Вопрос 4. Нематериальные методы мотивации персонала
В специальной литературе все нематериальные методы мотивации подразделяют на две группы: организационные и социально-психологические.
К организационным методами мотивации относят:
мотивацию участия работниковв делах фирмы;
программы профессионально-квалификационного развития рабочей силы, карьерный рост, мотивацию перспективой;
гуманизацию труда (обогащение содержания труда; создание благоприятных условий для работы; демократизация управления, в том числе делегирование полномочий, рационализация режимов труда и отдыха, организация комнат психологической разгрузки);
развитие трудовой состязательности;
усиление деятельности внутризаводских средств массовой информации и воспитания;
разработку и внедрение принципов корпоративной культуры;
введение практики выдачи личного клейма;
организацию работы по сбору замечаний и предложений работников;
проведение анкетных опросов.
Социально-психологическими методами усиления трудовой мотивации являются:
гласное признание заслуг;
устное выражение благодарности руководителями;
выражение благодарности в приказах;
выражение благодарности в печати, на досках объявлений, по радио и т.д.;
поздравление с юбилеями;
фотографии на досках почета, в музеях, на буклетах и т.д.;
посещение рабочих мест лучших работников высшими руководителями;
уважение и доверие;
одобрение и поддержка;
отрицательное подкрепление (порицание, упрек, наказание);
общение сотрудников.
Основной акцент в области подготовки отечественных специалистов в области управления в настоящий момент делается непосредственно на предприятии.
Опыт передовых компаний, добившихся значительных успехов в области реформирования системы обучения и переподготовки кадров, является весьма полезным для дальнейшего его использования в корпоративном менеджменте других предприятий промышленного комплекса страны.
Для усиления трудовой мотивации персонала работа в этом направлении должна вестись комплексно, с охватом в единой системе следующих трех направлений:
повышение качества общего руководства;
повышение качества управляющего персонала на средних и низовых уровнях внутрифирменного управления;
повышение профессионального мастерства и качества труда рабочих
Основные направления обучения и повышения квалификации персонала:
обучение для освоения новых методов и приемов выполнения трудовых операций
обучение по новым направлениям развития предприятия
первичное обучение и переобучение в соответствии с задачами предприятия и спецификой выполняемых работ
обучение для повышения общей квалификации
обучение для ликвидации разрыва между требованиями должности и личными качествами.
Серьезная работа ведется по подготовке резерва руководителей структурных подразделений:
обучение по индивидуальным планам, в школах резерва;
обучение на курсах повышения квалификации;
овладение методикой ФСА;
отбор для выдвижения на вакантную должность.
В то же время не стоит забывать и о том, что, помимо положительного подкрепления, в практике управления необходимо использовать в определенных ситуациях и метод стимулирования наказанием. Наказание - сложный способ активизации трудового поведения человека, ибо он всегда требует индивидуального подхода. Разрабатывая действенную систему трудовой мотивации, менеджер должен учитывать основные психологические факторы, влияющие на трудовую активность работников. К ним можно отнести следующие:
чрезмерное вмешательство со стороны непосредственного руководства;
отсутствие психологической и организационной поддержки;
недостаток необходимой информации;
чрезмерная сухость и недостаток внимания руководителя к запросам подчиненного;
отсутствие обратной связи, т.е. незнание работником результатов своего труда;
неэффективное решение руководителем служебных проблем работника;
некорректность оценки работника руководителем;
недостаточный уровень заботы о мотивации сотрудника.
Для достижения высокого уровня мотивированности персонала необходимо проведение тщательно спланированной и систематически проводимой работы по улучшению производственных взаимоотношений, снижению уровня конфликтности и созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
- Конспект лекций
- Вопрос 2. Социальная функция торговли
- Вопрос 3. Виды торговой деятельности. Основные направления торговой деятельности
- Вопрос 4. Современные тенденции развития рынков оптовой и розничной торговли
- Тема 2. Формы и методы продаж
- Вопрос 1. Формы торгового обслуживания и операции процесса продажи товаров при различных формах торгового обслуживания
- Вопрос 2. Самообслуживание
- Вопрос 3. Продажа товаров по образцам
- Вопрос 4. Продажа товаров по каталогам
- Вопрос 5. Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием
- Тема 3. Классификация торговых предприятий
- Вопрос 1. Основы экономической классификации торговых предприятий
- Вопрос 2. Организационно-правовые формы деятельности торговых предприятий
- Тема 4. Организация и планирование торгового зала.
