7. Соотношение понятий и функций: со и реклама, со и пропаганда, со и маркетинг, со и паблисити, со и бизнес-коммуникации
Сходство междуСО ирекламой выражается в том, что в период разработки информационных кампаний PR-фирмы и рекламные агентства могут использовать аналогичные этапы и методики, определяющие цель аудитории, и формулировать основные сообщения. В дальнейшем для проведения этих сообщений применяется большой набор одинаковых инструментов, главный из которых — средства массовой информации. Однако здесь и начинаются различия:
• Если реклама прямо ориентирована на конкретный результат, то PR — на создание косвенных благоприятных условий для его достижения.
• Основной механизм рекламы — это платное использование газетных площадей и эфирного времени для размещения информации клиента. Задача специалиста по связям с общественностью — добиться того, чтобы исходящая от клиента информация размещалась исключительно за счет своей актуальности как для самих журналистов, так и для их читателей, зрителей и слушателей.
• Связи с общественностью формализованы в значительно меньшей степени, нежели рекламные отношения. Реклама — это открыто оплачиваемые продавцом товара или услуги отношения между ним и покупателем, формальными признаками которых выступают, например, рубрика «Реклама» или регулируемые законом (в России это Закон РФ «О рекламе») отношения.
• В то время как реклама поддается учету и контролю в плане охвата и полученного эффекта, деятельность по связям с общественностью гораздо сложнее, ведь следует, во-первых, распознать, а во-вторых, измерить на предмет эффективности. По образному выражению Е.А. Блажнова, «...PR — это реклама отсроченного приобретения, реклама предстоящей покупки».
• Если реклама — это ограниченная во времени и объеме кампания по вбрасыванию в общественное пространство определенных доз «хороших новостей», то механизм PR более тонок и ориентирован на построение непрерывных взаимоотношений с различными общественными группами, причем по самым разным поводам, в том числе негативного характера.
• Реклама может не использоваться организацией, но каждая организация занимается PR. Например, как сказал ФренкДжефкинс, пожарная бригада рекламирует ни пожары, ни свои услуги, но она имеет отношения с общественностью.
• PR касается всех и вся, тогда как реклама ограничена специальными задачами купли и продажи. PR имеет дело с общей коммуникацией организации, поэтому отношения в области PR более обширны и всесторонни, чем реклама.
• Иногда PR может использовать рекламу, именно поэтому PR не является ни формой рекламы, ни частью рекламы.
СО ипропаганда. Здесь существуют два магистральных направления мнений. Согласно первому направлению, пропаганда и PR практически не отличаются друг от друга: оба понятия означают использование определенных технологий для эффективного внедрения каких-либо тезисов в массовое сознание. Тем не менее, большинство исследователей в области PR считает, что называть пропагандой их деятельность неправомерно, и вот почему:
• пропаганда допускает искажение цифр и фактов в чьих-либо интересах, в то время как PR основываются на правдивой информации;
• пропаганда имеет жесткую установку и стремится заставить людей принять (изменить) некоторую точку зрения, причем не интересуясь, хотят ли они этого или нет; PR носят более мягкий характер и лишь предлагают людям воспользоваться некоторой информацией, а затем добровольно принять (отвергнуть) те или иные мнения и идеи;
• наконец, пропаганда делает упор на одностороннее воздействие на индивида или группу; PR в обязательном порядке предполагают налаживание механизма двусторонней связи, получение и учет встречного сигнала со стороны аудитории.
Соотношения между СО и маркетингом.Как показывает мировая практика, маркетинговый план освоения рынка компанией, ее «раскрутка» начинается с выстраивания доверия, основанного на информированности. Поэтому ПР действует заодно с имиджевой рекламой и создает положительный образ компании, товара или отдельной личности.
Прямое родство ПР и маркетинга обусловливается тем, что они обеспечивают успех и популярность продвигаемому объекту именно за счет выяснения запросов целевой общественности и разработки способов удовлетворения ее нужд.
Фундаментальная задача маркетинга состоит в формировании и поддержании рынка для продуктов и услуг, предлагаемых организацией.
Таким образом, ПР-акции должны стать неотъемлемой частью интегрированных маркетинговых коммуникаций любой достаточно крупной компании.
Паблик рилейшнз — сложное явление, которое опирается на достижения целого ряда наук и сфер применения: Психология, Социология, Право, Менеджмент, Маркетинг, Журналистика, Реклама, Искусство, Технические СМИ
Иногда понятия паблисити и СО используют как синонимы, хотя они не эквивалентны. СО – это процесс, деятельность или сфера деятельности. Паблисити, или публичная известность может рассматриваться как средство, а также и как результат ПР. Так, например, рассылка и размещение компанией пресс-релизов в СМИ – это средства, или методы ПР, которые формируют результат — публичную известность компании, или паблисити. Публичная известность или паблисити, расширяет аудиторию осведомленных потребителей, что способствует росту продаж компании.
