22. Контент-анализ, мониторинг, пресс-клиппинг, пресс-досье в pr.
Контент-анализ— исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности, в частности, источника текста публикации.
Своими словами, контент-анализ — это перевод текстовой информации в количественные показатели. Например, такими показателями могут быть:
для определения размера публикации — количество слов в тексте;
для определения ключевой фигуры статьи — количество и состав действующих персонажей;
для определения смысловой направленности публикации — тематика статьи или наличие в тексте определенных слов и т.д.
Подсчет частоты появления в тексте исследуемых показателей, например, слов, символов, таблиц, фотографий, характеризует количественный контент-анализ публикаций, а поиск в тексте присутствия или отсутствия исследуемой переменной — качественный контент-анализ.
Результаты контент-анализа используются PR-специалистам для оценки репутации и эффективности pr-кампаний.
Контент-анализ состоит из трех основных этапов:
определяются единицы анализа и их машиночитаемый вид;
производится подсчет частоты упоминаний исследуемых переменных, выявляются взаимосвязи между ними, рассчитываются относительные индексы, например, индекс информационного присутствия или пресс-индекс, индекс эмоциональной направленности, индекс тематической активности и другие;
интерпретация полученных результатов, описание положительных и отрицательных тенденций, прогнозирование.
Мониторинг СМИ - это отслеживание сообщений СМИ, соответствующих заданной тематике.
Мониторинг СМИ используется для изучения эффективности PR- и рекламных кампаний, составления формируемого СМИ «портрета» организации или персоналии, оценки общественного резонанса того или иного действия, отслеживание действий других компаний или индивидуумов.
Как правило, мониторинг СМИ включает в себя следующие фазы:
Наблюдение за рядом потенциальных источников (телеканал, радиостанция, периодическое печатное издание и т. п.);
Сохранение найденного материала;
Фильтрация и категоризация;
Передача собранного материала для дальнейшего анализа.
Продуктом мониторинга СМИ может являться фрагмент или полный текст статьи периодического печатного или интернет-издания, клиппинг (бумажный или электронный документ, включающий в себя графическое изображение статьи в том виде, как она была опубликована в оригинале), транскрипт эфирного вещания, видео- или аудиозапись эфира, эфирная справка, статистический отчёт, дайджест.
Мы проводим мониторинг в зависимости от временного контента: ежемесячный, еженедельный, ежедневный.
Мониторинг СМИ позволяет: • Отслеживать основные показатели деятельности компаний в информационной среде; • Получать актуальную информацию (основные события в стране, отставки и назначения; изменения законодательства; решения и планы госорганов по регулированию отрасли; изменения конъюнктуры на рынке и т.д.); • Проверять правильность публикуемых данных о компании (выявление фактических ошибок, попыток нанести вред репутации компании – информационных атак); • Получать отчетность по проведенным PR-акциям и мероприятиям, пресс-конференциям и т.д.;
Пресс-клиппинг— это подбор публикаций в печатных СМИ и в Интернете за указанный период времени, в которых упоминается определенная организация или персона, освещается конкретное мероприятие, спектакль, фильм, концерт. Пресс-клиппинг позволяет корректировать PR-стратегию и бизнес-стратегию, дает представление о том, насколько эффективны осуществленные мероприятия для прессы.
Материалы пресс-клиппинга могут быть использованы в рекламных целях, так как размещение цитат СМИ о Вашей компании или проведенном мероприятии в буклетах и на сайте может существенно увеличить рекламный эффект. Для некоммерческих организаций пресс-клиппинг является одним из наиболее действенных инструментов PR-обеспечения.
Пресс-клиппинг является весьма трудоемкой работой, ведь это связано с необходимостью мониторинга большого количества печатных изданий и сайтов Интернета.
Для успешной реализации пресс-клиппинга необходимы:
Тщательный отбор ключевых слов при поиске материала.
Обновление информационной матрицы по мере поступления новых данных.
Представление анализа прессы частью большого исследовательского проекта.
Принятие решения о том, нуждается ли организация в архиве прессы, и если да, то каков будет оптимальный способ хранения данных.
Необходимо учитывать, что у сотрудников помимо анализа прессы есть и другая работа.
Возможные негативные последствия:
-Сильное сужение поля поисков информации может привести к потере важного материала. Нельзя ожидать, что фирма, нанятая для мониторинга прессы, будет выполнять свою работу эффективно, не нуждаясь в частых напоминаниях.
