logo
Маркетинг

10. Конкурентная среда, изучение конкурентов

10 Конкуренция - соперничество (борьба) производителей товаров и услуг за потребителя и более широкую долю на рынке при ограниченной возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров и услуг на соответствующем рынке.

Конкурентная среда - условия, в которых производители товаров и услуг ведут борьбу за потребителя, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке.

Виды конкуренции:

Законная конкуренция

Недобросовестная конкуренция - направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, противоречащие законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и способное причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Цель проведения исследования конкурентной среды - изучение позиций и возможностей фирм-конкурентов; предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения и борьбы с конкуренцией.

 Каковы основные цели конкурента?

 Каковы текущие стратегии достижения этих целей?

 Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?

 Каковы их вероятные будущие стратегии?

Ответ на первые три пункта должен обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов.

По сути дела, разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале фирм-конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала , как финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая, организационно-лоббисткая, маркетинговая.

В результате исследования деятельности фирм-конкурентов на рынке и завоевания там сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения:

 Имидж фирмы

 Концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы

 Качество продуктов и услуг соответствие их мировому уровню (обычно определяется методом опросов и сравнительных тестов).

 Уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов и услуг.

 Суммарная рыночная доля главных видов бизнеса

 Мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов (Размер бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и средствами труда, эффективность НИОКР)

 Мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новой продукции и услуг, наращивать объемы выпуска освоенной продукции (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии и зависимости от объема и освоенности выпуска)

 Стабильность финансово-экономического положения

 Рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок

 Частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет

 Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности фирмы привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей

 Эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения

 Уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителя)

 Уровень рекламной деятельности

 Уровень послепродажного обслуживания

 Политика фирмы во внешне предпринимательской среде, характеризующая способность фирмы управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населения и т.п.

Перечень вопросов можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению конкурентно способности товаров и услугу эффективности маркетинговой деятельности.