logo search
Konspekt_lektsiy (1)

Вопрос 2. Организационно-правовые формы деятельности торговых предприятий

Личное или имущественное участие учредителей. Торговые предприятия можно классифицировать по тому, что более важно для участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества) или объединение капиталов (общества).

Хозяйственные товарищества - это договорные объединения нескольких лиц для совместного ведения предпринимательской деятельности под общим названием.

Хозяйственные общества - это организации, создаваемые одним или несколькими лицами путем объединения (обособления) их имущества (капитала) для ведения предпринимательской деятельности.

Главное действующее лицо любого товарищества – полный товарищ – несет неограниченную ответственность по обязательствам предприятия всем своим имуществом. Поэтому в товариществах в отличие от обществ учредители, как правило, принимают личное участие в делах предприятия. Принципиальные положения, определяющие возможный состав участников хозяйственных обществ и товариществ, содержатся в п. 4 ст. 66 ГК.

Хозяйственные товарищества и общества отличаются от других коммерческих организаций тем, что их уставный (складочный) капитал разделяется на доли.

По степени возрастания предпринимательского риска участников хозяйственные общества и товарищества могут рассматриваться в следующей последовательности: полное товарищество, товарищество на вере, общество с дополнительной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

5. По товарной специализации

Выделяют предприятия следующих видов: смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами; специализированные, ассортимент которых составляют товары одной товарной группы (ткани, обувь, мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты и т.п.); узкоспециализированные, ассортимент которых включает отдельные товары какой-либо товарной группы (сыры, колбасы, хлеб, женская обувь и т.п.); комбинированные, торгующие товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению (мясо-рыба-овощи, трикотаж-галантерея и т.п.); универсальные, располагающие максимально широким ассортиментом товарных групп (универсамы, универмаги, супермаркеты, гипермаркеты).

6. По формам обслуживания различают предприятия: с индивидуальным обслуживанием покупателей; по методу самообслуживания; реализующие товары по образцам, по каталогам, по почте и так далее.

Классификация по методу обслуживания во многом условна, достаточно часто предприятия комбинируют различные формы обслуживания даже в одном торговом зале.