.17. Маркетинговое планирование
- 2.18. Стратегические и тактические планы маркетинга
- 2.19. Маркетинг как система, его сущность, принципы и функции
- 2.20. Товарный знак и бренд, их сущность и роль в продвижении товаров
- 3. Товароведение и экспертиза товаров
- 3.3. Ассортимент товаров: виды, показатели ассортимента (широта, полнота, обновляемость и др.), управление ассортиментом товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.4. Информация о товаре. Виды и средства информации. Требования к информации о товаре. Маркировка товаров: информационная, идентификационная, мотивационная, эмоциональная функции
- 3.5. Измерительные методы и их использование при оценке качества, экспертизе и сертификации товаров
- 3.6. Эвристические методы оценки качества товаров (органолептический, экспертный и социологический), особенности их использования в экспертизе продовольственных и непродовольственных товаров
- 3.7. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров, их применение и весомость для товара различных групп (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.8. Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.9. Конкурентоспособность товаров. Факторы, определяющие конкурентоспособность (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.10. Роль стандартизации в обеспечении конкурентоспособности товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.11. Роль технического регулирования и сертификации в повышении конкурентоспособности товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.12. Идентификация и фальсификация товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.13. Экспертиза товаров: предмет. Объекты и субъекты товарной экспертизы. Порядок проведения экспертизы
- 3.14. Факторы, влияющие на сохранение качества товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 4. Экономика организации (предприятия)
- 4.1. Валовой доход предприятия, источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода
- 4.2. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.3. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.4. Оборотные средства предприятия торговли, понятие, состав, структура, источники образования, эффективность использования
- 4.5. Товарные запасы, их виды и назначение. Нормирование товарных запасов
- 4.6. Время товарного обращения, факторы его определяющие. Пути ускорения товарооборачиваемости
- 4.7. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование
- 4.8. Анализ, планирование и прогнозирование розничного товарооборота. Основные ограничители при планировании объемов товарооборота
- 4.9. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.10. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета
- 4.11. Эффективность использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат
- 4.13. Анализ расходов предприятия торговли, планирование, прогнозирование
- 4.14. Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 4.15. Производительность труда в торговле, пути ее повышения