-Напрасно ждать, что одна статья в газете объективно и всесторонне отразит, насколько успешной оказалась ваша PR-активность.
-Не всегда собственные усилия по составлению отчета обойдутся вам дешевле, чем аналогичные услуги специального агентства.
Существенным плюсом пресс-клиппинга является минимальное затрачивание денежных средств в совокупности с достаточно большим и разнообразным объемом информации, что и определяет его популярность среди государственных организаций. Анализ прессы позволяет оценить существующую ситуацию и выработать необходимые линии поведения в работе со СМИ.
Для лучшего понимания сути происходящего события или явления ПР-специалисты готовят пресс-досье— подбор статей и других информационных материалов СМИ по специально оговоренной тематике. Пресс-досье включает в себя не только пресс-клиппинг, но и копии записанных на пленку или CD телепередач и радиорепортажей (аудио/видеотекст).
Пресс-досье помогает ПР-службе оценить эффективность проведенного того или иного мероприятия в зависимости от количества и качества позитивных материалов СМИ, провести анализ негативных статей и откликов для внесения необходимых корректировок в программы и сценарии будущих событии. Нередко пресс-досье служит базой для вторичных (неформальных и оперативных) исследований в pr, позволяя сэкономить время н финансовые ресурсы в тех случаях, когда необходимо разработать и провести ПР-мероприятие в кратчайшие сроки, без достаточного времени и бюджета на широкомасштабные формальные исследования. Пресс-досье нередко выступает в качестве дополнения к различным аналитическим справкам и докладам. (Вторичные исследования – изучение материалов уже проведенных исследований (используется при изучении организации во время планирования ПР-кампании и т.п.))
- 1. Экономические, политические, идеологические и социальные причины возникновения и развития науки, профессии и отрасли бизнеса «паблик рилейшнз».
- 2. Феномен «Связи с общественностью» как обязательный этап развития цивилизованного общества. Задачи и функции со в современном гражданском обществе и рыночной экономике.
- 3. Классификация и основные направления услуг в области связей с общественностью.
- 4. Основные организационные структуры в со. Функции отделов сОв государственных организациях и учреждениях, общественных объединениях, коммерческих структурах, политических партиях.
- 6. Главные российские и международные ассоциации специалистов в области со. Различия в задачах и функциях расо и акос в России.
- 7. Соотношение понятий и функций: со и реклама, со и пропаганда, со и маркетинг, со и паблисити, со и бизнес-коммуникации
- 8. Четыре основных этапа процесса «паблик рилейшенз». Модели pr: манипулятивная, информирования, взаимопонимания и социального партнерства.
- 9. Подходы к организации pr-службы, принципы работы, задачи.
- 10. Бренд и брендинг. Со как основа стратегии строительства бренда.
- 11.Стратегическое планирование pr-деятельности, миссия, видение.
- 12. Понятия «целевая аудитория», «ключевая аудитория», «конечный потребитель», «лидеры общественного мнения» в со.
- 13. Виды социологических исследований в со. Исследование как pr-мероприятие.
- 14. Понятие «Обратная связь» в со
- 15. Фирменный стиль как элемент со
- 16. Внутрикорпоративный pr, функции, цели и задачи. Роль сОв формировании корпоративной культуры. Корпоративные издания и Интранет как инструменты внутрикорпоративного pr
- 17.Основные виды специальных pr-мероприятий. Виды рабочих мероприятий в со
- 18. Основные виды информационных, служебных, имиджевых, онлайновых документов в со.
- 19. Виды средств коммуникаций и характеристика эффективности воздействия каждого из них на целевые и ключевые аудитории
- 20. Центральные сми, региональные сми, местные сми. Преимущества и недостатки каждого вида смк с точки зрения со
- 21. Со и Интернет: новые уникальные возможности всемирной компьютерной сети для со.
- 22. Контент-анализ, мониторинг, пресс-клиппинг, пресс-досье в pr.
- 23. Проведение и оценка результатов pr-кампаний. Различные критерии оценки эффективности деятельности по со.
- 24.Организация pr-кампаний: исследование ситуации и планирование.
- 25.Медиапланирование в организации pr-кампаний.
- 26. Благотворительность как инструмент формирования общественного мнения.
- 27. Роль со в некоммерческих организациях.
- 28. Понятие crisismanagement. Pr в кризисных и конфликтных ситуациях.
- 29. Отношения с государством (gr, ga). Лоббирование.
- 30. Управление репутацией компании. Отличие репутации от имиджа.