4.13. Анализ расходов предприятия торговли, планирование, прогнозирование
Показатели издержек обращения:
абсолютная сумма издержек обращения – дает представление об объеме текущих затрат предприятия, но не позволяет судить об эффективности этих затрат;
уровень издержкоемкости – является показателем экономичности хозяйственной деятельности торгового предприятия и отражает долю текущих затрат в цене реализуемых товаров. Критерием экономичности текущих затрат является минимизация уровня издержкоемкости:
;
уровень издержкоотдачи – характеризует объем товарооборота приходящийся на единицу издержек обращения предприятия и показывает результативность его текущих затрат:
;
уровень рентабельности издержек обращения – является показателем эффективности текущих затрат предприятия:
.
Направления анализа издержек обращения:
изучение объема и структуры затрат (по сравнению с планом и в динамике);
исследование факторов, влияющих на издержки обращения и выявление резервов экономии затрат. Факторный анализ проводят по статьям затрат. Традиционно изучают влияние наиболее значимых факторов:
изменение объема товарооборота и уровня издержек обращения:
,
,
;
изменение состава и структуры товарооборота методом процентных чисел (если известны потоварные уровни издержек обращения);
изменение времени и скорости товарного обращения;
изменение тарифов и ставок за услуги, а также цен на материальные ресурсы.
Разница между уровнем ИО в действующих и сопоставимых ценах дает влияние ценового фактора;
оценка эффективности затрат: расчет издержкоемкости, издержкоотдачи и рентабельности издержек обращения.
Планирование издержек обращения.
Задачи планирования:
определение экономически обоснованных расходов для выполнения плана продаж;
снижение издержкоемкости процесса реализации товаров;
устранение неэффективных затрат;
выявление и использование резервов снижения издержек обращения.
Принципы планирования:
плановая сумма ИО должна находиться между минимальной и максимальной границами;
% прироста ИО должен быть меньше % прироста объема товарооборота;
планирование ИО должно происходить в комплексной увязке с остальными экономическими показателями;
прирост ИО должен быть увязан с финансовыми возможностями предприятия.
Минимальная сумма ИО – нижний предел, за границей которого дальнейшая экономия затрат нецелесообразна.
Максимальная сумма ИО – это ИО, которые обеспечивают предприятию безубыточную работу.
Оптимальный план ИО – при заданном товарообороте и принятой ценовой политике обеспечит предприятию получение необходимого размера чистой прибыли без уменьшения качества обслуживания покупателей.
Мероприятия, обеспечивающие экономию затрат:
совершенствование ТТП;
оптимизация структуры товарооборота;
совершенствование процесса нормирования товарных запасов;
рациональное размещение оборудования;
выбор оптимального режима работы предприятия;
выбор системы материального стимулирования.
Планирование издержек проводят методами прямой и обратной калькуляции.
Прямая (постатейная) калькуляция – расчет затрат ведется по каждой статье в отдельности, исходя из плана продаж, ресурсов предприятия и эффективности их использования.
Обратная калькуляция – расчет издержек ведется от общего к частному, когда задан уровень ИО по предприятию в целом или по товарной группе:
.
- Составители:
- Введение
- 1. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
- 1.1. Особенности маркетинга розничного торгового предприятия
- 1.2. Окружающая внешняя среда и ее влияние на деятельность розничного торгового предприятия
- 1.3. Факторы конкурентоспособности и конкурентные преимущества торгового предприятия
- 1.4. Мерчендайзинг: понятие, цели, основные процедуры
- 1.5. Формирование товарной политики в розничных торговых предприятиях
- 1. 6. Формирование ценовой политики в розничном торговом предприятии
- 1.7. Коммуникативная политика розничного торгового предприятия
- 1.8. Стратегия целевого маркетинга в розничном торговом предприятии
- 1.9. Стратегическое планирование в розничном торговом предприятии
- 1.10. Формирование имиджа розничного торгового предприятия
- 2. Управление маркетингом
- 2.1. Модель расширенного соперничества м. Портера
- 2.2. Особенности стратегий развития малых, средних и крупных фирм
- 2.3. Планирование товарного ассортимента. Матрица бкг
- 2.4. Понятие конкурентного преимущества: внутреннее и внешнее конкурентное преимущество
- 2.5. Выбор стратегий роста с использованием матриц Ансоффа
- 2.6. Матрица Мак-Кинзи и ее применение в разработке маркетинговых стратегий предприятий
- 2.7. Позиционирование товара: цели, основания
- 2.8. Оценка конкурентоспособности товара
- 2.9. Стратегии маркетинга на различных этапах жизненного цикла товара
- 2.10. Торговые посредники и критерии их выбора
- 2.11. Маркетинговый подход к ценообразованию. Стратегии ценообразования
- 2.12. Планирование рекламной кампании
- 2.13. Комплекс маркетинговых коммуникаций предприятия
- 2.14. Pr: цели и средства
- 2.15. Факторы эффективности товарной рекламы
- 2.16. Окружающая среда маркетинга
- 2.17. Маркетинговое планирование
- 2.18. Стратегические и тактические планы маркетинга
- 2.19. Маркетинг как система, его сущность, принципы и функции
- 2.20. Товарный знак и бренд, их сущность и роль в продвижении товаров
- 3. Товароведение и экспертиза товаров
- 3.3. Ассортимент товаров: виды, показатели ассортимента (широта, полнота, обновляемость и др.), управление ассортиментом товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.4. Информация о товаре. Виды и средства информации. Требования к информации о товаре. Маркировка товаров: информационная, идентификационная, мотивационная, эмоциональная функции
- 3.5. Измерительные методы и их использование при оценке качества, экспертизе и сертификации товаров
- 3.6. Эвристические методы оценки качества товаров (органолептический, экспертный и социологический), особенности их использования в экспертизе продовольственных и непродовольственных товаров
- 3.7. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров, их применение и весомость для товара различных групп (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.8. Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.9. Конкурентоспособность товаров. Факторы, определяющие конкурентоспособность (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.10. Роль стандартизации в обеспечении конкурентоспособности товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.11. Роль технического регулирования и сертификации в повышении конкурентоспособности товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.12. Идентификация и фальсификация товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 3.13. Экспертиза товаров: предмет. Объекты и субъекты товарной экспертизы. Порядок проведения экспертизы
- 3.14. Факторы, влияющие на сохранение качества товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров)
- 4. Экономика организации (предприятия)
- 4.1. Валовой доход предприятия, источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода
- 4.2. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования
- 4.3. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация
- 4.4. Оборотные средства предприятия торговли, понятие, состав, структура, источники образования, эффективность использования
- 4.5. Товарные запасы, их виды и назначение. Нормирование товарных запасов
- 4.6. Время товарного обращения, факторы его определяющие. Пути ускорения товарооборачиваемости
- 4.7. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование
- 4.8. Анализ, планирование и прогнозирование розничного товарооборота. Основные ограничители при планировании объемов товарооборота
- 4.9. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование
- 4.10. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета
- 4.11. Эффективность использования основных средств в торговле и пути ее повышения
- 4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат
- 4.13. Анализ расходов предприятия торговли, планирование, прогнозирование
- 4.14. Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда
- 4.15. Производительность труда в торговле, пути ее повышения