Окружающая среда маркетинга. Внешняя и внутренняя среда маркетинга.
Маркетинговая среда фирмы - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды.
Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями.
Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду такими, как факторы демографического, экономического, технического, политического, культурного характера.
Основные факторы внешней микросреды функционирования фирмы
Основная цель любой фирмы - получение прибыли.
Основная задача системы управления маркетингом - обеспечить производство товаров, привлекательных с точки зрения целевых рынков. Успех зависит также и от действия посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий.
Поставщики - это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг. События в среде поставщиков могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность фирмы (цены на товары поставщиков, забастовки у поставщиков и др. факторы).
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры. Это торговые посредники, фирмы - специализирующиеся по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Фирмы - специалисты по организации товародвижения помогают компании создавать запасы своих изделий и продвигать их от места производства до места назначения.
Агентства по оказанию маркетинговых услуг - это фирмы маркетинговых исследований, рекламные агентства, организации средств рекламы и консультационные фирмы по маркетингу - помогают фирме точнее нацеливать и продвигать товары на подходящие рынки. Фирма должна предварительно изучить услуги, качество их и расценки агентств, чтобы не пришлось затем менять его.
Кредитно-финансовые учреждения - банки, кредитные компании, страховые компании и прочие организации, помогающие фирме финансировать сделки и страховать себя от риска.
Клиентура. Фирме необходимо тщательно изучать своих клиентов. Она может выступать на пяти типах клиентурных рынков: потребительский рынок, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений, международный рынок.
Контактные аудитории – любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к организации или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей. Контактная аудитория может либо способствовать, либо противодействовать усилиям фирмы по обслуживанию рынков.
Аудитории средств информации - организации, распространяющие новости, статьи, комментарии (газеты, журналы, радио- и теле- центры).
Контактные аудитории государственных учреждений. Руководство фирмы должно откликаться и учитывать то, что происходит в государственной сфере (проблемы безопасности, истины в рекламе, прав дилеров и т.п.).
Гражданские группы действий - это группы по защите окружающей среды, по борьбе за качество продукции и т.п.
Местные контактные аудитории - это окрестные жители и общинные организации. Для работы с местным населением крупные фирмы обычно назначают специального ответственного за связи с общиной, который присутствует на собраниях членов общины, отвечает на вопросы.
Широкая публика. Фирма должна придирчиво следить за отношением публики к своим товарам и своей деятельности. На публику действует образ фирмы. Она должна реагировать на претензии потребителей.
Внутренние контактные аудитории. Это собственные рабочие и служащие фирмы, добровольные помощники, управляющие, члены совета директоров. Фирма издает информационные бюллетени и прибегает к другим формам коммуникаций (связей) с целью создания хорошего настроения по отношению к собственной фирме, т.к. их положительное отношение распространяется на другие контактные аудитории.
Основные факторы макросреды функционирования фирмы
Демографическая среда - наука, изучающая население, с точки зрения его численности, плотности и т.п. Для маркетинга демографическая среда представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. Составляется таблица рынков в различных районах и определяется приблизительная численность населения и его структура.
Экономическая среда. Деятели рынка должны обращать внимание на характер распределения доходов с учетом географического местоположения.
Природная среда. Природные факторы включают: дефицит некоторых видов сырья (разрушение озонового слоя, вырубки, истощение невосполняемых ресурсов - нефти и т.д.); рост загрязнения среды; решительное вмешательство государства в регулирование природных ресурсов.
Научно-техническая среда. Научно – технические факторы включают: ускорение научно - технического прогресса; появление безграничных возможностей в создании новых товаров, биотехнологий, робототехники и т.п.; рост ассигнований на НИОКР; ужесточение госконтроля за качеством и безопасностью товара.
Политическая среда. Политико-правовые факторы представлены: - законодательством по регулированию предпринимательской деятельности; - повышением требований со стороны государства к государственным учреждениям, следящим за соблюдением законов; - ростом числа групп по защите интересов общественности.
Культурная среда. Культурные факторы определяются: приверженностью к культурным традициям; субкультурой в рамках единой культуры; временными изменениями вторичных культурных ценностей (прически, мода); отношением людей к самим себе - приверженностью к определенным товарам; отношением людей к обществу, природе, к мирозданию (культовые интересы).
При проведении маркетинговых исследований все факторы микро и макросреды необходимо учитывать.
- 1. Цели и функции рекламы.
- 2. Понятие комплекса маркетинговых коммуникаций
- 3. Классификация видов, средств, форм и методов рекламной деятельности.
- 4. Связь рекламной деятельности с циклом жизни товара на рынке.
- 6. Участники рекламного процесса.
- 7. Понятия целевой аудитории, сегментации и агрегетирования.
- Надежность измерения малых аудиторий
- Надежность агрегированных оценок аудиторных показателей
- Агрегирование до 15 минут по пиплметрам
- 8. Рекламная аргументация и уникальное торговое предложение (утп).
- 9. Позиционирование и его роль в рекламе.
- 10. Товарные знаки, их функции и классификация.
- 11. Понятие фирменного стиля
- 12. Понятие и принципы директ-маркетинга
- Маркетинг как концепция управления.
- Основные характеристики товара в маркетинге.
- Понятие конкурентоспособности товара и его составляющие.
- Рынок, конъектура рынка и его виды в зависимости от соотношения спроса и предложения.
- Основные направления оценки собственных возможностей предприятия.
- 3. Оценка ресурсных возможностей (обоснование проекта, бизнес-план)
- Основные объекты маркетинга.
- Основные разделы маркетинговой программы.
- Стадии процесса создания нового товара.
- Ценовая политика в системе маркетинга. Ценовые стратегии.
- Система товародвижения и каналы сбыта. Сбытовые стратегии.
- Стратегическое планирование в маркетинге.
- Подходы к стратегическому планированию: матрица "товар-рынок", матрица бкг, "Pims", стратегическая модель Портера
- Понятие целевого рынка. Стратегии охвата.
- Окружающая среда маркетинга. Внешняя и внутренняя среда маркетинга.
- Основные объекты комплексных маркетинговых исследований и инструменты сбора информации.
- Основные черты и особенности менеджмента.
- Природа и классификация функций менеджмента.
- Характеристика основных функций менеджмента Функция планирования
- Целеполагание в процессе менеджмента. Классификация целей менеджмента.
- Иерархия целей. Управление по целям.
- Организация как объект управления, миссия и имидж организации.
- Полномочия и ответственность структурных подразделений организации.
- Виды и особенности организационных структур управления.
- Коммуникационные процессы в организации.
- Внутрифирменное планирование: виды и содержание.
- Цель, функции и методы финансового менеджмента.
- Конфликты в управлении.