logo
ГОС раздел 1

7. Товароснабжение в сфере торговле: понятие, задачи, рациональная организация.

В общем плане экономическая категория “товароснабжение” шире понятия “товародвижения”, т. к. работа по рациональной организации товароснабжения предприятия торговли начинается значительно раньше, чем произведенные товары начнут свое движение от производителя к конкретному производителю.

В экономической литературе под товароснабжение розничной торговой сети понимается система мероприятии, представляющая собой сложной комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли.

Рациональная организация товароснабжения позволяет в розничных торговых предприятиях обеспечивать:

- полноту и устойчивость ассортимента товаров

- необходимый уровень товарных запасов

- удовлетворение спроса населения

- высокие финансово-экономические показатели работы.

При организации товароснабжения предприятий розничной торговли должны учитываться следующие основные требования:

• источники и приемлемые формы снабжения должны определяться с учетом ассортимента и объема выпускаемых предприятиями промышленности и другими изготовителями товаров и их территориальной удаленности от снабжаемых предприятий торговли;

• завоз товаров должен осуществляться в соответствии со спросом населения и установленным для магазина обязательным ассортиментным перечнем;

• количество завозимых товаров должно определяться типом предприятия, его мощностью, характеризуемой объемом товарооборота и размерами торговых площадей. Особое значение имеет оснащенность торговых предприятий соответствующим торгово-технологическими оборудованием;

• величина единовременно доставляемой партий должна исчисляться с учетом имеющихся товарных запасов, объема среднедневной реализации и установленной периодичности завоза;

четко разработанная система товароснабжения должна обеспечивать минимальные издержки по завозу и хранению товаров.

На организацию товароснабжения розничной торговой сети оказывают влияние многие факторы, важнейшие из которых следующие : уровень управления процессом товароснабжения; достоверность коммерческой информации, используемой для определения потребности в товарах; размещение сети розничных предприятий: состояние и размещение складского хозяйства; транспортные условия, оснащенность предприятий розничной торговли торгово-технологическим оборудованием.

Дисциплина «Товароведение и экспертиза товаров»

1. Основные понятия, общие принципы и правила классификации товаров.

Под классификацией понимают распределение предметов или явлений на классы, подклассы, группы, подгруппы и др. по наиболее общим характерным признакам. (Классификация – это распределение множества на подмножества по их сходству или различию)

Классификация необходима в любой отрасли науки для упорядочения и систематизации свойств и явлений. Для товаров классификация имеет большое значение из-за большого разнообразия и многочисленности изучаемых объектов.

Важнейшими классификационными признаками прод. товаров являются:

- органическая природа продукта, т.е. общность товаров по происхождению или химическому составу.

- особенность производства товаров

- назначение и др.

Важнейшими классификационными признаками непрод. товаров являются:назначение товаров

- исходные материалы

- вид товара

- особенность конструкции

- способ производства

- характер отделки и дрРазличают учебную, торговую, экономико-статистическую и отраслевую (стандартную) классификации товаров. Выбор вида классификации связан с целью классификации.

Существуют определенные принципы и правила классификации, от соблюдения которых зависят систематичность и ценность классификации.

Принципы классификации:

1. Выбор цели классификации. (Если 1 основная цель, то классификации более систематичные, если преследуют несколько целей, то классификации более громоздкие и менее систематичные)

2. Выбор метода классификации (иерархический или фасетный)

3. Выбор числа классификационных признаков (ступеней деления) и определение последовательности их использования.

Методы классификации подразделяются на иерархический и фасетный.

При иерархическом методе распределение товаров производят от общего, существенного признака к менее общему, несущественному. На каждой ступени группировки используется только 1 признак. Каждая последующая ступень должна конкретизировать признак вышестоящей ступени.

При фасетном методе множество объектов в зависимости от поставленной цели может многократно подразделяться на отдельные, не зависящие друг от друга фасеты (от фр. «грань отшлифованного камня») по одному признаку или по их совокупности. Отдельные фасеты не зависят друг от друга и не подчиняются друг другу, но они связаны отношением к одному и тому же объекту классификации.

Непосредственное отношение к классификации продукции имеет общероссийский классификатор продукции (ОКП). Он предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в статистике, экономике, стандартизации и др. ОКП введен с 1 июня 1994г. Он представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенный по иерархической системе. Одновременно существуют другие классификаторы:

- ОКДП - «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг» (с 01.01.94) – разработан с учетом рекомендаций статистической комиссии ООН.

