logo
Пособие_Гареева_на печать

Предисловие

Высокая востребованность специальности «Связи с обществен-ностью» на российском рынке вызвала образовательный «бум» в этой области. Сегодня более ста высших учебных заведений имеют лицензию на подготовку PR-специалистов. Однако экспертное сообщество подчеркивает, что качество образования в вузах по данной специальности оставляет желать лучшего, оно не дотягивает до тех требований, которые предъявляет практика профессии. Более того, в соответствии с федеральным государственным образователь-ным стандартом высшего профессионального образования вместо специальностей «Связи с общественностью» и «Реклама» сегодня вводится объединенная специальность – «Реклама и связи с общественностью». По мнению практиков PR-отрасли, подготовка универсальных кадров в итоге не позволит выпускать компетентных и, соответственно, востребованных специалистов. Но как бы то ни было, в рамках указанной специальности сегодня необходимо обратить особое внимание на вопросы создания предметного цикла, сочетания практики и теории public relations, методологического, кадрового обеспечения этой сферы деятельности.

Академическое образование в нашей стране предполагает разделение учебного процесса на лекционную и практическую части. Сегодня на российском книжном рынке уже нет недостатка в литературе по PR. В данном случае мы будем опираться на труды Петербургской школы public relations, сформировавшейся на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, а также на переводные труды зарубежных классиков PR. Однако нужно отметить крайнюю недостаточность пособий для проведения практических занятий со студентами. Именно эту проблему и призвана помочь решить эта работа.

Предлагаемое учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта выс-шего профессионального образования для специальности «Связи с общественностью» и состоит из семи разделов, охватывающих базовые принципы, проблемы, задачи и возможности public relations в современном мире.

В первом разделе дается комплексное теоретическое представление о public relations – предлагаются основные подходы к определению этого феномена, раскрывается его роль в современном мире, рассматриваются важнейшие сферы применения PR.

Второй раздел пособия рассказывает об истории развития связей с общественностью за рубежом и в России – характеризуются социальные, экономические и политические причины возникновения PR, а также описываются исторические формы и модели коммуникации.

Третий и четвертый части работы насыщены базовыми теоретическими знаниями об объекте и субъекте PR-деятельности. Автор дает характеристику таким понятиям как «PR-общественность», «общественное мнение», «субъект PR», рассматривает проблему формирования общественного мнения об организации.

Пятый раздел пособия представляет основные данные о персональном и корпоративном имидже и важнейших аспектах их формирования.

Шестая глава знакомит студентов с основными технологиями, используемыми в сфере связей с общественностью. В содержатель-ной части дается понятие «технологии связей с общественностью», рассматривается ключевые информационные и устроительные PR-технологии.

В заключительной части работы внимание уделяется основам управления PR-деятельностью – основным принципам исследования, планирования, реализации и оценки эффективности public relations.

Каждая тема включает теоретический блок; вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, темы выступлений и докладов, призванные сфокусировать внимание студентов на объекте обсуждения; практические задания для проведения тренингов, деловых игр и упражнения для самостоятельной отработки полученных знаний.