6. Понятие товар, услуга, жизненный цикл товара/ услуги
Ф. Котлер [5, с. 541] приводит следующее определение понятия «услуга»: «Услуга — любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом». Как будет показано далее, по нашему мнению, здесь следовало бы перевести как «Обслуживание — любая деятельность…», то есть должно быть приведено определение понятия «обслуживание», а не понятия «услуга».
Вместе с этим Ф. Котлер с соавторами [6, с. 718] предлагает более широкое определение понятия «service»: «Услуга (service) — любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой. Услуга по сути своей является неосязаемой и не приводит к овладению собственностью (к передаче собственности)». В этом контексте уже использованы термины «деятельность» и «благо». Последний термин определяет сущность, ядро, изначальный смысл товара, как и термины «выгода», «услуга», «преимущество» и т.п.
Можно встретить и такое суждение: «Услуги в отличие от товаров неосязаемы. Услуги (следовало бы переводить как «обслуживание». — В.П.) производятся людьми, а товары — машинами» [7, с. 25]. Но на современном этапе развития науки и техники существует различные машинные комплексы, производящие обслуживание и без присутствия человека, например банкоматы. В автоматизированных системах также осуществляется обслуживание машин машинами.
К. Маркс дал характеристику услуге применительно как к производительному, так и к непроизводительному труду. При этом услугу К. Маркс определяет как потребительную стоимость, воплощенную и в товаре, и в виде «чистых» услуг, не получающих в виде вещи самостоятельного бытия отдельно от исполнителя (т.е. услуг, воплощенных в исполнителе как товаре, как рабочей силе. — В.П.). Здесь же К. Маркс отмечает, что потребитель покупает услуги для потребления, т.е. как потребительные стоимости, предметы, тогда как для производителя этих услуг они — товары, которые имеют и потребительную и меновую стоимости [13, т. 26, ч. I, с. 139—141, 147, 149, 404, 406—408, 410, 412—415].
Таким образом, услуга — это одно из свойств, одна из сторон, одна из составляющих характеристик объекта или субъекта, являющихся на рынке товаром. Объекты (физические товары и юридические лица) и субъекты (физические лица) — источники, носители услуги как пользы, выгоды, блага.
Услуги появляются, приобретаются в процессе взаимодействия объектов между собой — например, если это автоматические, роботизированные комплексы или две фирмы; объектов и субъектов; а также в процессе взаимодействия субъектов, таких как, например, учитель и ученик. Услуга — это результат деятельности, взаимодействия объектов и/или субъектов, а не сама деятельность. Деятельность — это оказание услуг, обслуживание, самообслуживание.
Обращаясь к теории о товарах, мы также можете найти такое понятие как жизненный цикл товара - это время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на данном рынке. Жизненный цикл товара описывает изменения объема продаж и прибыли по времени, которые включает в себя следующие стадии:
* Начало продаж (внедрение на рынок) или еще говорят “Детство”
* Рост
* Зрелость
* Спад
В некоторых изданиях жизненный цикл товара начинается со стадии его разработки, а не в выхода на рынок, как указано выше. Давайте немного разберем каждую из стадий:
* Для ВНЕДРЕНИЯ характерно незначительный рост объема продаж; на этой стадии предприятие может нести убытки из-за больших начальных затрат на маркетинг, малых объемов выпуска продукта, неосвоенности его производства;
* Стадия РОСТА объема продаж характеризуется быстрым увеличением объема продаж, обусловленного признанием продукта потребителями; на этой стадии прибыль предприятия растет, относительная доля затрат на маркетинг, как правило. Снижается, цены на продукт постоянны или немного падают;
* На стадии ЗРЕЛОСТИ рост объема продаж замедляется и даже начинает падать, так как продукт уже приобретен большинством потребителей; усиливается конкуренция; затраты на маркетинг, как правило возрастают; возможно снижение цен, прибыль стабилизируется или снижается. При модернизации продукта и/или пересмотре сегментов рынка возможно продление данной стадии;
* СПАД проявляется в резком снижении объема продаж и прибыли. Модернизация продукта, снижение цен, увеличение затрат маркетинг могут только продлить эту стадию.
