Становление pr в России
В России "прародителями" PR-агентов были комсомольские и пионерские лидеры, которые присутствовали в любой организации, на любом предприятии и проводили специальные мероприятия для работников (развлекательные, спортивные и т. д.). Кроме того, в СССР всегда существовали люди, которые занимались "имиджем" партийных лидеров.
В России появление PR-работников произошло в начале 1990-х годов, что связано с изменением идеологии, переходом России к рыночной экономике, появлением конкуренции, рекламы. Все это заставляет новые, появляющиеся компании создавать свою марку, свой благоприятный имидж, чем и занимаются PR-работники.
PR-структуры в коммерческой, финансовой и социальной сферах
Финансовая сфера
Начиная с 1990-х гг. интенсивно развиваются и играют все большую роль в жизни компаний финансовые PR, получившие название «Investor Relations» (отношения с инвесторами). Екатерина Токарева, начальник отдела маркетинга ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»: Говоря о банковской PR – деятельности, следует упомянуть одну ключевую особенность, которая определяет специфику связей с общественностью банка. Понятие общественность в данном случае включает в себя не только рынок конечного потребителя, но и инвесторов. Если большинство компаний задумываются о связях с инвесторами только в случае привлечения капитала, то банк вынужден уделять этому внимание постоянно, т.к. привлечение денежных средств является частью его основной деятельности. Сообщение формирует в общественном сознании определенное восприятие того или иного продукта, политики банка или в целом его имиджа. И то, что в глазах потребителя будет выглядеть как явное конкурентное преимущество, глазами инвестора может быть воспринято совсем наоборот. Например, формируя имидж банка с лояльной кредитной политикой, мы можем существенно увеличить уровень продаж кредитных продуктов, однако насторожить инвесторов, решающих приобрести кредитный портфель банка. Позиционируя кредитные продукты банка только в ракурсе потребительских преимуществ (кредиты без первоначального взноса, учет «серых» доходов, минимальный набор документов и т.п. ), мы рискуем спозиционировать данные продукты как низкодоходные и высокорискованные для инвесторов. Конечно, инвесторы делают свой выбор отнюдь не на сообщениях в прессе, но это формирует определенные установки в их восприятии. Резюмируя, можно отметить, что при формировании стратегии позиционирования банка, банковский имидж и каждый банковский продукт должны быть конкурентны и привлекательны на обоих рынках. Это должно быть реализовано в четком разделении сообщений в зависимости от целевой направленности СМИ, в грамотном создании сообщений, учитывающих вышеупомянутые особенности. Очевидно, что деятельность PR в финансовой сфере требует одновременного знания финансов и коммуникаций. Она предполагает работу со следующими группами общественности: финансовыми аналитиками; держателями акций; финансовыми журналистами; брокерами и др.
Конечная цель PR в финансовой сфере - обеспечение достижения акциями компании своей рыночной цены. Высокая цена акций: отражает высокую ценность компании в глазах инвесторов, аналитиков, консультантов и т. д.; предохраняет компанию от покупки ее акций компаниями-поглотителями, обеспечивая тем самым свободу действий ее менеджменту; останавливает акционеров от продажи акций, поскольку считается свидетельством надежности и выгодности вложения средств.
