На сцене – McDonald's
Вскоре все должно было радикально перемениться:
Рэй Крок открыл свой первый McDonald's в городке Дэ‑Плэйнс, штат Иллинойс.
Крок провел успешную атаку на местное кафе, а затем быстро развил деятельность по всей стране. И то и другое ему отлично удалось.
В то время, как мы уже говорили, в кафе подавали всяческие простые и недорогие блюда. В военном смысле, линия предложения была растянутой и, следовательно, слабой. Крок сделал очевидный выбор: ударил в середину. (Какой пункт меню любого кафе пользовался наибольшей популярностью? Гамбургер и его троюродный брат – чизбургер.)
Родилась сеть заведений, торгующих “бургерами”. При условии, что у Крока не было конкурентов (кроме слабенького сопротивления со стороны кафе), но амбиций хватало с избытком, сеть эта стремительно разрасталась. Для финансирования своей мечты Крок даже занимал деньги под заоблачные проценты.
Самое главное быстрое расширение обеспечило успех McDonald's и позволило компании занять доминирующую позицию в развивающейся индустрии.
Сегодня объемы ее продаж превосходят доходы Burger King, Wendy's и Kentucky Fried Chicken вместе взятых.
Объясняя успех McDonald's, эксперты‑маркетологи любят говорить о жестких стандартах и процедурах, принятых в компании, ее фанатичной заботе о чистоте и интенсивном обучении, которое проходят владельцы новых франчайзинговых отделений McDonald's в “Гамбургер‑ском университете” в городе Элк Гроув, Иллинойс. (Каждый выпускник получает степень бакалавра гамбургерологии и вторую специальность по картофелю‑фри.)
Все это – роскошные “бантики” лидера, которыми он пользуется благодаря принципу силы. Компания McDonald's является лидером, поскольку первой вышла на арену “бургеров” и никому ее не отдавала за счет быстрого расширения.
В войне гамбургеров нельзя стать новым лидером только потому, что будешь готовить более вкусные “бургеры”. Однако можно им оставаться, даже если твои “бургеры” не самые вкусные. Лидерство дает еще одну роскошь – время, за которое можно успеть исправить все возникающие проблемы.
Вернемся в 70‑е годы. Конфиденциальный внутренний документ McDonald's тупо признавал, что согласно опросу общественного мнения “качество продукции Burger King значительно выше, чем у McDonald's”.
Многие маркетинговые мифы являются порождением прессы, занятой поисками причин, объясняющих успех лидера. Наверное, по каким‑то этическим причинам мы не можем просто поверить, что McDonald's была первой компанией и оказала наибольшее давление на рынок, то есть грубо применила принцип силы.
Гораздо приятнее считать, что это произошло благодаря “Гамбургерскому университету”. Или Рональду Мак‑Дональду. Или танцующим клоунам со швабрами в телевизионных роликах.
Умные лидеры не развенчивают этот обман – напротив, они его стимулируют. Они знают, что хорошее настроение создает запас движения и помогает побеждающей армии развивать успех и дальше.
Говоря словами Джорджа Скотта в роли Паттона, “итак, у нас есть лучшая еда, лучшее обмундирование, лучший дух и лучшие люди на свете. Знаете, положа руку на сердце, мне жаль тех несчастных ублюдков, против которых мы выступаем”.
Это лидерство, а не стратегия. “Мы не смогли бы достичь этого без вас”, – говорит лидер.
“Смогли бы”, – говорит стратег, который (или которая), надеемся, держит это мнение при себе.
Менеджеры маркетинга продолжают смешивать эти две позиции, что, впрочем, не вредит лидеру. Однако разница между лидерством и стратегией, похоже, существенно влияет на более слабых конкурентов‑партизан: Hardee's, Burger Chief и других.
Маркетинговые мифы создают обманчивые иллюзии. Вот если бы мы смогли создать гамбургер лучше, чем у Burger King, или обслуживать покупателей лучше, чем в McDonald's, мы бы… и так далее.
В войне гамбургеров, как и в любой другой маркетинговой войне, продукт – это средство для уяснения стратегии. Не следует размышлять о том, что лучше или хуже, нужно думать о различиях.
- Эл Райс Джек Траут Маркетинговые войны
- Аннотация
- Эл Райс, Джек Траут Маркетинговые войны
- Предисловие
- Введение Маркетинг – это война
- Маркетингу нужна новая философия
- Нужно ориентироваться на покупателей…
- …И на конкурентов
- План маркетинга будущего
- Быть может, Клаузевиц прав?
- В защиту маркетинговых войн
- Глава 1
- 2500 Лет войны
- Марафон: 490 лет до н. Э.
- Арбела: 331 год до н. Э.
- Метавр: 207 лет до н. Э.