- ТН ВЭД – «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности» - введен для использования во внешнеэкономической деятельности и утвержден гос. таможенным комитетом РФ.

2. Основные понятия, виды и показатели ассортимента товаров.

Ассортимент - определенная совокупность товаров различных видов и разновидностей, объединенных по какому-либо признаку (назначение, сырье, пр-во...). Понятие асс-т применяют при характеристике состава товарной массы.

Виды ассортимента:

1) промышленный (асс-т, выпускаемый определенной отраслью)

2) торговый (имеющийся в торговле)

3) широкий (большой набор видов)

4) узкий (однообразный)

5) простой (по сложности изготовления)

6) сложный (-//-).

Показатели ассортимента:

1. Структура асс-та - состав товарных групп и иных подразделений, входящих в асс-т, и количественное соотношение между ними:

а) рациональная (соответствующая спросу)

б) иррациональная

2. «Широта» асс-та - число наименований, выпускаемых промышленностью, и имеющихся в продаже.

3. «Полнота» асс-та - отношение числа разновидностей товаров, находящихся в продаже, к числу товаров, предусмотренных договорными обязательствами.

4. Обновление асс-та - доля новых изделий в общем объеме выпуска.

Факторы, влияющие на асс-т: НТП, социальное, демографическое, географическое, климатическое положение населения, культурные традиции и мода.

3. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров.

Показатель качества продукции — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.

Номенклатура потребительских свойств и показателей качества продукции (ПС и ПКП) — это совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей. Каждый вид продукции характеризует своя номенклатура показателей качества, которая зависит от назначения продукции. У продукции многоцелевого назначения эта номенклатура может быть очень многочисленной. Показатель качества продукции может выражаться в различных единицах (например, км/ч, часах на отказ), баллах, а также может быть безразмерным.

Целью выбора номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров являются:

• проведение комплексной оценки качества товаров, определение их конкурентоспособности;

• включение перечня потребительских свойств в нормативно-технические документы на продукцию;

• комплексная оценка потребительских свойств продукции при разработке и постановке ее на производство;

• определение потребительских свойств при проведении экспертизы товаров;

• определение свойств безопасности при проведении сертификации продукции;

• установление перечня потребительских свойств и показателей качества при организации товарного обращения, для специализации и кооперирования производства.

Номенклатура потребительских свойств и показателей качества должна учитывать цели и условия эксплуатации или потребления товара, а также отражать современные достижения науки, техники и технологии и изменения в структуре спроса и потребления.

Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров включает три этапа:

• изучение товара;

• разработку развернутой номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара;

• определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара.

Развернутую номенклатуру потребительских свойств и показателей качества по отдельным группам товаров разрабатывают на основе типовой номенклатуры качества товаров. Номенклатура потребительских показателей качества товаров должна соответствовать номенклатуре его важнейших потребительских свойств.

4. Контроль качества товаров в торговле в процессе приемки, на этапе подготовки к продаже.

Контроль качества – проверка соответствия количественных и качественных характеристик товаров или процесса установленным требованиям, которые определены в соответствующих документах. Контроль качества проводится на разных стадиях жизненного цикла товара – при изготовлении товаров, их хранении, транспортировании, реализации и утилизации.

Контроль качества в процессе приемки осуществляют на складе получателя или на складе поставщика в строгом соответствии со стандартами, техническими условиями, договорами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставленных товаров (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве, счет-фактура).

Сроки приемки по качеству могут быть предусмотрены договором поставки, установлены стандартами или техническими условиями. В остальных случаях в соответствии с инструкцией установлены следующие сроки поставки: при иногородней поставке – не позднее 20 дней, при одногородней поставке – не позднее 10 дней.

Если в результате контроля обнаружено, что качество товаров и их комплектность и маркировка не соответствуют установленным требованиям, то приемку приостанавливают и составляют акт.

В случае поставки некомплектных товаров (отсутствие деталей мебели и др.) поставщик обязан их доукомплектовать в течение 20 дней после получения требования. Поставляемые товары должны иметь соответствующую маркировку, на них должны быть проставлены товарные знаки, зарегистрированные в установленном порядке.