В основу отношений с инвесторами, по мнению специалистов, должна быть заложена информационная политика компании, направленная на обеспечение стратегического доверия компании со стороны ее заинтересованных сторон. [1] То есть, финансовые специалисты должны понимать корпоративную стратегию компании, считать ее разумной и осмысленной. Например, являются ли приобретения или продажи компании достаточно продуманными? Стратегическое доверие складывается в восприятии заинтересованных сторон компании (финансовые аналитики, инвесторы, клиенты, специализированные СМИ) на основе понимания ее целей, стратегии и обусловленной ими деятельности. Стратегическое доверие формируется на основе корпоративной информации – годовых отчетов, стенограмм выступления генеральных директоров перед финансовыми аналитиками и другие документы, связанные с формированием корпоративного имиджа и репутации. По утверждению Ричарда Хиггинса, стратегическое доверие возникает как совокупность целого ряда факторов, главными из которых являются: стратегический потенциал компании; эффективность деятельности компании в прошлом; степень доверия к высшему руководству компании, особенно генеральному директору; информированность заинтересованных лиц о стратегии компании. Результатом стратегического доверия является улучшение отношений с финансовым сообществом и акционерами. Немаловажным результатом является также улучшение морального состояния работников компании. Стратегический потенциал является ключевым фактором стратегического доверия и зависит от степени проработанности стратегии компании и эффективности стратегического планирования. Однако встречаются компании, не обладающие заметным стратегическим потенциалом, однако демонстрирующие высокоэффективную деятельность. В подобных случаях инвестиционное сообщество также проявляет стратегическое доверие. Таким образом, эффективность деятельности компании в прошлом также является существенным фактором стратегического доверия. Еще одним значимым фактором стратегического доверия является позитивный имидж и добрая репутация генерального директора компании. Если он всегда на виду, является известным авторитетным специалистом и пользуется уважением, возникает так называемый эффект «переноса доверия» с первого лица на компанию в целом. Наконец, весьма существенным фактором стратегического доверия является информированность заинтересованных сторон о стратегии компании. Отсюда необходимость обеспечения инвесторов четкой информацией о целях, задачах и стратегии развития компании. Необходимо, чтобы информационные сообщения удовлетворяли следующим требованиям: открытость информации; конкретность; своевременность.
Насколько открыто компания предоставляет информацию о своей деятельности? Насколько адекватно компания публично оценивает собственные успехи и берет на себя ответственность за промахи и неудачи? Насколько конкретна и своевременна предоставляемая информация? Задачи PR в финансовой сфере 1. Оценка мнений о компании, частном предприятии или отрасли в целом, сложившихся у держателей акций, финансовых аналитиков, законодателей, управляющих государственных организаций. 2. Помощь менеджменту в разработке стратегии взаимодействия с клиентами с учетом целей компании. 3. Содействие в подготовке финансовой литературы: - письма к новым держателям акций; - промежуточные и годовые отчеты; - вкладыши с информацией о дивидендах; - информация для исследования брокерских фирм. 4. Организация и снабжение информационными материалами деловых встреч по финансовым вопросам, экскурсий по предприятию и презентаций для групп инвесторов, аналитиков и финансово-направленных СМИ. 5. Написание материалов - финансовых новостей для публикаций в СМИ; ответы на вопросы из финансово-направленных СМИ. 6. Подготовка и проведение пресс-конференций для финансово-направленных СМИ. 7. Подготовка к проведению специальных мероприятий: юбилеев, торжеств и т.п., задействующих все представительства и филиалы в регионах.
В США уделяют огромное внимание первому контакту компании с новым акционером. PR-менеджер готовит и направляет акционеру “Письмо приветствия”, включающее последний финансовый отчет, буклеты или брошюры о компании. К функциям PR относится и переписка с инвесторами: часто они запрашивают информацию об исследованиях, биржевых ценах, собственных акциях либо хотят узнать точку зрения компании по общественно-политическим или моральным вопросам. Ключевым моментом связей с общественностью по финансовым вопросам является годовой отчет. Годовой отчет содержит не просто финансовые результаты прошедшего года (в США информация печатается по специальной форме, установленной государственной комиссией). Он также охватывает влияние компании на экономику городов, заботу о социальных и экономических проблемах, т. е. годовые отчеты сегодня акцентируют внимание на общественно значимой деятельности компании, ее месте в обществе. В отдельных больших компаниях годовым отчетом занимается отдельный человек - собственный специалист PR или консультант из профессионального PR-агентства. В обоих случаях они работают в тесном контакте с финансовыми руководителями компании. Эффективный годовой отчет, по мнению американских специалистов, должен содержать все или большую часть из нижеследующего: 1. Высокопрофессиональный дизайн, предполагающий: - привлекающую интерес и отражающую характер деятельности компании обложку; - графики, фотографии, эффектное структурное построение отчета, позволяющее читателю уловить основные моменты путем легкого и быстрого просмотра; 2. Оглавление и выделение наиболее важной информации; 3. Краткую информацию о членах совета директоров и высшем управленческом персонале; 4. Заявление или письмо от главного управляющего, в котором подводятся итоги событиям прошедшего года и намечаются планы на будущий; 5. Совокупный объем прибыли, величину процента по акциям и объем денежного оборота за год; 6. Сравнение финансовых показателей, по крайней мере, с прошлым годом, но обычно с 5-10 предыдущими годами; 7. Отчет аудитора; его заверения в своей независимости и твердой приверженности принятым бухгалтерским принципам.
