logo search
GAK080111_Marketing

Составители:

ст. преподаватель А. Н. Артемьева, ассистент Н. С. Никулина, доцент Н. Г. Паничева, ст. преподаватель Я. Г. Попова, ст. преподаватель Д. В. Ралык, ассистент М. В. Сопина

С

С17

амостоятельная работа студентов для подготовки к сдаче государственного междисциплинарного экзамена : методические указания для студентов специальности 080111 «Маркетинг» / сост.: А. Н. Артемьева, Н. С. Никулина и др. – Самара: Самарск. инст. (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2009. – 188 с.

Методические указания к самостоятельной работе студентов специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» очной и заочной форм обучения по подготовке к сдаче государственного междисциплинарного экзамена содержат общие положения, материал для подготовки к сдаче итогового междисциплинарного экзамена по дисциплинам: организация коммерческой деятельности; маркетинг; товароведение и экспертиза товаров; транспортное обеспечение коммерческой деятельности; логистика; организация, технология и проектирование предприятий торговли.

УДК 339.1

ББК 65.421

Редактор Л.А. Горшкова

Технический редактор Е.М. Бородавкина

Оригинал-макет Е.М. Бородавкина

Подп. в печать 30.04.09. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура «Times».

Печать оперативная. Усл. п. л. 10,93. Уч.-изд. л. 11,75. Тираж 200 экз. Заказ 566.

Отпечатано в типографии ООО «ИНСОМА-ПРЕСС». Самара, ул. Сов. Армии 217.

тел. 926-07-53

© Артемьева А. Н., Никулина Н. С., Паничева Н. Г., Попова Я. Г., Ралык Д. В., Сопина М.В., составление, 2009

© Самарский институт (филиал)

ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 8

1. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности 10

1.1. Особенности маркетинга розничного торгового предприятия 10

1.2. Окружающая внешняя среда и ее влияние на деятельность розничного торгового предприятия 11

1.3. Факторы конкурентоспособности и конкурентные преимущества торгового предприятия 13

1.4. Мерчендайзинг: понятие, цели, основные процедуры 16

1.5. Формирование товарной политики в розничных торговых предприятиях 20

1. 6. Формирование ценовой политики в розничном торговом предприятии 21

1.7. Коммуникативная политика розничного торгового предприятия 23

1.8. Стратегия целевого маркетинга в розничном торговом предприятии 24

1.9. Стратегическое планирование в розничном торговом предприятии 25

1.10. Формирование имиджа розничного торгового предприятия 26

2. Управление маркетингом 29

2.1. Модель расширенного соперничества М. Портера 29

2.2. Особенности стратегий развития малых, средних и крупных фирм 31

2.3. Планирование товарного ассортимента. Матрица БКГ 35

2.4. Понятие конкурентного преимущества: внутреннее и внешнее конкурентное преимущество 37

2.5. Выбор стратегий роста с использованием матриц Ансоффа 38

2.6. Матрица Мак-Кинзи и ее применение в разработке маркетинговых стратегий предприятий 40

2.7. Позиционирование товара: цели, основания 40

2.8. Оценка конкурентоспособности товара 43

2.9. Стратегии маркетинга на различных этапах жизненного цикла товара 48

2.10. Торговые посредники и критерии их выбора 52

2.11. Маркетинговый подход к ценообразованию. Стратегии ценообразования 54

2.12. Планирование рекламной кампании 61

2.13. Комплекс маркетинговых коммуникаций предприятия 63

2.14. PR: цели и средства 65

2.15. Факторы эффективности товарной рекламы 67

2.16. Окружающая среда маркетинга 72

2.17. Маркетинговое планирование 78

2.18. Стратегические и тактические планы маркетинга 79

2.19. Маркетинг как система, его сущность, принципы и функции 80

2.20. Товарный знак и бренд, их сущность и роль в продвижении товаров 81

3. Товароведение и экспертиза товаров 84

3.1. Предмет, объекты и задачи товароведения. Значение товароведения в условиях рыночной экономики. Основные категории товароведения. Сущность терминов «товар», «потребительская стоимость товара», «качество товара», «информация о товаре» 84

3.2. Классификация товаров: цель, общие принципы и правила классификации, иерархический и фасетный методы классификации. Роль классификации в управлении качеством и ассортиментом товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров) 87

3.3. Ассортимент товаров: виды, показатели ассортимента (широта, полнота, обновляемость и др.), управление ассортиментом товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров) 89

3.4. Информация о товаре. Виды и средства информации. Требования к информации о товаре. Маркировка товаров: информационная, идентификационная, мотивационная, эмоциональная функции 97

3.5. Измерительные методы и их использование при оценке качества, экспертизе и сертификации товаров 102

3.6. Эвристические методы оценки качества товаров (органолептический, экспертный и социологический), особенности их использования в экспертизе продовольственных и непродовольственных товаров 105

3.7. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров, их применение и весомость для товара различных групп (на примере продовольственных и непродовольственных товаров) 108

3.8. Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров) 116

3.9. Конкурентоспособность товаров. Факторы, определяющие конкурентоспособность (на примере продовольственных и непродовольственных товаров) 121

3.10. Роль стандартизации в обеспечении конкурентоспособности товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров) 124

3.11. Роль технического регулирования и сертификации в повышении конкурентоспособности товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров) 127

3.12. Идентификация и фальсификация товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров) 130

3.13. Экспертиза товаров: предмет. Объекты и субъекты товарной экспертизы. Порядок проведения экспертизы 135

3.14. Факторы, влияющие на сохранение качества товаров (на примере продовольственных и непродовольственных товаров) 140

3.15. Уровень качества: понятие, определение. Методы оценки уровня качества: дифференциальный, комплексный, смешанный и их использование применительно к продовольственным и непродовольственным товарам 144

4. Экономика организации (предприятия) 149

4.1. Валовой доход предприятия, источники его образования. Факторы, влияющие на величину валового дохода 149

4.2. Прибыль предприятия. Факторы, влияющие на величину прибыли. Направления использования 150

4.3. Понятие рентабельности предприятия. Система показателей рентабельности. Их экономическая интерпретация 152

4.4. Оборотные средства предприятия торговли, понятие, состав, структура, источники образования, эффективность использования 153

4.5. Товарные запасы, их виды и назначение. Нормирование товарных запасов 154

4.6. Время товарного обращения, факторы его определяющие. Пути ускорения товарооборачиваемости 157

4.7. Розничный товарооборот, его состав, структура, анализ, планирование 159

4.8. Анализ, планирование и прогнозирование розничного товарооборота. Основные ограничители при планировании объемов товарооборота 167

4.9. Оптовый товарооборот, понятие, виды, анализ, планирование 174

4.10. Основные средства предприятия торговли, их виды и назначение. Порядок учета 176

4.11. Эффективность использования основных средств в торговле и пути ее повышения 179

4.12. Расходы предприятия торговли, их экономическое содержание, классификация. Факторы, влияющие на уровень затрат 180

4.13. Анализ расходов предприятия торговли, планирование, прогнозирование 186

4.14. Формы и системы оплаты труда, используемые на предприятиях торговли. Показатели эффективности использования средств на оплату труда 188

4.15. Производительность труда в торговле, пути ее повышения 192