Поставщики несут имущественную ответственность за поставку некачественной продукции, за нарушение сроков поставки и недопоставку. Дополнительные санкции могут быть предусмотрены в договорах поставки

Контроль качества товаров торговыми предприятиями в зависимости от места проведения и цели осуществляется на следующих этапах: контрольная проверка на предприятиях промышленности: приемка по качеству товаров, поступивших на оптовые и розничные торговые предприятия; проверка качества при подготовке товаров к продаже, контрольные проверки проводят на предприятиях, находящихся в районе их деятельности, в соответствии с Положением о поставках товаров народного потребления. Контрольная проверка проводится, как правило, в виде выборочного контроля партии товаров, подготовленных к отгрузке или сдаче потребителю. Ее цель - предотвращение поставки товаров, не отвечающих требованиям стандартов, а также устранение при контроле качества нарушении технологического процесса.

Контроль качества товара в процессе приемки проводится па складе торгового предприятия. Его цель принятие решении относительно качества поступившей партии. Контроль качества может проводиться сплошным или выборочным методом. Выборочный контроль допускается лишь в случаях, предусмотренных НТД.

Общие правила приемки продукции по качеству, обязательные для всех предприятий и организаций, изложены в инструкции о порядке приемки по качеству.

Результаты приемки по качеству оформляются актом о несоответствии качества товара требованиям НТД, который служит основанием для предъявления претензий поставщику.

Приемка товаров по качеству предусматривает проверку правильности их маркировки.

Контроль качества на этапе подготовки товаров к продаже осуществляют в основном продавцы и продавцы-консультанты розничных торговых предприятий с целью недопущения к продаже товаров, не отвечающих требованиям. На данном этапе проводят сплошной контроль качества.

5. Фальсификация товаров: понятие, виды, способы и средства (на примере отдельных групп и видов товаров).

«Фальсификация (от лат. Falsifico - подделываю) - действия, направленные на обман покупателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью».

Поэтому фальсификация, в широком понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся существенными для потребителя.

Фальсификация продовольственных товаров чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков, например внешнего вида, цвета, консистенции при общем ухудшении или полной утрате отдельных наиболее значимых свойств пищевой ценности (наличие полноценных белков, жиров, углеводов, витаминов и т.п.), в том числе и безопасности.

При использовании термина «фальсифицированные товары» многие путают его с такими понятиями как «подделки-заменители» (суррогаты, имитаторы) и «дефектные товары» (получаемые из-за несовершенства технологии или низкой квалификации рабочих). И это происходит не случайно, так как многие подделки-заменители и дефектные товары широко применяются с целью фальсификации натуральных продуктов, при этом получателю и/или потребителю либо умышленно не предоставляется необходимая информация, либо представляется искаженная.

Обычно объектами фальсификации являются: товары; услуги; денежные знаки; документы; информация; финансовые и бухгалтерские отчеты и текущая документация; маркировочные и идентификационные знаки; исторические факты; мнения и высказывания выдающихся личностей и многое другое. В данном учебном пособии мы будем рассматривать только следующую фальсификацию: продовольственных товаров; маркировочных и идентификационных знаков; товаросопроводительную документацию; информацию о товаре.

При фальсификации продовольственных товаров обычно подвергается подделке подлинности одна или несколько характеристик товара. Поэтому различают следующие виды фальсификации продовольственных товаров:

• ассортиментная (видовая):

• качественная;

• количественная;

• стоимостная;

• информационная;

• комплексная.

Каждый вид фальсификации имеет свои характерные способы подделки подлинных товаров, а при комплексной - сочетание различных двух, трех или всех пяти видов. Естественно, что при комплексной фальсификации необходимо устанавливать значимость каждого отдельного вида на подделку товара в целом.

При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной его заменителями другого сорта, вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

В зависимости от используемых средств фальсификации, схожести свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации:

• пересортица;

• замена высококачественного продукта низкоценным заменителем, имеющего сходные признаки;

• подмена натурального продукта имитатором

6. Факторы, формирующие качество товара и конкурентоспособность товаров (на примере отдельных групп или видов товаров).

Факторы, влияющие на качество тов. подразделяют на 3 типа:

1. Формирующие качество

2. Стимулирующие

3. Способствующие сохранению качества товаров.

Формирующие:

1) качество сырья

2) конструкция изделия

3) технология изготовления.

