logo search
Основы РД, Маркетинг и менеджмент

3. Классификация видов, средств, форм и методов рекламной деятельности.

Реклама - это сообщение, предназначенное для некоторой заранее определенной группы населения, оплаченное конкретным заказчиком и имеющее целью побудить эту группу к конкретным желательным для заказчика действиям.

На рекламном рынке сформировались две группы видов рекламной деятельности:

1) имиджевая реклама;

2) товарная реклама.

Имиджевая реклама - это сообщение, предназначенное для максимально широкой группы людей с целью формирования в данной группе положительного мнения и определенного взгляда на данную торговую марку или предприятие.

Данная реклама ориентирована на потребителя в рамках некоего достаточно обширного географического региона. В свою очередь, имиджевую рекламу можно разделить на две подгруппы:

1.1. реклама торговой марки; Классическим примером рекламы торговых марок является вывеска "Спрашивайте в аптеках города". Неважно, имеется ли товар в данной аптеке на момент рекламной кампании. Все понимают, что из десяти одинаковых таблеток потребитель скорее всего выберет ту, о производителе которой ему хоть что-нибудь известно.

1.2. собственно имиджевая реклама. Собственно имиджевая реклама нацелена на создание у потребителя положительного мнения о производителе данного товара, на выявление тех особенностей, которые отличают этого производителя от других. К указанной подгруппе можно отнести объявления о скидках, подарках, лотереях, презентациях и т. п.

Товарная реклама - это форма продвижения товара, оформленная как сообщение для заранее определенной группы людей, имеющее целью побудить эту группу к покупке данного товара.

С позиции рекламодателя при этом виде рекламной деятельности необходимо ориентироваться на жизненный цикл товара, что предполагает изменение роли рекламы в его поддержке и подбор оптимального соотношения имиджевой и товарной рекламы.

На первых этапах жизненного цикла товара применяется вводящая реклама, цель которой - информирование потребителя о новом товаре. На этапах роста и начале этапа зрелости необходимы приемы утверждающей рекламы. На последних этапах жизненного цикла товара требуется напоминающая реклама. Последовательное использование вводящей, утверждающей и напоминающей рекламы - суть понятия рекламной спирали.

В реальной экономической ситуации предприятие выпускает или продает десятки, а иногда и сотни различных товаров. С учетом этого данный вид рекламной деятельности можно разделить на две подгруппы:

2.1. монономенклатурная реклама (продвижение одного вида товара или однотипной группы товаров для заранее определенной группы людей);

2.2. поли- или многономенклатурная реклама (продвижение различных по своему назначению или однотипных, но находящихся на разных стадиях жизненного цикла товаров для заранее определенных, но различных по своим предпочтениям групп людей с целью побудить каждую из этих групп к покупке определенного вида товара).

В зависимости от целей различают рекламу:

1) информативную. Преобладает в основном на этапе выведения товара на рынок, когда нужно создать его первичный образ. Потенциальным потребите­лям необходимо рассказать о новинке или о новых возможных применениях уже существующего това­ра. Также информативная реклама дает знать поку­пателю об изменении цены, о новых оказываемых услугах;

  1. увещевательную. Приобретает особую значимость на этапе роста. Стремится убедить потенциального покупателя совершить покупку. Увещевательная реклама активно использует прием сравнения, ча­сто используется при рекламе моющих средств, осо­бенно при рекламе стиральных порошков;

  2. напоминающую. Чрезвычайно важна на этапе зрелости. Напоминает о товаре потребителям и не дает о нем забыть всяческими способами. Часто в такой рекламе используют звезд эстрады, кино, спорта, которые восторгаются данным продуктом и его по­лезностью;

  3. подкрепляющую. Стремится уверить нынешних покупателей в правильности сделанного ими выбо­ра. В таких рекламах часто используются рядовые потребители, которые восторгаются продуктом. Реклама осуществляется в двух направлениях:

  1. изменение или поддержание представлений по­требителей о данном товаре или услуге;

  2. изменение или поддержание поведения потре­бителей.

1

По типу спонсорства

- От имени производителя.

- От имени торговых посредников

- От имени частных лиц

- От имени правительства

2

В зависимости от типа целевой аудитории

- Реклама на сферу бизнеса

- Реклама на индивид. потребителя

3

В зависимости от сконцентрированности на определенном сегменте аудитории

- Селективная (избирательная) – четко адресована определенной группе покупателей (сегменту рынка).

- Массовая реклама – не направлена на конкретного клиента

4

В зависимости от размера территории, охватываемой рекламной деятельностью

- Локальная реклама (масштабы – от конкретного места продаж до территории отдельного пункта).

- Региональная реклама – охватывает определенную часть страны.

- Общенациональная реклама – в масштабах всего государства.

- Международная реклама – ведется на территории нескольких государств.

-Глобальная - охватывает весь мир.

5

В зависимости от предмета рекламной кампании

-товарная реклама ( формирование и стимулирование спроса на конкретный товар или товарную группу);

- престижная реклама (способству-ющая формированию имиджа конкретной фирмы или организации)

- реклама идеи;

- реклама личности;

- территории (города, региона, страны)

6

В зависимости от стратегических целей

- формирующая спрос;

- стимулирующая сбыт;

- способствующая позиционированию и перепозиционированию товара.

7

В зависимости от цели рекламной кампании конкретного товара и увязки с его жизненным циклом

- вводящая,

- утверждающая;

- напоминающая.

8

В зависимости от способа воздействия

- Зрительная (витрины, световая реклама, печатная реклама);

- слуховая (радиореклама, реклама по телефону);

-зрительно-слуховая(теле-кино-видео)

9

В зависимости от характера воздействия

Жесткая

Мягкая

10

В зависимости от используемых средств передачи рекламного сообщения

- в газетах и журналах,

-радио- и телереклама;

наружная щитовая реклама

СРЕДСТВО

РЕКЛАМЫ

ПРЕИМУЩЕСТВА

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Газеты

Оперативность; многочисленность

аудитории; высокий уровень охвата

местной аудитории; высокая достоверность; относительно низкие расходы на один контакт и др.

Кратковременность существования; низкое качество воспроизведения; незначительная аудитория «вторичных читателей»; помещается рядом с рекламой других отправителей.

Журналы

Высокое качество воспроизведения;

длительность существования; много

численность «вторичных» читателей; достоверность; престижность.

Относительный длительный временной разрыв между покупкой места и появлением рекламы; соседство рекламы конкурентов; потери при невостребованности части тиража.

Телевидение

Широта охвата; многочисленная аудитория; высокая степень привлечения внимания; сочетание изображения, звука и движения; обращение непосредственно к чувствам; высокое эмоциональное воздействие.

Высокая абсолютная стоимость; перегруженность рекламой; мимолетность рекламного контакта; слабая избирательность аудитории.

Радио

Массовость аудитории; относительно низкая стоимость одного контакта.

Ограниченность звукового представления; невысокая степень привлечения внимания; мимолетность рекламного контакта.

Печатная

Реклама

Высокое качество воспроизведения; значительная продолжительность контакта у некоторых носителей (плакаты, настенные и карманные календари); отсутствие рекламы конкурентов на конкретном носителе и др.

Относительно высокая стоимость, образ «макулатурности».

Наружная реклама

Высокая частота повторных контактов; относительно невысокая абсолютная стоимость; слабая конкуренция.

Отсутствие избирательности аудитории; невозможность контакта с удаленными аудиториями; ограничения творческого характера.

Реклама в

Internet

Высокая сконцентрированность на целевой аудитории (вплоть до конкретного получателя); личностный характер коммуникации; возможность интерактивного контакта; гибкость; использование различных средств воздействия (изображение, звук, спецэффекты, движение, видео); относительно низкая стоимость контакта; полный контроль эффективности рекламной кампании в Сети.

Ограниченность аудитории получателей исключительно пользователями Интернет; недостаточный период времени с момента внедрения в практику коммуникаций для того, чтобы данное средство рекламы стало массовым.

Реклама на

транспорте

Многочисленность аудитории; возможность надолго удержать внимание получателя (внутрисалонная реклама); гибкость; возможность расширения географии целевой аудитории; широкий охват.

Краткосрочность контакта (наружная реклама на бортах транспортных средств); достижение только специфических аудиторий для внутрисалонной рекламы (работающие мужчины и женщины, пользующиеся общественным транспортом).

Реклама в

справочниках

Массовость аудитории; изначальная ориентированность получателя на конкретную ассортиментную группу; низкая стоимость.

Наличие рекламы конкурентов; ограничение по качеству воспроизводимых изображений.

Сувенирная

реклама

Сувениры – утилитарные предметы, имеющие самостоятельную ценность; долговременность пользования сувенирами; высокая способность добиться благорасположения получателя; наличие вторичной аудитории.

Слишком ограниченное место для размещения обращения; высокие расходы на единичный контакт; ограниченность тиража.

Виды рекламы:

1. коммерческая реклама – неперсонифицированная передача информации (обычно имеющая характер убеждения) о продукции, услугах или идеях известных рекламодателей посредством различных носителей с коммерческой целью.

2. политическая реклама – реклама политических партий (объединений), органов государственной власти, государственных и общественных организаций и принимающих участие в политической деятельности отдельных граждан, их действий, идей, программ и отношения к каким-либо организациям, событиям, гражданам, идеям.

3. социальная реклама – реклама, в которой создается позитивный образ общества, борется с общественными пороками и создает приоритет ценностей. Социальная реклама представляет собой общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки их товаров и марки товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.

Формы рекламы:

ATL акция – общее название материалов в прессе и художественных произведениях, содержащих положительную, коммерчески важную для определенной фирмы информацию. Прямая реклама в СМИ.

BTL определяют мероприятия паблик рилейшнз, SP, DM, реклама в местах продаж, презентации и др.

Методы рекламы:

Методы размещения рекламы, методы производства рекламы и т.п.