logo
GAK080111_Marketing

1.3. Факторы конкурентоспособности и конкурентные преимущества торгового предприятия

Конкурентоспособность фирмы или товара – понятие относительное, особенно в динамике. Оно зависит от конкретных условий, складывающихся на том или ином рынке (состояние рынка, его доступность, вид товара, условия продаж и платежа). Это комплексное понятие, предполагающее несколько уровней превосходства. Чтобы обеспечить достойное, (лидирующее) положение фирмы на рынке, важной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых товаров, новой технологии, нового дизайна, нового уровня издержек производства, новых цен, нововведений в системе распределения и сбыта. Тем самым достигается сразу несколько параметров конкурентного превосходства.

Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия к достижению целевых рыночных позиций (прибыли, объемов продаж, доли рынка и т.д.), базирующаяся на владении перспективной продукцией и эффективной деловой стратегией

Конкурентоспособность целесообразно рассматривать в соответствии с подходом, основанном на восхождении по следующей иерархической лестнице:

  1. Конкурентоспособность отдельного товара.

  2. Конкурентоспособность товаропроизводителя (микроуровень).

  3. Конкурентоспособность отрасли (мезоуровень).

  4. Конкурентоспособность национальной экономики (макроуровень).

  5. Конкурентоспособность фирм на рынке проявляется через конкурентоспособность товаров.

Конкурентоспособность страны определяется ею на основе 10 факторов, каждый из которых, в свою очередь, оценивается по нескольким критериям:

  1. Динамизм экономики (темпы экономического развития, положение национальной валюты, уровень промышленного производства, объем производства важнейших товаров в расчете на душу населения и др.).

  2. Эффективность промышленного производства (прямые и косвенные затраты на оплату рабочей силы, включая расходы, связанные с материальным стимулированием, текучесть кадров, прогулы).

  3. Динамизм рынка (объемы потребительских расходов на душу населения, неценовые показатели, послепродажное обслуживание, уровень качества, дизайн).

  4. Развитие финансовой системы (состояние финансовой системы страны, деятельность коммерческих банков, рынок ценных бумаг).

  5. Людские ресурсы (темпы роста населения, рабочей силы, уровень безработицы, квалификационный уровень трудовых ресурсов и др.).

  6. Роль государства (доля государственного сектора в национальном доходе страны, содержание экономической политики, уровень налогообложения).

  7. Ресурсы и инфраструктура.

  8. Готовность стимулирования торговой деятельности.

  9. Политика страны в отношении нововведений (положение с НИОКР, готовность к реализации новых идей, освоению новых изделий и производственных процессов).

  10. Социально-политическая обстановка (величина национального дохода и его распределение, трудовые отношения в промышленности и др.

Конкурентные преимущества предприятия розничной торговли складываются из нескольких составляющих, среди них: лояльные покупатели, месторасположение магазина, информационная и автоматизированная система управления и распределения товаров, атмосфера в магазине (чистота, уют и освещение), наличие полного ассортимента товаров и быстрое нахождение необходимых и сопутствующих товаров и др. Одним из наиболее эффективных инструментов, обеспечивающих конкурентное преимущество предприятия розничной торговли и увеличение прибыли, является мерчандайзинг.

Устойчивое конкурентное преимущество – это отличие в выгодную сторону торгового предложения одной компании от предложений фирм-конкурентов, благодаря которому потребители целевых рынков делают выбор в его пользу. Преимущество достигается благодаря созданию товаров, по характеристикам или уровню сопутствующего обслуживания превосходящих продукцию конкурентов или предлагаемых по более низким ценам. Когда фирме удается сформировать конкурентные преимущества, она завоевывает большую долю рынка, получает высокую прибыль и имеет возможность отразить атаки конкурентов.

Поиск конкурентных преимуществ начинается с выявления тех благ и выгод, которые особенно высоко оцениваются потребителями. Ценность для покупателей – это полезность или полное удовлетворение, которое они получают при использовании товара, а также минимальные цена и операционные издержки в течение всего срока службы продукта. Например, президент компании изучает возможность приобретения небольшого представительского самолета. При рассмотрении различных вариантов полезность, предлагаемая различными моделями, определяется размером самолета, оснащением салона, скоростью, имиджем и другими характеристиками. Он также примет во внимание цену и сумму денег, которую компания позволит себе заплатить. Кроме того, президент, вероятно, оценит и другие издержки владения, связанные, например, с обслуживанием, трудовыми затратами, страхованием и амортизацией, которые зачастую превышают стоимость самого самолета. Следовательно, компания-поставщик должна изучить факторы, составляющие функцию предполагаемой полезности, ценовую эластичность, а также оценку потребителями основных операционных издержек.

Компания создает ценность для потребителей, увеличивая полезность товара (предлагая товары, по характеристикам превосходящие продукты конкурентов), уменьшая цену или сокращая другие издержки владения. Высокие издержки владения обычно определяются конструкцией товара и, таким образом, рассматриваются как составляющая его полезности. Высокие издержки владения уменьшают полезность товара, низкие издержки повышают привлекательность предложения. Итак, выбор потребителя можно представить в виде уравнения:

Ценность = Полезность - Цена

Помимо предложения высокой ценности для потребителей, конкурентные преимущества должны быть выгодны и для самой фирмы. Прибыль от реализации товара выражается простым уравнением:

Прибыль = Цена - Издержки

Эти уравнения, выражающие ценность для потребителей и прибыль для фирмы, показывают, что существуют три основных способа создания весомого отличительного преимущества:

  1. Менеджмент компании находит пути увеличения полезности без соответствующего роста издержек.

  2. Снижение издержек при сохранении уровня полезности.

  3. Компания занимает новое положение на рынке и выходит на другие уровни полезности и цены.

Конкурентные преимущества должны обеспечивать уникальность торговой марки и удовлетворять специфические потребности клиента. Стратегические факторы успеха базируются не на объективных, а на субъективно воспринимаемых потребителем преимуществах. Задача менеджмента – идентификация и развитие потенциала успеха и трансформация его в соответствующие факторы.