Сырье различается по происхождению (природные, искусств., синтетические) и по хим. составу (неорганические и органические). Наряду с понятием сырье существуют понятия фабрикат (гот. продукт) и п/фабрикат (незаконченный продукт). От природы, состава и св-в сырья и материалов зависит качество продукции. Кроме хим. состава на св-ва товара влияет структура сырья. Знание хим. природы и св-в сырья позволяет определить заранее св-во тов. и получить изделие с заданными св-вами, изменяя хим. состав и строение сырья.

Еще один фактор качества - консистенция, т.е. форма, размер, соединение деталей,... Конструкция должна обеспечивать: внешний вид, долговечность, ремонтопригодность.

Технология изготовления, обработка сырья - важный формирующий фактор. При технологической обработке материалы подвергаются воздействиям: термическим, механическим, химическим. При нарушении технологии возникают дефекты: устранимые и неустранимые, допустимые и недопустимые (сорт).

7. Цель, задачи, функции, виды и методы идентификации товаров.

В толковом словаре термин "идентификация" определяется как "отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо". При идентификации товаров выявляют соответствие испытуемых товаров аналогам (базовой модели, образцу) из однородной группы, характеризующимся той же совокупностью технологических показателей, или описанию товара на маркировке, в товарно-сопроводительных и нормативных документах и перечнях.

Идентификационная экспертиза товара проводится с целью установления принадлежности данного изделия к той или иной однородной товарной группе или определенному перечню на основании характерных индивидуальных признаков, приведенных в нормативно-технической и иной документации.

Для достижения этой цели могут ставиться следующие задачи:

1. Является ли данное изделие пищевым продуктом либо его необходимо использовать для технических целей, на корм животных и т.п.

2. К какому классу или группе однородных товаров относится данное изделие.

3. Установление соответствия данного изделия качественным характеристикам и техническому описанию на него.

4. К какому сорту относится данное изделие.

5. Относится ли данное изделие к перечню запрещенных к реализации товаров либо к товарам, имеющим те или иные ограничения (квотирование, лицензирование и т.п.).

Виды идентификации. В зависимости от поставленных целей различают следующие виды идентификации: потребительская; товарно-партионная (товарной партии); ассортиментная (видовая); качественная; сортовая; специальная.

Потребительская идентификация проводится с целью установления возможности использования того или иного пищевого продукта для питания человека, поскольку многие растительные продукты питания выращиваются как для пищевых целей, так и для откорма скота, технической переработки.

Товарно-партионная (товарной партии) идентификация — один из наиболее сложных видов деятельности, в ходе которой устанавливается принадлежность представленной части товара (объединенной пробы, среднего образца, единичных экземпляров) конкретной товарной партии.

Ассортиментная (видовая) идентификация — это установление соответствия наименования товара по ассортиментной принадлежности, обусловливающей предъявляемые к нему требования.

Этот вид идентификации применяется для подтверждения соответствия товара его наименованию при всех видах оценочной деятельности, но особое значение он имеет при таможенной идентификации для установления кода по ТН ВЭД и сертификации товаров.

Сортовая идентификация — это установление соответствия требованиям качества, предусмотренным нормативной документацией для того или иного сорта товара, после проведения ассортиментной идентификации. В настоящее время в РФ переходят от сортности товара к подразделению на классы.

Этот вид идентификации позволяет выявить наличие допустимых и недопустимых дефектов, а также соответствие товарному сорту (классу), указанному на маркировке и/или в сопроводительных документах.

Специальная идентификация — установление отношения данного изделия к перечню запрещенных к реализации товаров, либо к товарам, имеющим те или иные ограничения (квотирование, лицензирование и т.п.).

К специальной идентификации относится и установление некоторых продуктов в принадлежности их к изделиям, выработанным из генетически модифицированного сырья.

Методы идентификации. Для целей идентификации могут применяться различные методы, объединяемые в три группы: органолептические, измерительные и тестовые.

Органолептические методы — это методы определения значений показателей идентификации с помощью органов чувств человека. В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей различают следующие подгруппы органолептических методов: вкусовой, обонятельный, осязательный, слуховой и визуальный.

Измерительные методы — это методы определения значений показателей при идентификационной экспертизе с помощью технических средств измерения.

Тестовые методы применяются обычно для определения степени безопасности того или иного товара по пределу чувствительности химической или биохимической реакции. В последнее время эти методы широко применяются и заменяют более дорогостоящие измерительные методы.