- Вопрос 1. Планировка торгового зала
- Вопрос 2. Основные зоны торгового зала
- Вопрос 3. Зоны или площади торгового зала
- Вопрос 4. Размещение товаров в торговом зале
- Вопрос 5. Установочная площадь магазина – формулы расчета
- Вопрос 6. Экспозиционная площадь
- Вопрос 7. Площадь зоны контрольно-кассового узла
- Вопрос 8. Виды технологических планировок торгового зала
- Тема 5. Ассортимент торгового предприятия. Ассортиментная насыщенность. План лекции:
- Вопрос 1. Ассортимент торгового предприятия и принципы его формирования.
- Вопрос 2. Ассортимент производственного предприятия.
- Вопрос 3. Сущность и значимость формирования ассортимента в коммерческой деятельности торгового предприятия. Ассортиментная матрица.
- Вопрос 4. Анализ и оценка ассортимента.
- Вопрос 5. Показатели экономического анализа ассортимента торгового предприятия.
- Тема 6. Содержание и организация закупочной работы.
- Вопрос 1. Основная задача закупочной работы. Необходимость приобретения товаров и услуг. Процесс закупки.
- Вопрос 2. Формирование оптимального ассортимента товаров торговых предприятий, воздействие на производителей товаров.
- Вопрос 3. Роль закупочной работы в экономике. Рационально организованные закупки.
- Вопрос 4. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров в рыночных условиях. Принятие решения
- Тема 7. Организация процессов приемки, хранения и подготовки товаров к продаже
- Вопрос 1. Порядок этапов процесса приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.
- Вопрос 2. Количественная проверка поступившей в магазин партии товаров. Проверка качества поступивших товаров.
- Вопрос 3. Подготовка товаров к продаже.
- Тема 8. Организация услуг розничной торговли и предъявляемые к ним требования
- Вопрос 1. Состав услуг розничной торговли, процесс и его.
- Вопрос 2. Реализация товаров вне магазина.
- Вопрос 3. Информационно-консультационные услуги, услуги по оказанию помощи в совершении покупки.
- Вопрос 4. Услуги по созданию удобств покупателю.
- Вопрос 5. Требования социального назначения и требования эстетики услуги торговли.
- Тема 9. Организационные структуры торговых предприятий.
- Вопрос 1. Взаимосвязи организационной структуры торговой фирмы и ее задач.
- Вопрос 2. Основные принципы работы торгового аппарата.
- Вопрос 3. Четыре категории задач торговой компании.
- Тема 10. Мотивация персонала торгового предприятия.
- Вопрос 1. Мотивационные программы для персонала магазинов.
- Вопрос 2. Оплата труда. Условия работы.
- Вопрос 3. Материальная мотивация продавцов. Основные проблемы мотивации. Контракт по материальной мотивации (кмм). Пять основных мифов о мотивации и возможности торгового персонала.
- Вопрос 4. Нематериальные методы мотивации персонала
- Тема 11. Личные продажи.
- Вопрос 1. Понятие и виды личной продажи.
- Вопрос 2. Виды личных продаж.
- Вопрос 3. Процесс личных продаж.
- Вопрос 4. Стиль коммуникаций при личных продажах.
- Вопрос 5. Управление торговым персоналом. Финансовые стимулы. Другие мотивирующие средства.
- Тема 12. Продажи с использованием прямого маркетинга.
- Вопрос 1. Прямой маркетинг, его преимущества и недостатки.
- Вопрос 2. Прямой маркетинг и маркетинговые коммуникации-микс.
- Вопрос 3. Прямой маркетинг с использованием средств массовой информации.
- Тема 13. Оптовые торговые структуры и организация их деятельности.
- Вопрос 1. Сущность, роль и функции оптовой торговли.
- Вопрос 2. Правильное понимание и практическое применение различных форм звенности оптовой торговли. Коэффициент звенности товарооборота.
- Вопрос 3. Вид товарооборота - складской или транзитный.
- Вопрос 4. Организационное построение органов управления оптовой торговли.
- Вопрос 5. Виды предприятий оптовой торговли в мировой экономике.
- Тема 14. Организация рекламы магазина.
- Вопрос 1. Сущность, цели и виды рекламы в магазине.
- Вопрос 2. Цветовые решения и типы текстов рекламных сообщений.
- Вопрос 3. Оборудование для рекламной выкладки товаров в торговом зале.
- Вопрос 4. Освещение в торговом зале и цветовое оформление интерьера магазина.
- Вопрос 5. Рекламная выкладка товаров в торговом зале.
- Вопрос 6. Витрины как средство рекламы их устройство и оформление праздничных тематических витрин.