Другая важная составляющая отношений с инвесторами - ежегодные собрания. В США этот ритуал регулируется специальной государственной комиссией. Функции PR при проведении ежегодного собрания заключаются в следующем: 1. Помощь в подготовке и проведении; 2. Создание бесплатных буклетов, других раздаточных материалов; подготовка сувениров; 3. Подготовка экскурсий; 4. Обеспечение журналистов всем необходимым: - компьютерами, телефонами, факсами, модемами; - возможностью фотосъемки; - интервью после собрания; 5. Придание событию широкой огласки; 6. Подготовка листков с возможными вопросами и ответами для высшего руководства. Руководство должно быть готово ответить не только на вопросы акционеров, но и на вопросы представителей СМИ, освещающих это событие. Поэтому во многих компаниях проводятся репетиции, во время которых руководство отвечает на вопросы PR-менеджеров, играющих роль акционеров и репортеров и задающих тяжелые, “скользкие” вопросы.
Для того чтобы сорганизовать представительства и филиалы в регионах и отпраздновать юбилей по всей стране или справиться с кризисной ситуацией, возникшей, например, из-за недостаточной мотивации сотрудников к работе в банке, многие банки Америки используют интересный прием, заключающийся в подготовке извещения для ключевых администраторов.
Извещение для ключевых администраторов включает: Приказ руководства о празднике и праздничных мероприятиях; Поздравления лично администратору, ответственному за проведение мероприятия в регионах; Инструкцию администратору по подготовке к мероприятию; Предлагаемые прокламации местным властям; Стандартный пресс-релиз для адаптации в регионе; Рекламный материал; Позитивные статьи из центральной прессы для размещения в местной; Видеокассету, содержащую запись выступления руководителя с поздравлением работников; Сюжет, интервью референтной группы банка (клиенты, общественные организации, властные структуры и т. д.) для местного ТВ и радио; Финансово-дотационный баланс; План-сценарий юбилея по всей стране; Возможные вопросы прессы и желательные ответы на них; Радиоконцерт с поздравлениями акционеров; Интервью руководства для СМИ; Пресс-релиз о специальном событии, посвященном юбилею; Макеты прямой рекламы услуг; Льготы для сотрудников в связи с юбилеем.
Коммерческая сфера
Одной из важнейших функций управления является PR в коммерческой и промышленной областях. В любой организации, целью которой является получение прибыли, отдел PR должен окупать свои затраты и быть основной частью формулы успеха компании. Основные задачи PR в коммерции и промышленности - Установление контактов со следующими общественными группами: потребителями; акционерами; служащими; органами государственной власти и управления. - Продвижение товаров и услуг компании в условиях жесткой конкуренции.
Усилия PR должны быть направлены на создание такой атмосферы, в которой акционеры имели бы достаточную отдачу от вложенного капитала. Это означает, что смысл PR заключается в привлечении новых клиентов и сохранении старых за счет их удовлетворенности товарами и услугами. Исходя из этого, появилось отдельное направление деятельности PR-отношения с потребителями. Если вначале эти отношения строились как средство работы с претензиями и рекламациями, то теперь они включают разработку: методик оценки товаров и услуг для менеджмента; программ реализации потребностей потребителей и увеличения продаж; программ обучения персонала; программ оценки эффективности работы компании с потребителями.
Главная цель отношений с потребителями – увеличение объема продаж. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: - Привлечение новых потребителей, в том числе посредством создания позитивного имиджа фирмы-производителя в глазах потребителя; - Удержание старых потребителей за счет обеспечения их удовлетворенности товаром или услугой; - Контроль ведения рекламаций. Во многих крупных фирмах существует процедура учета и анализа рекламаций и ответов на них. Считается, что сотрудник, принимающий претензии, способен спасти отношения с потребителями оперативным удовлетворительным ответом на них. Также анализ рекламаций проводится для совершенствования товара или услуги и позволяет компании усилить на рынке свою конкурентную позицию; - Маркетинг новых товаров или услуг. Методы отношений с потребителями способны влиять на продвижение новых товаров или услуг. К ним относится, например, создание бесплатных телефонных справочных, предоставляющих информацию о новых товарах или услугах.
