Предисловие
Высокая востребованность специальности «Связи с обществен-ностью» на российском рынке вызвала образовательный «бум» в этой области. Сегодня более ста высших учебных заведений имеют лицензию на подготовку PR-специалистов. Однако экспертное сообщество подчеркивает, что качество образования в вузах по данной специальности оставляет желать лучшего, оно не дотягивает до тех требований, которые предъявляет практика профессии. Более того, в соответствии с федеральным государственным образователь-ным стандартом высшего профессионального образования вместо специальностей «Связи с общественностью» и «Реклама» сегодня вводится объединенная специальность – «Реклама и связи с общественностью». По мнению практиков PR-отрасли, подготовка универсальных кадров в итоге не позволит выпускать компетентных и, соответственно, востребованных специалистов. Но как бы то ни было, в рамках указанной специальности сегодня необходимо обратить особое внимание на вопросы создания предметного цикла, сочетания практики и теории public relations, методологического, кадрового обеспечения этой сферы деятельности.
Академическое образование в нашей стране предполагает разделение учебного процесса на лекционную и практическую части. Сегодня на российском книжном рынке уже нет недостатка в литературе по PR. В данном случае мы будем опираться на труды Петербургской школы public relations, сформировавшейся на факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, а также на переводные труды зарубежных классиков PR. Однако нужно отметить крайнюю недостаточность пособий для проведения практических занятий со студентами. Именно эту проблему и призвана помочь решить эта работа.
Предлагаемое учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта выс-шего профессионального образования для специальности «Связи с общественностью» и состоит из семи разделов, охватывающих базовые принципы, проблемы, задачи и возможности public relations в современном мире.
В первом разделе дается комплексное теоретическое представление о public relations – предлагаются основные подходы к определению этого феномена, раскрывается его роль в современном мире, рассматриваются важнейшие сферы применения PR.
Второй раздел пособия рассказывает об истории развития связей с общественностью за рубежом и в России – характеризуются социальные, экономические и политические причины возникновения PR, а также описываются исторические формы и модели коммуникации.
Третий и четвертый части работы насыщены базовыми теоретическими знаниями об объекте и субъекте PR-деятельности. Автор дает характеристику таким понятиям как «PR-общественность», «общественное мнение», «субъект PR», рассматривает проблему формирования общественного мнения об организации.
Пятый раздел пособия представляет основные данные о персональном и корпоративном имидже и важнейших аспектах их формирования.
Шестая глава знакомит студентов с основными технологиями, используемыми в сфере связей с общественностью. В содержатель-ной части дается понятие «технологии связей с общественностью», рассматривается ключевые информационные и устроительные PR-технологии.
В заключительной части работы внимание уделяется основам управления PR-деятельностью – основным принципам исследования, планирования, реализации и оценки эффективности public relations.
Каждая тема включает теоретический блок; вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, темы выступлений и докладов, призванные сфокусировать внимание студентов на объекте обсуждения; практические задания для проведения тренингов, деловых игр и упражнения для самостоятельной отработки полученных знаний.
- Предисловие
- Материалы к лекциям
- Раздел 1. Public relations в современном мире
- Определение pr-деятельности
- 1.2. Роль связей с общественностью в современном обществе
- 1.3. Основные сферы применения public relations
- Раздел 2. Развитие pr за рубежом и в россии
- 2.1. Социальные, экономические и политические причины возникновения и развития рublic relations
- 2.2. Эволюция моделей pr-деятельности
- Характеристика моделей public relations
- 2.3. История российских public relations
- Раздел 3. Объект pr-деятельности
- 3.1. Общественность. Классификация pr-общественности
- 3.2. Понятие «общественное мнение»
- 3.3. Формирование общественного мнения об организации
- Раздел 4. Субъект pr-деятельности
- Субъектное пространство public relations
- Отдел по связям с общественностью в организации
- Менеджер по pr: личностные и деловые качества
- Раздел 5. Имидж базисного субъекта pr
- 5.1. Понятие «имидж». Связь имиджа с репутацией и миссией организации
- 5.2. Персональный и корпоративный имидж
- 5.3. Формирование имиджа и политика транспарентности
- Раздел 6. Основные технологии в public relations
- 6.1. Информационные pr-технологии
- 6.2. Копирайтинг и спичрайтинг: конструирование письменных текстов и устных выступлений
- Пресс-релиз
- Лукойл и краснодарский край развивают сотрудничество
- Эксперт рассказал всю правду о соке
- Справка
- Краткая биография – Алексей Малахов, Руководитель отдела pr ооо «Ансвер»
- Заявление для сми
- 6.3. Организация специальных pr-мероприятий
- Раздел 7. Управление деятельностью по связям с общественностью
- 7.1. Исследование и планирование pr-деятельности
- 7.2. Основные элементы реализации и оценки эффективности
- II. Практикум
- 2.1. Темы для обсуждения на семинарских занятиях
- Раздел 1. Public relations в современном мире
- Раздел 2. Развитие pr за рубежом и в России
- Раздел 3. Объект pr-деятельности
- Раздел 4. Субъект pr-деятельности
- Раздел 5. Имидж базисного субъекта pr
- Раздел 6. Основные технологии в public relations
- Раздел 7. Управление деятельностью по связям с обществен-ностью
- Примерный перечень тем выступлений и докладов
- Раздел 1. Public relations в современном мире
- Раздел 2. Развитие pr за рубежом и в России
- Раздел 3. Объект pr-деятельности
- Раздел 4. Субъект pr-деятельности
- Раздел 5. Имидж базисного субъекта pr
- Раздел 6. Основные технологии в public relations
- Раздел 7. Управление деятельностью по связям с обществен-ностью
- 2.2. Задания для проведения деловых игр, тренингов
- 2.3. Практические задания для самостоятельной работы
- Раздел 1. Public relations в современном мире
- Раздел 2. Развитие pr за рубежом и в России
- Раздел 3. Объект pr-деятельности
- Раздел 4. Субъект pr-деятельности
- Раздел 5. Имидж базисного субъекта pr
- Раздел 6. Основные технологии в public relations
- Раздел 7. Управление деятельностью по связям с обществен-ностью
- Список литературы
- Интернет-ресурсы Интернет-ресурсы по pr
- Поисковые системы и каталоги
- Международные ассоциации
- Национальные ассоциации
- Российские pr и консалтинговые агентства
- Сообщества в социальных сетях
- Содержание
- 191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, 26