1.2 Задачи и функции контроля качества продукции на предприятии
Управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных документов, имеющих юридическую силу. Стандарт - это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции.
Немаловажная роль в управлении качеством принадлежит техническим условиям. Технические условия - это нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные к государственным стандартам, а при их отсутствии самостоятельные требования к качественным показателям продукции, а также приравниваемые к этому документу техническое описание, рецептура, образец-эталон [1].
Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества.
Управление качеством продукции осуществляется на основе государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.
Сертификация системы качества заключается в подтверждении ее соответствия определенным требованиям, которые установил/ принял на себя изготовитель (самостоятельно или под воздействием внешних обстоятельств, например, по требованию заказчика) [3].
Требования к качеству определены Международной организацией по стандартизации (МОС или ИСО) - англ. International Standard Organization - ISO. Требования к системам качества содержатся в стандартах ИСО серии 9000.
В Государственные стандарты России включены следующие положения:
- Требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии.
- Требования совместимости и взаимозаменяемости продукции.
- Методы контроля требований к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.
- Основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортировке и хранению, утилизации.
- Положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и другие общетехнические правила и нормы.
Сертифицированная система менеджмента качества является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции, выпускаемой поставщиком.
Наличие сертификата на систему качества является необходимым условием для сохранения конкурентных преимуществ на рынке [4].
Система качества создается и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели. Политика предприятия в области качества формируется высшим руководством предприятия.
Система качества включает:
- обеспечение качества;
- управление качеством;
- улучшение качества.
Она создается руководством предприятия как средство реализации политики в области качества.
В системе качества функционируют заказчик (потребитель) и поставщик (изготовитель).
Система качества, обеспечивающая политику предприятия и достижение цели в области качества включает:
- Маркетинг, поиск и изучение рынка.
- Проектирование и /или разработка технических требований, разработка продукции.
- Материально-техническое снабжение.
- Подготовка и разработка технических процессов.
- Производство.
- Контроль, проведение испытаний и обследований.
- Упаковка и хранение.
- Реализация и распределение
- Монтаж и эксплуатация.
- Техническая помощь в обслуживании.
- Утилизация после использования [17].
Первичным является формирование и документальное оформление руководством фирмы (предприятия) политики в области качества.
При формировании политики могут быть следующие направления:
1. Улучшение экономического положения предприятия за счет улучшения качества;
2. Расширение или завоевание новых рынков сбыта;
3. Достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
4. Снижение дефектности и др.
Политика в области качества должна быть изложена в специальном документе, оформлена в виде программы. Общая система управления качеством может иметь подсистемы по отдельным видам продукции или деятельности фирмы.
Деятельность по гарантии качества включает:
- планирование и проектирование;
- проектирование технологических процессов и подготовка производства;
- изготовление;
- проверка качества;
- предотвращение ухудшения качества;
- реклама;
- сбыт;
- послепродажное обслуживание;
- получение информации от потребителя;
- проверка системы гарантии качества [18].
Для координации работы по управлению качеством на предприятиях должна создаваться служба качества, в функции которой должно входить и обеспечение проведения операций технического контроля. Возглавлять эту службу должен заместитель директора по качеству, обладающий достаточными полномочиями. Не каждое предприятие способно содержать развернутую систему качества. Малые и средние предприятия, как правило, прибегают к услугам специализированных, консультационных, инжиниринговых фирм, ограничиваясь наличием одного инженера по качеству или просто ответственного исполнителя по качеству из числа сотрудников предприятия [11].