Отдел PR оказывает серьезную поддержку отделу маркетинга. Эта поддержка сводится к следующему: - Огласка новостей и событий, касающихся начала производства новых или усовершенствованных товаров и услуг; - Продвижение уже известных товаров или услуг, которое осуществляется средствами PR в комплексе с другими средствами маркетинговых коммуникаций; - Создание позитивного имиджа, доброй репутации посредством высокого качества товаров/услуг и сервиса; - Организация публичных выступлений руководства компании; паблисити; - Опрос общественного мнения; - Привлечение внимания прессы к конференциям по итогам продаж, торговым выставкам и другим событиям, направленным на увеличение объема продаж; - Оказание содействия программам, касающимся защиты прав потребителей.
Одной из ведущих составляющих коммерческих PR является реклама. Современная коммерческая реклама является могущественной силой, так как нацелена на изменение позиции потребителя и его поведенческого шаблона по отношению к продвигаемой локальной идее (посредством широкого использования СМИ) в наиболее предпочтительном для продавца направлении. Реклама способствует PR-усилиям в коммерции, поскольку: - активно насаждает в общественное сознание однозначно идентифицируемые бренды, выглядящие в глазах покупателей символами качества, надежности и гарантией выполнения характерных функций; - в результате воздействия на общественное мнение создает доверительные отношения между фирмой, дистрибьюторами и покупателями; поддерживает дистрибьюторов, оптовую и розничную торговлю; - укрепляет позицию фирмы на рынке созданием интереса к новому продукту или услуге; - привлекает запросы и заказы; стимулирует прямые продажи; стабилизирует интерес существующих покупателей.
Создание или разрушение позитивного образа в рекламных компаниях осуществляется посредством воздействия на эмоции целевых групп благодаря учету ценностных установок личности или общества в целом. Безусловно, в первую очередь атакуются эмоции. Причем, как положительные, так и отрицательные. При проведении рекламных компаний внедрение элементов PR-воздействия в рекламный ролик или слоган приносит свои плоды, создает нужный образ, влекущий за собой нужные реакции аудитории. В первую очередь акцент, конечно, делается на положительное экспрессивное воздействие: «Наслаждение совершенством не требует слов. Молчание – золото. Nescafe Gold – стремление к совершенству». Обращение к негативным эмоциям встречается гораздо реже, тем не менее, известно использование такого приема, как «маятник» – сначала создать тревожный образ, а затем предложить способ разрешения проблемной ситуации. «Еда – это наслаждение. Наслаждение вкусом. Но каждый раз во рту нарушается кислотно-щелочной баланс и возникает опасность кариеса». И далее предлагается жевательная резинка Orbit как средство противодействия кариесу. В другом рекламном ролике девушка образно рассказывает о том, как у нее болит голова, как стучит в висках и, наконец, что она чувствует, когда боль отступает. Рекламная кампания проходит со слоганом «Нурофен знает, как победить боль» Воздействие на эмоции может осуществляться также за счет эксплуатации стремления человека быть лучшим, лидировать, стремиться к успеху, выделяться среди равных. Именно на этот уровень эмоций рассчитан,например, рекламные слоганы: «Canon. Ставка на лидера»; «Max Factor International. Косметика для профессионалов». Учитывается как система ценностей, принятых в обществе (например, свобода, справедливость), так и личностные ценностные установки, например, выгода, прибыль, гарантии, надежность. «ЭкоБанк. Уверенность в Завтрашнем Дне!» «Примтеркомбанк. Клиент и банк – равноправные партнеры!» «Оргбанк. Стабильность надежного бизнеса». «Белпромстройбанк. Сохраняя традиции, мы строим будущее». Важное PR-воздействие оказывается на внутреннюю общественность компании, когда компании удается через слоган выразить собственную миссию: «ОГК-5. Создавая энергию – делать жизнь ярче». PR, опираясь на опыт проведения маркетинговых акций, усиливает их, используя более тонкие инструменты, избегающие прямых указаний и директив. Воздействие на потребителя может быть оказано как на уровне чисто эмоциональных акцентов, так и на уровне акцентов рационально- эмоциональных . Таким образом, они оказываются гораздо более действенными с точки зрения «подсознательного влияния». Спонсорство определяется как один из видов предпринимательской деятельности, основная цель которой заключается в действиях на благо как самого спонсора, так и получателя его помощи. Спонсорство предполагает вложение средств в обмен на ожидаемую пользу, причем коммерческая выгода прямо зависит от вложенных усилий и финансовых ресурсов. Ирина Щербань, руководитель Регионального общественно-благотворительного фонда МЕОД, к.э.н.: Спонсор – юридическое или физическое лицо, оказывающее на добровольной и бесприбыльной основе материальную поддержку благотворительной деятельности в целях популяризации исключительно своего имени (названия), торговой марки и т.д. Спонсорами могут быть: Вы сами; Ваши близкие; Члены вашей организации; Те, кто заинтересован в проблеме; Частные лица, которых вы сумели убедить; Бизнес (биржи и банки, АО, СП, частные фирмы, зарубежные представительства); Фонды; Государство – государственное финансирование на местном и федеральном уровне (прямое, а также косвенное - налоговые льготы). Государственные предприятия.
