Основные объекты комплексных маркетинговых исследований и инструменты сбора информации.
Концепция системы маркетинговой информации
В процессе анализа, планирования, реализации и контроля за ходом выполнения плана маркетинга требуется информация о потребителях, конкурентах, возможностях предприятия, дилерах и других силах действующих на рынке.
Система маркетинговой информации - постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приёмов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования её распорядителями сферы маркетинга с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за использованием маркетинговых мероприятий.
Система маркетинговой информации состоит из четырех вспомогательных систем:
Система внутренней отчетности.
Система сбора внешней текущей маркетинговой информации.
Система маркетинговых исследований.
Система анализа маркетинговой информации.
Маркетинговые исследования - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчёт о результатах. Фирма проводит маркетинговые исследования или собственными силами - отделом маркетинга, или специализированными организациями. Наиболее типичными задачами исследователей маркетинга являются: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение тенденций деловой активности, изучение товаров конкурентов, краткосрочное прогнозирование, изучение реакции на новый товар и его объём, долгосрочное прогнозирование, изучение политики цен.
Управляющие, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть знакомы с их спецификой и знать технологию исследования, чтобы не допустить ошибки в принятии решения на основе недостоверной информации.
Схема маркетинговых исследований:
Выявление проблем и формулировка целей;
Отбор источников информации: выбор места исследования; подготовка орудий исследования; составление плана выборки; выбор способа связи с аудиторией;
Сбор информации: опрос, наблюдение, панель, эксперимент;
Анализ собранной информации: составление таблиц, графиков; определение средних уровней распределения частотности, дисперсии; обработка информации с помощью статистических методов и моделей принятия решения;
Представление собранной информации.
Основные объекты комплексных маркетинговых исследований:
Потребители
Конкуренты
Поставщики
Рынок
Макрофакторы.
Для получения информации в маркетинге используются следующие методы: опрос (интервью), наблюдение, эксперимент, панель. Выбор конкретного метода зависит от цели исследуемого признака (человек, предмет).
1. Первичные исследования: сбор данных при их возникновении.
Под опросом понимается выяснение позиций людей или получение от них справки по какому-либо вопросу. Опрос - самая распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может последовать в устной или письменной форме. При письменном опросе участники получают опросные листы, которые они должны заполнить и отослать по назначению. Устные и телефонные опросы называют обычно интервью. Виды интервью: письменное, устное, телефонное, свободное, стандартизированное. Преимущества и проблемы: Исследование не воспринимаемых обстоятельств (мотивы, например) Надежность интервью, влияние интервьюера, проблемы репрезентативности выборки. Пример: сбор данных о привычках потребителей, исследования имиджа марок и фирм, исследование мотивации.
Наблюдение как способ получения информации используется в исследовании рынка гораздо реже, чем опрос. Научное наблюдение - планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения
Формы наблюдения: полевое и лабораторное, личное, с участием наблюдающего и без него.
Преимущества и недостатки: часто объективней и точнее, чем опрос. Многие факты не поддаются объяснению. Высоки расходы.
Например, для наблюдения действенности рекламы в витрине можно выделить следующие варианты поведения прохожих: человек вошел в магазин, не взглянув на рекламу; человек вошел в магазин, взглянув предварительно на рекламу; взглянул на витрину, не вошел в магазин; прошел, не взглянув на витрину.
Экспериментом называют исследование, при котором должно быть установлено, как изменения одной или нескольких независимых переменных влияют на одну (или многие) зависимую переменную. Формы: полевые, лабораторные. Преимущества и проблемы: Возможность раздельного наблюдения за влиянием переменных. Контроль ситуации, реалистичность условий. Расход времени и денег. Пример: тест рынка, исследование продукта, исследование рекламы.
Панель - повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени. Панель имеет следующие основные признаки: - предмет и тема исследования постоянны; - сбор данных повторяется через равные промежутки времени; - постоянная совокупность объектов исследования – домашние хозяйки, предприятия торговли, производственные потребители.