- Гастингс: 1066 год
- Креси: 1346 год
- Квебек: 1759 год
- Банкер Хилл: 1775 год
- Трентон: 1776 год
- Аустерлиц: 1805 год
- Ватерлоо: 1815 год
- Балаклава: 1854 год
- Геттисберг: 1863 год
- Сомма: 1916 год
- Седан: 1940 год
- Глава 2 Принцип силы
- Математика сражения
- Математика маркетинговой схватки
- Заблуждение 1: “лучшие люди”
- Заблуждение 2: “лучший товар”
- Если вы такой умный, отчего же вы не богаты?
- Глава 3 Превосходство оборонительной позиции
- Математика оборонительного сражения
- Сладкий вкус победы
- Не будьте героем
- Обороне благоволит сила трения
- Атака требует времени
- Глава 4 Новая эра конкуренции
- Войны заголовков
- Предсказания или пропаганда?
- Реалии маркетинговых конфликтов
- Глава 5 Поле битвы
- Ну и местечко…
- Нужно составить карту
- Горы в голове
- Сегментация – разрыв территории
- Глава 6 Стратегический квадрат
- Тип войны, который должна избрать General Motors
- Что должен сделать Ford
- Что должен сделать Chrysler
- Что должна делать American Motors
- Гора в голове
- Глава 7 Принципы оборонительной войны
- Принцип обороны №o1
- Принцип обороны №2
- Принцип обороны №3
- Битва за гору Мигрень
- Johnson Johnson принимает меры
- Будьте готовы нанести ответный удар
- Оставляйте что‑то в резерве
- Как насчет федеральных властей?
- Маркетинговый мир
- Глава 8 Принципы наступательной войны
- Принцип наступления №1
- Принцип наступления №2
- Принцип наступления №3
- Преимущество на стороне обороняющегося
- Слабость – это сила
- Преимущества ограниченности
- Недостатки широкого охвата
- Атака на монополию
- Глава 9 Принципы фланговой войны
- Принцип фланговой войны №1
- Принцип фланговой войны №2
- Принцип фланговой войны №3
- Фланговая атака низкой ценой
- Фланговая атака высокой ценой
- Фланговая атака малым калибром
- Фланговая атака большим калибром
- Фланговая атака распределением
- Фланговая атака формой товара
- Фланговая атака меньшим числом калорий
- Факторы успешной фланговой атаки
- Глава 10 Принципы партизанской войны
- Принцип партизанской войны №1
- Принцип партизанской войны №2
- Принцип партизанской войны №3
- Географическая партизанская война
- Демографическая партизанская война
- Отраслевая партизанская война
- Продуктовая партизанская война
- Партизанская война в высших секторах рынка
- Создание союзников
- Партизаны существуют повсюду
- Глава 11 Война напитков “кола”
- Кокаин и кофеин
- Вдвое больше за те же деньги
- Что могла сделать Coca‑Cola?
- “Поколение „Пепси“
- Coca‑Cola пытается вернуться
- Royal Crown: слишком мало, слишком поздно
- Битва преимуществ
- Фланговые маневры с Uncola
- Хаос и смятение в рядах напитков “кола”
- Битва преимуществ: раунд 2
- Pepsi бросает вызов
- Возвращение “Первоклассной вещи”
- Кофеиновая проблема
- Глава 12 Пивная война
- Прорыв Budweiser
- Вторжение Heineken
- Контратака Anheuser
- Восхождение Miller
- Появление Lite
- В отрасли появляется свет(лое)
- Лекарство из Колорадо
- Слабость Lite
- Упадок High Life
- Атака легкой бригады
- Атака тяжелой бригады
- Глава 13 Война гамбургеров
- На сцене – McDonald's
- Путь Burger King
- McDonald's крутит цыплят
- “И я тоже”, – говорит Burger King
- Война гамбургеров
- Фланговая атака на McDonald's
- Вот такой вот партизан
- Глава 14 Компьютерная война
- Sperry Rand против ibm
- Dec против ibm: раунд 1
- Dec против ibm: раунд 2
- Dec против ibm: раунд 3
- Все против ibm
- Ibm против ibm
- Apple против ibm: раунд 1
- Apple против ibm: раунд 2
- №2 Против ibm
- Глава 15 Стратегия и тактика
- Стратегия следует за тактикой
- Артиллерийский офицер
- Танковый командир
- Эксперт по рекламе
- Стратегия допускает заурядную тактику
- Стратегия направляет тактику
- Единственное направление атаки
- Атака и контратака
- Действия зависят от стратегии
- Стратегию нельзя отделять от тактики
- Использование резервов
- Глава 16 Маркетинговый генерал
- Маркетинговый генерал должен быть гибким
- Маркетинговый генерал должен обладать смелостью мышления
- Маркетинговый генерал должен быть решительным
- Маркетинговый генерал должен знать факты
- Маркетинговый генерал должен быть удачлив
- Маркетинговый генерал должен знать правила