Паблисити ассоциируется, как правило, с позитивной известностью. Однако, негативное паблисити также возможно. Компания может сама генерировать свою негативную известность низким качеством продуктов и безответственным поведением. Негативное паблисити компаний могут создавать недобросовестные конкуренты средствами «черного пиара». Раскрытие негативной информации о компании контролирующими органами или общественными организациями и ее публикация в СМИ также создает компании неблагоприятное паблисити. Таким образом, паблисити компании может быть обширным, а СО – плохими. Некоторые авторы относят паблисити к преимущественно односторонней коммуникации, тогда как СО – двусторонняя коммуникация.
Бизнес - коммуникации представляют собой самостоятельную управленческую функцию, суть которой состоит в эффективном взаимодействии с окружающей средой по средствам обмена информацией. Создание развитой коммуникационной сети в деловом мире – принципиальная задача современного бизнеса в любом масштабе. Истоки бизнес - коммуникаций лежат вСО. Можно утверждать, что стабильный успех в бизнесе зависит от людей и деловых связей, которые эти люди создают, поддерживают и развивают. Участниками бизнес - коммуникаций становятся представители разных областей деятельности. Бизнес - коммуникации включают все многообразие форм делового общения, которые в последние десятилетия превратились в настоящую технологию ведения бизнеса. Современные бизнес - коммуникации также представляют собой самостоятельную управленческую функцию, эффективное выполнение которой возможно только при профессиональном подходе. Практика показывает, что модель бизнес - коммуникаций наилучшим образом подходит к укреплению репутации и позитивного имиджа компаний, поскольку соединяет в себе преимущества всех технологий работы с целевыми аудиториями: маркетинга, рекламы, PR..
- 1. Экономические, политические, идеологические и социальные причины возникновения и развития науки, профессии и отрасли бизнеса «паблик рилейшнз».
- 2. Феномен «Связи с общественностью» как обязательный этап развития цивилизованного общества. Задачи и функции со в современном гражданском обществе и рыночной экономике.
- 3. Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью.
- 4. Основные организационные структуры в со. Функции отделов сОв государственных организациях и учреждениях, общественных объединениях, коммерческих структурах, политических партиях.
- 6. Главные российские и международные ассоциации специалистов в области со. Различия в задачах и функциях расо и акос в России.
- 7. Соотношение понятий и функций: со и реклама, со и пропаганда, со и маркетинг, со и паблисити, со и бизнес-коммуникации
- 8. Четыре основных этапа процесса «паблик рилейшенз». Модели pr: манипулятивная, информирования, взаимопонимания и социального партнерства.
- 9. Подходы к организации pr-службы, принципы работы, задачи.
- 10. Бренд и брендинг. Со как основа стратегии строительства бренда.
- 11.Стратегическое планирование pr-деятельности, миссия, видение.
- 12. Понятия «целевая аудитория», «ключевая аудитория», «конечный потребитель», «лидеры общественного мнения» в со.
- 13. Виды социологических исследований в со. Исследование как pr-мероприятие.
- 14. Понятие «Обратная связь» в со
- 15. Фирменный стиль как элемент со
- 16. Внутрикорпоративный pr, функции, цели и задачи. Роль сОв формировании корпоративной культуры. Корпоративные издания и Интранет как инструменты внутрикорпоративного pr
- 17.Основные виды специальных pr-мероприятий. Виды рабочих мероприятий в со
- 18. Основные виды информационных, служебных, имиджевых, онлайновых документов в со.
- 19. Виды средств коммуникаций и характеристика эффективности воздействия каждого из них на целевые и ключевые аудитории
- 20. Центральные сми, региональные сми, местные сми. Преимущества и недостатки каждого вида смк с точки зрения со
- 21. Со и Интернет: новые уникальные возможности всемирной компьютерной сети для со.
- 22. Контент-анализ, мониторинг, пресс-клиппинг, пресс-досье в pr.
- 23. Проведение и оценка результатов pr-кампаний. Различные критерии оценки эффективности деятельности по со.
- 24.Организация pr-кампаний: исследование ситуации и планирование.
- 25.Медиапланирование в организации pr-кампаний.
- 26. Благотворительность как инструмент формирования общественного мнения.
- 27. Роль со в некоммерческих организациях.
- 28. Понятие crisismanagement. Pr в кризисных и конфликтных ситуациях.
- 29. Отношения с государством (gr, ga). Лоббирование.
- 30. Управление репутацией компании. Отличие репутации от имиджа.