logo search
ГОС раздел 1

19 Ассортиментная политика торгового предприятия

Ассортимент – это совокупность товаров различных видов, сортов, наименований, сочетающихся по какому-либо определённому признаку.

Основными группировочными признаками товаров являются сырьевой, производственный и потребительский.

Принято различать промышленный и торговый ассортимент потребительских товаров.

Промышленный ассортимент – это перечень товаров, который выпускается каким- либо предприятием-производителем (промышленным, сельскохозяйственным). Производственное предприятие, как правило, изготавливает узкий ассортимент товаров, только в этом случае оно может использовать современную технологию, снизить себестоимость, повысить качество товара, а, в конечном счете, поднять рентабельность производства и устоять в конкурентной борьбе.

Торговый ассортимент – это номенклатура товаров, которая предлагается в розничной торговой сети. Интересы магазина диктуют необходимость расширения ассортимента с целью привлечения покупателей и увеличения товарооборота.

Ширина ассортимента определяется количеством имеющихся различных производственных линий.

Длина ассортимента определяется количеством видов продуктов, выпускаемых на линиях.

Глубина ассортимента определяется количеством модификаций каждого продукта.

Формирование ассортимента – это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения.

При формировании ассортимента учитываются следующие факторы: общие, не зависящие от конкретных условий работы магазина, а также специфические, зависящие от условий работы конкретного розничного предприятия.

К общим факторам относят спрос и производство.

К специфическим факторам относят тип магазина и зона его деятельности, состояние общественного транспорта, изменение покупательских потоков, характерные для района деятельности данного магазина и т.д.

Ассортиментная политика - это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании. Вопрос о расширении/сужении ассортимента выпускаемой/продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.

С одной стороны, работники магазина заинтересованы в расширении ассортимента, что обеспечивает магазину рост товарооборота и прибыли, с другой – расширение ассортимента неминуемо увеличивает товарные запасы и замедляет оборачиваемость, а это увеличивает издержки обращения и снижает прибыль. Задача работников, отвечающих за этот участок коммерческой деятельности, сформировать такой ассортимент, который позволяет удовлетворять спрос большинства покупателей при ограниченном количестве представленных в магазине ассортиментных позиций.