Формы: торговая, потребительская, специальная. Преимущества и проблемы: Выявление развития во времени. Смертность панели, эффект панели. Пример: постоянное отслеживание торговых запасов в группе магазинов.
2. Вторичные исследования: обработка уже имеющихся данных.
Преимущества и проблемы: низкие затраты, быстрота. Неполные и устаревшие данные, несоответствие методик получения данных.
Пример: анализ доли рынка с помощью данных учета и внешней статистики.
Орудия исследования: анкета, механические устройства.
В широком смысле анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета – очень гибкий инструмент, т.к. вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В небрежно подготовленной анкете можно найти всегда целый ряд ошибок. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность.
Механические устройства. Например, электронное устройство под названием аудиметр, подключаемое к телевизору в домах опрашиваемых, фиксирует сведения обо всех его включениях и каналах, на которые он настроен.
Способы связи с аудиторией: телефон, почта, личный контакт.
Телефон – лучший метод скорейшего сбора информации. В ходе опроса по телефону интервьюер имеет возможность разъяснить непонятные для опрашиваемого вопросы. Недостатки: опрашивать можно только тех, у кого есть телефон, и беседе должна быть краткой по времени и не носить слишком личного характера.
Почта – может быть лучшим средством вступления в контакт с лицами, которые не соглашаются на опрос. Однако почтовая анкета требует простых, четко сформулироанных вопросов, а процент и скорость возврата таких анкет обычно низки.
Личный контакт – самый универсальный метод, но и самый дорогой и требует тщательного административного планирования и контроля.
- 1. Цели и функции рекламы.
- 2. Понятие комплекса маркетинговых коммуникаций
- 3. Классификация видов, средств, форм и методов рекламной деятельности.
- 4. Связь рекламной деятельности с циклом жизни товара на рынке.
- 6. Участники рекламного процесса.
- 7. Понятия целевой аудитории, сегментации и агрегетирования.
- Надежность измерения малых аудиторий
- Надежность агрегированных оценок аудиторных показателей
- Агрегирование до 15 минут по пиплметрам
- 8. Рекламная аргументация и уникальное торговое предложение (утп).
- 9. Позиционирование и его роль в рекламе.
- 10. Товарные знаки, их функции и классификация.
- 11. Понятие фирменного стиля
- 12. Понятие и принципы директ-маркетинга
- Маркетинг как концепция управления.
- Основные характеристики товара в маркетинге.
- Понятие конкурентоспособности товара и его составляющие.
- Рынок, конъектура рынка и его виды в зависимости от соотношения спроса и предложения.
- Основные направления оценки собственных возможностей предприятия.
- 3. Оценка ресурсных возможностей (обоснование проекта, бизнес-план)
- Основные объекты маркетинга.
- Основные разделы маркетинговой программы.
- Стадии процесса создания нового товара.
- Ценовая политика в системе маркетинга. Ценовые стратегии.
- Система товародвижения и каналы сбыта. Сбытовые стратегии.
- Стратегическое планирование в маркетинге.
- Подходы к стратегическому планированию: матрица "товар-рынок", матрица бкг, "Pims", стратегическая модель Портера
- Понятие целевого рынка. Стратегии охвата.
- Окружающая среда маркетинга. Внешняя и внутренняя среда маркетинга.
- Основные объекты комплексных маркетинговых исследований и инструменты сбора информации.
- Основные черты и особенности менеджмента.
- Природа и классификация функций менеджмента.
- Характеристика основных функций менеджмента Функция планирования
- Целеполагание в процессе менеджмента. Классификация целей менеджмента.
- Иерархия целей. Управление по целям.
- Организация как объект управления, миссия и имидж организации.
- Полномочия и ответственность структурных подразделений организации.
- Виды и особенности организационных структур управления.
- Коммуникационные процессы в организации.
- Внутрифирменное планирование: виды и содержание.
- Цель, функции и методы финансового менеджмента.
- Конфликты в управлении.