Выделяют следующие основные принципы системы комплексного управления качеством:
-
контроль производственного процесса — регулирование производственного процесса путем измерения показателей качества изделий на всех этапах производства. На Западе контроль ведется на отдельных этапах производственного процесса. Руководство контролем качества имеет указания, как выбрать этап, подлежащий контролю. При этом основное внимание уделяется приемочному контролю партий готовой продукции;
-
наглядность измерения показателей качества — дальнейшее развитие общепринятого западного принципа "измеримость показателей качества". На японских заводах везде размещены наглядные стенды. Рабочие, администрация, заказчики продукции и посетители могут ознакомиться с показателями качества, текущими результатами проверки, программами повышения качества и т.д. Западные понятия об измерении показателей качества занимают у японцев особое место, однако обеспечение наглядности — исключительно японское достижение;
-
соблюдение требований к качеству также имеет западное происхождение, однако иногда этот принцип игнорируют. На предприятиях зачастую уступают требованиям производственников и пропускают узлы и детали, которые не полностью соответствуют стандартам; остановка линий тесно связана с соблюдением требований к качеству. У японцев задачи обеспечения качества стоят на первом месте, а выполнение плана — на втором. Каждый рабочий может остановить производственную линию для исправления замеченных дефектов. На предприятиях же западных фирм, где на первом месте стоит план производства, производственный процесс не останавливается и не замедляется для ликвидации дефектов;
-
самостоятельное исправление ошибок — рабочий или бригада, допустившие брак, сами переделывают бракованные детали;
-
100%-ная проверка продукции — контролю подлежит каждое изделие, а не выборка из партии. Этот принцип применяется к контролю готовой продукции, а иногда и к комплектующим узлам и деталям. Если проверять каждое комплектующее изделие нецелесообразно (слишком дорого), используется принцип n = 2, то есть проверяется два изделия: первое и последнее. Долгосрочная цель состоит в том, чтобы усовершенствовать процесс, чтобы можно было осуществлять 100%-ную проверку качества всех изделий. Главное, что отличает японский подход от принятой на Западе практики, — это контроль качества готовой продукции. Стандартная западная методика заключается в оценке всей партии изделий по результатам контроля статистической выборки [7].
К принципам, способствующим дальнейшему совершенствованию качества, относятся:
1. организация процесса улучшения качества — ответственность за обеспечение качества продукции полностью ложится на производственные подразделения, а задача управленческого персонала — обеспечение большей эффективности процесса совершенствования качества;
2. последовательное и целеустремленное решение проблем качества на основе передовых достижений теории и практики в этой области;
3. последовательная и настойчивая работа по налаживанию системы изучения рекламаций потребителей;
4. стремление к всеобщему участию — от национального законодательства до углубленной оценки ошибок, допускаемых изготовителями продукции;
5. понимание того, что даже отлично работающая система управления качеством со временем будет терять эффективность;
6. систематическое обучение мастеров, бригадиров и других работников передовым методам организации работ по повышению качества;
7. мобилизация физического и интеллектуального потенциала работников на конкретных участках производства;
8. систематическая пропаганда повышения качества продукции;
9. ежедневная проверка технического оборудования, оснастки, инструмента [8].
Возглавляет отдел технического контроля начальник отдела, непосредственно подчиняющийся директору предприятия. Назначение на должность начальника отдела технического контроля предприятия и освобождение от этой должности, а также применение к данному работнику мер поощрения и дисциплинарного взыскания производится вышестоящим органом по представлению директора предприятия.
Начальник отдела технического контроля имеет право прекратить приемочный контроль продукции, имеющей повторяющиеся дефекты, до устранения причин, вызвавших эти дефекты, запретил, использование сырья, материалов, комплектующих изделий и инструмента, не отвечающих установленным требованиям изготовления новой продукции. При возникновении брака начальник отдела технического контроля предъявляет обязательные для исполнения требования к подразделениям и должностным лицам предприятия по устранению причин возникновения дефектов продукции и представляет руководству предложения о привлечении к ответственности должностных лиц и рабочих, виновных в изготовлении бракованной продукции. Он наравне с директором и главным инженером предприятия несет ответственность за выпуск недоброкачественной или несоответствующей стандартам и техническим условиям продукции. Структура и штатное расписание отдела технического контроля предприятия разрабатываются на основе типовой структуры, с учетом производственных особенностей.
- Введение
- 1 Понятие контроля качества
- 1.1 Типы и формы контроля качества
- 1.2 Задачи и функции контроля качества продукции на предприятии
- 1.3 Учет и анализ затрат на качество продукции
- 2 Анализ ип Максимов Алексей Олегович «Пивко»
- 2.1 История развития предприятия
- 2.2 Методы исследования контроля качества
- 3 Результаты исследования контроля качества
- 3.1 Анализ существующего в ип Максимов Алексей Олегович «Пивко» процесса текущего контроля качества
- 3.2 Рекомендации по улучшению контроля качества
- Заключение
- Список использованной литературы