logo
GOS_ServiceLogistics_v04

6. Производственное планирование в стр-ре лог/менеджмента промышленного субъекта

В условиях рыночной эк-ки устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его эк-ой деят-ти.

Планирование деят-ти явл-ся на каждом предприятии наиб важной функцией производ-ого менеджмента. В планах отражаются все принятые управленч/решения, содержатся обоснованные расчеты объемов пр-ва и продаж продукции, проводится эк/оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов пр-ва

Производственное планирование - это умение предвидеть цели и результаты действий субъекта экономики (предприятия) и определять ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

План содержит такие этапы, как: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые д/выполнения

поставленных задач; поддержание пропорциональности м/д отдельными элементами пр-ва; организацию выполнения плана и

контроль.

Основные методы разработки планов.

1. Нормативный метод - заключается в наличии на предприятии в процессе планирования единой системы норм и нормативов (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, нормы численности и др.).

2. Балансовый метод - обеспечивает установление связей м/д потребностями в ресурсах и источниках их покрытия посредством составления балансов производственной мощности, рабочего времени, мат-го, энергетич-го, фин-го и др, а также м/д разделами плана.

3. Расчетно-аналитический метод - используют д/расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень. С помощью этого метода определяют базисный уровень основных показателей плана, а также их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов.

4. Экономико-математические методы - позволяют разработать эк-кие модели зависимости показателей на основе выявления

изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

5. Графоаналитический метод -дает возможность изобразить результаты эк-кого анализа графическими средствами.

6. Программно-целевые методы - позволяют составлять план в виде программы, то есть комплекса задач и мероприятий, которые объединены одной (генеральной) целью и имеют конкретные сроки достижения.

В процессе планирования на предприятии используют не какой-либо один метод, а весь их комплекс.

В зависимости от периода времени различают следующие виды планирования:

1) долгосрочное планирование (от 10 до 25 лет) имеет проблемно-целевой характер, в нем формулируется стратегия

деятельности предприятия на продолжительный период. Цели и задачи долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане;

2) среднесрочные планы (на 2 - 3 года) в качестве объектов имеют организационную структуру, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки и тому подобное;

3) краткосрочные планы (на 1 год (редко на 2 года)) включают конкретные способы использования ресурсов на предприятии.

Эти планы детализируются по кварталам, месяцам, декадам.

В зависимости от содержания и значения планирования в процессе плановой деятельности выделяют три вида планирования:

1) стратегическое планирование - это набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, кот обеспечивает достижение его целей. Процесс стратегического планирования содержит: 1) определение миссии предприятия; 2) формулирование целей и задач функционирования предприятия; 3) оценку и анализ внешней и внутренней среды (возможностей и потенциала предприятия); 4) разработку и анализ стратегических альтернатив (как предприятие будет достигать своих целей); 5) выбор оптимального варианта стратегического плана;

2) тактическое планирование - это мероприятия по расширению пр-ва и по повышению технико-экономического уровня, обновлению и повышению качества продукции, наиболее полному использованию достижений научно-технического прогресса, т.е. процесс реализации стратегических планов. Тактическое планирование охватывает среднесрочный и краткосрочный периоды;

3) оперативное планирование - является завершающим этапом в планировании хозяйственной деят-ти, задачей которого явл-ся конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной работы предприятия и его

подразделений.

В процессе оперативного планирования: 1) определяется время выполнения отдельных операций, изготовления отдельных единиц продукции, устанавливаются сроки передачи продукции, полуфабрикатов из одного цеха в другой или покупателю; 2) осуществляется оперативная подготовка пр-ва (доставка сырья, инструмента на рабочее место и др.); 3) осуществляется систематический контроль, учет, анализ и регулирование производственного процесса.

Оперативное планирование увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм.