logo
Konspekt_lektsiy (1)

Вопрос 4. Нематериальные методы мотивации персонала

В специальной литературе все нематериальные методы мотивации  подразделяют  на две  группы:   организационные   и  социально-психологические.

 К организационным методами мотивации относят:

 мотивацию участия работниковв делах фирмы;

программы профессионально-квалификационного развития рабочей силы, карьерный рост, мотивацию перспективой;

гуманизацию труда (обогащение содержания труда; создание благоприятных условий для работы; демократизация управления, в том числе делегирование полномочий, рационализация режимов труда и отдыха, организация комнат психологической разгрузки);

развитие трудовой состязательности;

усиление деятельности внутризаводских средств массовой информации и воспитания;

разработку и внедрение принципов корпоративной культуры;

введение практики выдачи личного клейма;

организацию работы по сбору замечаний и предложений работников;

проведение анкетных опросов.

Социально-психологическими методами усиления трудовой мотивации являются:

гласное признание заслуг;

устное выражение благодарности руководителями;

выражение благодарности в приказах;

выражение благодарности в печати, на досках объявлений, по радио и т.д.;

поздравление с юбилеями;

фотографии на досках почета, в музеях, на буклетах и т.д.;

посещение рабочих мест лучших работников высшими руководителями;

уважение и доверие;

одобрение и поддержка;

отрицательное подкрепление (порицание, упрек, наказание);

общение сотрудников.

Основной акцент в области подготовки отечественных специалистов в области управления в настоящий момент делается непосредственно на предприятии. 

Опыт передовых компаний, добившихся значительных успехов в области реформирования системы обучения и переподготовки кадров, является весьма полезным для дальнейшего его использования в корпоративном менеджменте других предприятий промышленного комплекса страны.

 Для усиления трудовой мотивации персонала работа в этом направлении должна вестись комплексно, с охватом в единой системе следующих трех направлений:

повышение качества общего руководства;

повышение качества управляющего персонала на средних и низовых уровнях внутрифирменного управления;

повышение профессионального мастерства и качества труда рабочих

Основные направления обучения и повышения квалификации персонала:

обучение для освоения новых методов и приемов выполнения трудовых операций

обучение по новым направлениям развития предприятия

первичное обучение и переобучение в соответствии с задачами предприятия и  спецификой выполняемых работ

обучение для повышения общей квалификации

обучение для ликвидации разрыва между требованиями должности и личными качествами.

Серьезная работа ведется по подготовке резерва руководителей структурных подразделений:

обучение по индивидуальным планам, в школах резерва;

обучение на курсах повышения квалификации;

овладение методикой ФСА;

отбор для выдвижения на вакантную должность.

В то же время не стоит забывать и о том, что, помимо положительного подкрепления, в практике управления необходимо использовать в определенных ситуациях и метод стимулирования наказанием. Наказание - сложный способ активизации трудового поведения человека, ибо он всегда требует индивидуального подхода. Разрабатывая действенную систему трудовой мотивации, менеджер должен учитывать основные психологические факторы, влияющие на трудовую активность работников. К ним можно отнести следующие:

чрезмерное вмешательство со стороны непосредственного руководства;

отсутствие психологической и организационной поддержки;

недостаток необходимой информации;

чрезмерная сухость и недостаток внимания руководителя к запросам подчиненного;

отсутствие обратной связи, т.е. незнание работником результатов своего труда; 

неэффективное решение руководителем служебных проблем работника;

некорректность оценки работника руководителем;

недостаточный уровень заботы о мотивации сотрудника.

Для достижения высокого уровня мотивированности персонала необходимо проведение тщательно спланированной и систематически проводимой работы по улучшению производственных взаимоотношений, снижению уровня конфликтности и созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе.