logo search
практические занятия СО

4.Упражнение «Выработка языка в кризисной ситуации»

Когда организации угрожают кризисы, необходимо ме­нять или перестраивать систему взаимоотношения с внеш­ним миром и во внутренней среде. Однако эти изменения должны происходить оперативно. Исходя из этого и была сформулирована данная игра.

Цель: выработка стратегий действия в кризисной ситуа­ции, в ситуации неопределенности.

Задачи:

Условие применения: обучение команды «кризисников»; налаживание коммуникаций, отработка навыков быстрого реагирования.

Участники: 6—12 человек

Ход игры. Из группы выбирается 6—12 человек (участники игры). Им завязывают глаза, и не разрешают разговаривать, и подавать звуковые сигналы. После этого объясняется смысл задания: построится по порядку за определенный промежу­ток времени (примерно 10 минут). За шум среди участников или в аудитории время построения сокращается. Каждому уча­стнику игры говорится номер, так чтобы не слышали оставши­еся. Цифры могут даваться с пропусками (например: 1, 4, 5, 6, 7 ... 12, 13, 14). Кроме того, им говорится, что после выполнения задания они должны сделать общий жест, который означал бы, что закончили построение. После этого игра начинается.

Для того чтобы усилить ощущения кризиса, игроков по­стоянно следует подгонять, говорить, что время заканчивается.

Когда задание выполнено, участники могут развязать гла­за и назвать свои номера. Для снятия у них напряжения от иг­ры можно предложить им поделится своими эмоциями. За­тем усилиями всей группы следует сформулировать основ­ные правила, которые помогут действовать во время кризиса:

• как реагировать на появляющиеся в процессе игры внут­ренние ситуации неопределенности.

Комментарии: игру можно проводить не один раз. Глав­ная задача фасилитатора / ведущего каждый раз усложнять задачу перехода от числовых множеств (порядковых номе­ров) к другим смысловым множествам.

Так, следующей стадией является повторная игра, однако ее длительность сокращается, а задание усложняется. В но­вом задании могут вместо цифр называть дни недели, цвета радуги, ноты, слова известной фразы, сочетание цифр со словами, названия игральных карт. При повторной игре сле­дует проследить, как участники усвоили правила, которые только что с помощью преподавателя сами сформулировали.

Рефлексия: Подверженность человека стереотипам пове­дения, управленческий стереотип: если бы ты сделал так, то было бы ..., стратегия действия в ситуации неопределеннос­ти, разрывы повседневной реальности (цифры не по-порядку).