Вопрос 3. Зоны или площади торгового зала
В торговом зале можно выделить три основные зоны: входная зона; кассовая зона; она основного потока покупателей.
Входная зона (несколько метров сразу за входной дверью) отвечает за создание позитивного настроя покупателей на совершение покупок. В ней покупатель переключает внимание с того, что окружало его на улице, на то, что происходит в магазине. Важно, чтобы сразу за входом в магазин было ничем не занятое пространство (от двух шагов до нескольких метров в зависимости от формата и специфики магазина) - у покупателя должна быть возможность замедлить шаг, перевести дух и осмотреться вокруг, чтобы почувствовать себя комфортно в новом для него помещении. Важно, чтобы входная зона побуждала посетителя купить что-то прямо сейчас. Для этого в ней располагают товары, внешне привлекательные и желанные: товары-новинки, сезонные товары, привлекательные товары импульсного спроса или товары по специальной цене.
Например, в магазинах одежды во входной зоне или сразу за ней располагают товары со скидками (только в начале распродажи), либо изделия из новой сезонной коллекции (к концу распродажи), либо новые поступления в течение сезона.
В ювелирных магазинах входная зона должна быть свободной, а сразу за ней обычно располагаются товары самой низкой ценовой категории для этого магазина, например, изделия из серебра или обручальные кольца без вставок.
Входная зона и рядом расположенные зоны супермаркета или гипермаркета - это зона распродаж, специальных предложений и сезонных товаров. Товары здесь меняются довольно часто, но главное - это всегда должны быть актуальные, нужные именно сейчас товары, привлекательные и по выгодным ценам.
Кассовая зона - «горячее», бойкое место торгового зала. Покупатели, совершившие покупки, обязательно приходят к кассе. Многие магазины намеренно создают небольшие очереди в кассы, чтобы покупатели постояли, расслабились и купили еще что-нибудь. Для этого им предлагают множество товаров импульсного спроса - сладости, журналы, мелкие сопутствующие товары в продуктовом магазине; носки и средства по уходу за обувью - в обувном; украшения и аксессуары - в магазине одежды.
Зона основного потока покупателей - самая главная в торговом зале. Она должна тщательно планироваться, ведь от успешности планировки напрямую будет зависеть количество покупок (это важно для магазинов, площадь которых превышает 100-200 м2). В большинстве магазинов покупательский поток организуется по периметру магазина против часовой стрелки - для того, чтобы обеспечить прохождение большинства покупателей по всей площади магазина.
Товары повседневного спроса востребованы каждый день наибольшим числом покупателей. Для магазина одежды это изделия из трикотажа — свитера, майки джемперы, повседневные брюки и юбки, джинсы. Для магазина стройматериалов это сухие строительные смеси, краски, обои и клей. Для продуктового супермаркета это мясная гастрономия, овощи, молочная продукция, хлебобулочные изделия. Данные товарные группы должны располагаться по внешнему периметру торгового зала, далеко от входа, образуя несколько «золотых треугольников», т. е. треугольников, углы которых составляют товарная группа, вход и касса.
На пути к ним мы заставляем покупателя осмотреть весь торговый зал и совершить запланированные импульсные покупки.
Товары периодического спроса. Данная группа товаров выделяется в основном для продуктовых магазинов, для магазинов других товарных направлений это будет называться товарами целевого спроса, т. е. такие товары, за которыми покупатели приходят специально, ищут их, выбирают и вряд ли купят, просто зайдя в магазин.
Товары импульсного спроса. Покупка этих товаров обычно не планируется, поэтому их располагают в «горячих» зонах торгового зала: у входа в торговый зал; в местах наиболее интенсивных покупательских потоков; в кассовой зоне. Там они попадают в поле зрения большинства посетителей, стимулируя их совершать импульсные покупки.
Большинство магазинов имеют один основной покупательский поток, выделенный максимальной шириной прохода. Магазины большой площади могут иметь две или несколько зон основного покупательского потока.
- Конспект лекций
- Вопрос 2. Социальная функция торговли
- Вопрос 3. Виды торговой деятельности. Основные направления торговой деятельности
- Вопрос 4. Современные тенденции развития рынков оптовой и розничной торговли
- Тема 2. Формы и методы продаж
- Вопрос 1. Формы торгового обслуживания и операции процесса продажи товаров при различных формах торгового обслуживания
- Вопрос 2. Самообслуживание
- Вопрос 3. Продажа товаров по образцам
- Вопрос 4. Продажа товаров по каталогам
- Вопрос 5. Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием
- Тема 3. Классификация торговых предприятий
- Вопрос 1. Основы экономической классификации торговых предприятий
- Вопрос 2. Организационно-правовые формы деятельности торговых предприятий
- Тема 4. Организация и планирование торгового зала.
- Вопрос 1. Планировка торгового зала
- Вопрос 2. Основные зоны торгового зала
- Вопрос 3. Зоны или площади торгового зала
- Вопрос 4. Размещение товаров в торговом зале
- Вопрос 5. Установочная площадь магазина – формулы расчета
- Вопрос 6. Экспозиционная площадь
- Вопрос 7. Площадь зоны контрольно-кассового узла
- Вопрос 8. Виды технологических планировок торгового зала
- Тема 5. Ассортимент торгового предприятия. Ассортиментная насыщенность. План лекции:
- Вопрос 1. Ассортимент торгового предприятия и принципы его формирования.
- Вопрос 2. Ассортимент производственного предприятия.
- Вопрос 3. Сущность и значимость формирования ассортимента в коммерческой деятельности торгового предприятия. Ассортиментная матрица.
- Вопрос 4. Анализ и оценка ассортимента.
- Вопрос 5. Показатели экономического анализа ассортимента торгового предприятия.
- Тема 6. Содержание и организация закупочной работы.
- Вопрос 1. Основная задача закупочной работы. Необходимость приобретения товаров и услуг. Процесс закупки.
- Вопрос 2. Формирование оптимального ассортимента товаров торговых предприятий, воздействие на производителей товаров.
- Вопрос 3. Роль закупочной работы в экономике. Рационально организованные закупки.
- Вопрос 4. Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров в рыночных условиях. Принятие решения
- Тема 7. Организация процессов приемки, хранения и подготовки товаров к продаже
- Вопрос 1. Порядок этапов процесса приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.
- Вопрос 2. Количественная проверка поступившей в магазин партии товаров. Проверка качества поступивших товаров.
- Вопрос 3. Подготовка товаров к продаже.
- Тема 8. Организация услуг розничной торговли и предъявляемые к ним требования
- Вопрос 1. Состав услуг розничной торговли, процесс и его.
- Вопрос 2. Реализация товаров вне магазина.
- Вопрос 3. Информационно-консультационные услуги, услуги по оказанию помощи в совершении покупки.
- Вопрос 4. Услуги по созданию удобств покупателю.
- Вопрос 5. Требования социального назначения и требования эстетики услуги торговли.
- Тема 9. Организационные структуры торговых предприятий.
- Вопрос 1. Взаимосвязи организационной структуры торговой фирмы и ее задач.
- Вопрос 2. Основные принципы работы торгового аппарата.
- Вопрос 3. Четыре категории задач торговой компании.
- Тема 10. Мотивация персонала торгового предприятия.
- Вопрос 1. Мотивационные программы для персонала магазинов.
- Вопрос 2. Оплата труда. Условия работы.
- Вопрос 3. Материальная мотивация продавцов. Основные проблемы мотивации. Контракт по материальной мотивации (кмм). Пять основных мифов о мотивации и возможности торгового персонала.
- Вопрос 4. Нематериальные методы мотивации персонала
- Тема 11. Личные продажи.
- Вопрос 1. Понятие и виды личной продажи.
- Вопрос 2. Виды личных продаж.
- Вопрос 3. Процесс личных продаж.
- Вопрос 4. Стиль коммуникаций при личных продажах.
- Вопрос 5. Управление торговым персоналом. Финансовые стимулы. Другие мотивирующие средства.
- Тема 12. Продажи с использованием прямого маркетинга.
- Вопрос 1. Прямой маркетинг, его преимущества и недостатки.
- Вопрос 2. Прямой маркетинг и маркетинговые коммуникации-микс.
- Вопрос 3. Прямой маркетинг с использованием средств массовой информации.
- Тема 13. Оптовые торговые структуры и организация их деятельности.
- Вопрос 1. Сущность, роль и функции оптовой торговли.
- Вопрос 2. Правильное понимание и практическое применение различных форм звенности оптовой торговли. Коэффициент звенности товарооборота.
- Вопрос 3. Вид товарооборота - складской или транзитный.
- Вопрос 4. Организационное построение органов управления оптовой торговли.
- Вопрос 5. Виды предприятий оптовой торговли в мировой экономике.
- Тема 14. Организация рекламы магазина.
- Вопрос 1. Сущность, цели и виды рекламы в магазине.
- Вопрос 2. Цветовые решения и типы текстов рекламных сообщений.
- Вопрос 3. Оборудование для рекламной выкладки товаров в торговом зале.
- Вопрос 4. Освещение в торговом зале и цветовое оформление интерьера магазина.
- Вопрос 5. Рекламная выкладка товаров в торговом зале.
- Вопрос 6. Витрины как средство рекламы их устройство и оформление праздничных тематических витрин.