К основным целям современных спонсорских программ относится: - создание благоприятного имиджа и высокой общественной репутации через оказание помощи нуждающимся слоям общества; - расширение бизнеса в регионах за счет разнообразных льгот, предоставляемых органами местного самоуправления, через спонсорство проектов социально-экономического развития; - набор квалифицированных кадров для собственных нужд в регионе через финансирование образовательных программ в данном регионе; - использование результатов научных исследований в коммерческих проектах и получение высокого экономического эффекта за счет финансирования этих исследований; - косвенная реклама товаров, на прямую рекламу которых существуют ограничения или запреты (сигареты, спиртные напитки, оружие и т. д.), через спонсорство спортивных состязаний.
Наибольшее распространение спонсорство получило в следующих областях: - Спорт; - Культура и искусство; - Медицина; - Образование и наука; - Помощь нуждающимся; - Новые идеи и технологии; - Религия; - Экспедиции; - Защита окружающей среды; - Политика.
В зависимости от размеров финансового взноса и формы материальной поддержки различаются: - Эксклюзивный спонсор – организация, взявшая на себя исключительное право финансирования благотворительной акции; - Коллективный спонсор – объединение усилий неконкурирующих между собой компаний с целью поддержки акции; - Главный спонсор – организация, чей финансовый вклад превышает материальные взносы других участников; - Вспомогательный спонсор – организации, предоставившие товары или услуги бесплатно или по сниженным ценам (транспортные организации, типографии и т. д.).
Спонсорский пакет (перечень рекламно-информационных услуг, предоставляемых спонсорам акции), различается в зависимости от размера взноса. Это может быть право на установку рекламных щитов, право публикации на официальных документах логотипа организации-спонсора, а также ее адреса и телефона, и т.д
- Понятие «pr». Сферы применения pr. Функции pr в обществе.
- Истоки pr. История pr в сша и Европе. Зарубежные школы pr
- История pr
- Становление pr в России
- Pr в сфере информационной деятельности
- Pr в органах государственного управления и муниципального самоуправления
- Структура и функции pr-службы
- Особенности pr в крупных корпорациях
- Особенности pr в организациях малого и среднего бизнеса
- Особенности работы pr-агентства
- Интернет: новые возможности коммуникации
- Управление корпоративной культурой
- Управление имиджем и репутацией
- Технологии современного антикризисного управления
- 4 «P» маркетинга
- Понятие «бренд». Позиционирование и формирование лояльности
- Специальные события как инструмент pr
- Медиапланирование
- Основные стандарты и критерии оценки эффективности pr-технологий
- Креативные технологии и их роль в pr-деятельности
- «Мозговой штурм»
- Фокус-группа
- Оценка результатов pr-деятельности
- Спонсоринг и фанд-райзинг. Особенности спонсорских и благотворительных акций
- Что спонсорство приносит компаниям.
- Отчет и результаты
- Оценка результата спонсорского проекта.
- Правовое обеспечение связей с общественностью.
- Этика и профессиональные стандарты в pr