Существует большое многообразие дефиниций понятий «продукт», «товар» и «услуга». Например:
• продукт — результат деятельности или процессов [8, п. 1.4];
• продукт — конкретный результат материального или духовного производства, обладающий качествами, характеризующими его целевое назначение, и свойствами, ради которых он приобретается и потребляется [9, с. 292];
• продукт — комплекс осязаемых и неосязаемых свойств (характеристик, функций, выгод и использований), предназначенных для удовлетворения нужд покупателей [10, с. 115—116];
• товар — любой продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме, объект купли-продажи, рыночных отношений между продавцами и покупателями [9, с. 67];
• товар — продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем обмена, купли-продажи; вообще — то, что является предметом торговли [11, с. 787];
• услуги — итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребности потребителя. Услуга может быть связана с производством и поставкой материальной продукции [8, п. 1.5];
• услуги — виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, не изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат [9, с. 72].
Если продукт интересен и является потребителю в виде потребительной стоимости, то товар, поскольку он вступает в процесс обмена, представляется с двух точек зрения: потребительной стоимости и меновой стоимости или, если последняя выражена в деньгах, — цене [13, т. 13, с. 443, 498—499]. Отсюда уже несомненно видно, что товар — более широкое понятие в сопоставлении с продуктом.
Тем самым сущность товара выражается в двух его сторонах: меновой и потребительной стоимостях, которые обеспечивают прибыль или другую выгоду производителям и другим продавцам. В свою очередь, одна из сторон товара — потребительная стоимость, выражающаяся в виде выгод, благ, — обеспечивает удовлетворение желаний конечного потребителя.
Если для производителя, участников товародвижения, т.е. продавцов, фокусом внимания является как меновая, так и потребительная стоимости, причем последняя представляет для них интерес только как основа меновой стоимости, то для потребителя фокус — прежде всего потребительная стоимость как ценность, как услуга, а меновая стоимость, цена его интересует только как мера ценности потребления4.
На любом этапе цепочки товародвижения его участники, в том числе покупатель, если он не является конечным потребителем, покупают и продают товар. И только конечный потребитель приобретает не товар, а продукт, ту потребительную стоимость, ценность, выражаемую в выгоде, пользе, благе, т.е. в необходимой ему услуге. Но при этом продукт является также носителем потенциальной меновой стоимости, товаром [13, т. 26, ч. I, с. 299—300]. Таким образом, может происходить метаморфоза, превращение «продукт—товар—продукт…».
Товар может выступать в форме самой рабочей силы, временным проявлением которой является сам труд, который как таковой никогда не может быть товаром непосредственно [13, т. 26, ч. I, с. 153—154].
• услуга — определенное свойство объекта или субъекта, проявляющееся в результате взаимодействия с другими объектами и/или субъектами;
• продукт — результат деятельности в виде наделенного услугами объекта или субъект
- 1. Эволюция концепции маркетинга
- 2. Принципы и функции маркетинга
- 3. Цели и методы маркетинга
- 4. Концепция «4p» в маркетинге
- 5. Управление маркетингом
- 11.2. Анализ выполнения маркетингового плана
- 6. Понятие товар, услуга, жизненный цикл товара/ услуги
- 7. Разработка концепции и этапы создания нового товара/ услуги
- 8. Исследование рынка методами маркетинга
- Тема 2. Маркетинговое исследование рынка.
- 9. Спрос и предложения ,виды спроса и предложения
- 10. Конкурентная среда, изучение конкурентов
- 11. Сегментация рынка, основные критерии
- 12. Стратегии сегментирования
- 13. Виды рынков, методы изучения рынков
- 14. Позиционирование товара/ услуги
- 15. Ценовая политика в маркетинге
- 16. Виды цен в маркетинге
- 17. Виды ценовых поощрений покупателя
- 18. Ценовые стратегии в маркетинге
- 19. Коммуникационная политика в маркетинге
- 20. Система мероприятий фосстис
- 21. Реклама и pr как инструмент продвижения товара
- 22. Сущность сбытовой политики в маркетинге
- 23. Формы и методы организации продаж товара / услуги
- 24. Планирование маркетинга
- 26. Контроль в маркетинге
- 27. Особенности маркетинга в сфере культуры и искусств
- 28. Социальный маркетинг