logo
Konspekt_lektsiy (1)

Вопрос 5. Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием

Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием, в том числе с открытой выкладкой, - это форма торгового обслуживании, при которой покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно или с помощью продавца, а проверяет качество, дает консуль­тацию, упаковывает и отпускает товары продавец.

Основными элементами процесса продажи товаров по форме индивидуального обслуживания являются: ознакомление покупателей с ассортиментом товаров, расчет с покупателями, оформление и отпуск покупки.

Для ознакомления покупателей с ассортиментом товаров их выкладывают в основном на островном и пристенном оборудовании и прилавках, устанавливают ценники, организуют информацию о размещении товаров, оказываемых услугах, правилах работы магазина. Расчет за покупку ведется путем предварительной оплаты ее через кассу, размещенную в торговом зале магазина или на рабочем месте продавца. Товары отпускают, нарезая, взвешивая, отмеривая их, на рабочем месте продавца.

Операции процесса продажи

Методы выполнения операций

1. Показ товаров

1. Демонстрация товаров торговым персоналом.

2. Выкладка образцов товаров с обозначением необходимых реквизитов на прилавках и в витринах.

3. Открытая для осмотра покупателями выкладка товаров на оборудовании в торговом зале.

4. Демонстрация товаров в действии.

2. Расчет, оформление, отпуск покупки

1. Расчет за покупку на рабочем месте продавца.

2. Расчет за покупку в узле расчета магазина (с выпиской или без выписки товарного чека).

3. Отпуск товаров на рабочем месте продавца

4. Отпуск товаров на контроле.

Эта форма торгового обслуживания занимает в общем объеме товарооборота второе место (после самообслуживания), но удельный вес ее постепенно сокращается. Применяется она в магазинах, которые требуют реконструкции для перевода на самообслуживание, а также там, где такой перевод в силу конструктивных особенностей торгового здания нецелесообразным.

Магазины, применяющие форму с индивидуальным обслуживанием, существенно замедляют торговый процесс, увеличивают затраты времени населения на приобретение товаров, имеют меньшую про­пускную способность. В них менее эффективно используется торго­вая площадь, выше затраты ручного труда, требуется большая чис­ленность продавцов.

Практически все продовольственные товары, как уже указывалось, могут продаваться по форме самообслуживания. По каталогам могут продаваться любые товары, как продовольственные, так и непродо­вольственные. Наиболее широкое распространение форма торгового обслуживания но каталогам получила в сельской местности, где недо­статочно развита стационарная торговая сеть.