Технологии современного антикризисного управления
Кризис (от греч. – «решение проблем») – резкое изменение, крутой перелом, затруднительное положение.
Кризис – это событие, по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного внимания СМИ и других внешних целевых аудиторий, в том числе акционеров, политиков, профсоюзных организаций, движений в защиту окружающей среды, которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации.
Кризис-менеджмент – искусство овладения сложной ситуацией, устранение максимума риска и неопределённости, позволяющее подчинить своей воле большинство нежелательных процессов и взять контроль над происходящим.
Классификации кризисов:
По длительности:
Имеющие фиксированный по времени финал (банкротство/выход из долговой зависимости, выборы и т.д.);
Не имеющие фиксированного по времени финала (развязка может длиться годами);
Затяжные (имеющие последствия, предсказать и угадать которые невозможно).
По периодичности:
Краткосрочные (раз в 4-5 лет);
Среднесрочные (раз в 8-10 лет);
Инвестиционные (раз в 20 лет);
Долгосрочные (раз в 40-60 лет);
Вековые (раз в несколько столетий).
По территории:
Индивидуальные (для конкретного производства);
Локальные (охватывают тот или иной район концентрации производств);
Национальные или региональные (охватывают экономику всей страны);
Транснациональные (затронуты интересы целого ряда стран);
Мировые (проявляются в синхронизации кризисов во многих или большинстве стран мира).
Важно – решить, какая из классификаций является для нашей организации, для нашей антикризисной программы наиболее актуальной.
По возможным сценариям развития:
Внезапные кризисы, когда нет времени для подготовки и планирования (крушение самолёта, пожар, стихийные бедствия, гибель первого лица и т.д.);
Возникающий кризис даёт время для исследования и планирования (увольнение сотрудников, срыв сделки и т.д.);
Постоянные кризисы, которые могут длиться месяцами или годами (падение спроса, затяжные конфликты с персоналом и т.д.).
По источнику возникновения:
Вызываемые явлениями природы (стихийные бедствия, эпидемии);
Вызываемые преднамеренными действиями (терроризм, мошенничество);
Вызываемые непреднамеренными действиями (незлонамеренное банкротство, ошибки в управлении, технологический сбой).
С точки зрения PR по С.Блэку:
Известное неизвестное. Известно, что кризис может произойти, но неизвестно, произойдёт ли он и когда (потенциально – транспорт, опасные производства, сложившаяся социальная обстановка);
Неизвестное неизвестное. Неизвестно, что может произойти и когда (ситуации форс-мажора – террористические акты в «спокойных» государствах, вмешательство преступников и т.д.).
Подготовка к кризису:
Чёткий план согласованной политики компании в условиях кризисной ситуации. Все подразделения и все сотрудники должны одинаково понимать происходящее и одинаково говорить;
Проверенные и опробованные каналы связи. Способность моментально задействовать все возможные коммуникационные каналы для работы в кризис – СМИ, Интернет-сайт, телефония;
Группа ответственных сотрудников. Наличие и готовность строго определённых лиц говорить от имени компании в кризис.
Анализ возможного набора проблем. Расширение зоны «известного» (по С. Блэку) – проанализировать все возможные источники и направления развития кризиса в зависимости от того, чем занимается ваша организация, в какой среде находится, кто её конкуренты и проч.;
Подготовка плана. Проработка немедленной реакции на возникновение кризиса – описывается порядок действий, её участники, задействованные каналы и проч.;
Отбор команды. Назначение ответственных людей за коммуникации во время кризиса – в зависимости от потенциальных угроз формируется «антикризисный штаб»;
Тренировки и деловые игры. Разбор возможных кризисов, поиск путей выхода из него.
Превентивные кризисные меры:
Не давать конкурентам поводов, следить за «утечками информации»;
Развивать отношения с журналистами (журналист должен первый комментарий запросить у вас, а не у конкурента);
Управлять СМИ с помощью рекламных бюджетов (реклама в прямой зависимости от положительных или отрицательных материалов).
PR-усилия не могут исключить финансовые потери компании от кризиса;
В кризисных ситуациях особенно неприемлемо сокрытие информации, а тем более ложь;
В основе антикризисных PR лежит метод ведения открытых коммуникаций;
В ситуации кризиса необходимо «дать проблеме имя» - предложить свою версию случившегося.
Принципы Тайленола:
Сделайте всё, чтобы глава компании стал доступен для прессы;
Попросите прощения, выразите сожаление о трагедии;
Если нужно, смело принимайте решение и отзовите продукт.
Области деятельности кризисного PR :
Сбор информации;
Оценка информации;
Разработка коммуникационных стратегий;
Разработка сообщений и способа их трансляции (в частности, организация пресс-конференций и т.д.);
Организация взаимодействия с клиентами;
Налаживание взаимодействия с сотрудниками;
Упрочение отношений с государственными структурами;
Поддержание отношений со СМИ;
Корректировка и ответ на дезинформацию.
Cтратегии негативного антикризисного PR:
Ответ аристократа» - ничего не объяснять и не извиняться;
Найти другого виновника – представить виновником людей, не имеющих отношения к компании;
Парировать удар и обезоружить противника – развернуть ответную кампанию, сводящую к нулю кампанию противника;
«Опасный бизнес» - опираться на «закон больших чисел», привлечь в качестве союзника авторитетную организацию в вашей отрасли (например, профсоюз);
Стечение обстоятельств или «Нам просто не повезло» - ссылаться на независящие от вас факторы: погоду, технологии и т.д.;
Не падать духом – сыграть на опережение, выплатить компенсации, возможно, более серьёзные, чем стоило бы;
Публичное жертвоприношение – найти виновных и публично их наказать;
Дайте нам ещё один шанс – логическое продолжение предыдущей стратегии;
Уход с рынка – возможна тогда, когда выгоды от прекращения бизнеса больше, чем возможные риски.
Ошибки в кризисе:
Пассивная крайность – ничего не говорить, никак не реагировать;
Активная крайность – полное отрицание всех фактов, поднятие излишней шумихи;
Принятие позиции «загнанного в угол» - только оправдываться, снижая потери, но не управлять кризисом;
Недооценка/переоценка кризиса и возможных последствий;
Недооценка/переоценка сознательной воли «авторов кризиса» - нельзя подозревать всех и вся, но и списывать все на «невезение» тоже неправильно.
Несоблюдение «правила 6 часов» - запаздывание информации, допущение того, что аудитория узнает всё не от вас;
Несоблюдение «принципов Тайленола» - уход руководства от контактов со СМИ, запаздывание с отзывом товара;
Отсутствие предварительной подготовки – сценарий пишется «на ходу»;
Отказ от учёта опыта предшественников – в частности, выбора одной из стратегий;
Недоверие к профессионалам со стороны руководства организации.
- Понятие «pr». Сферы применения pr. Функции pr в обществе.
- Истоки pr. История pr в сша и Европе. Зарубежные школы pr
- История pr
- Становление pr в России
- Pr в сфере информационной деятельности
- Pr в органах государственного управления и муниципального самоуправления
- Структура и функции pr-службы
- Особенности pr в крупных корпорациях
- Особенности pr в организациях малого и среднего бизнеса
- Особенности работы pr-агентства
- Интернет: новые возможности коммуникации
- Управление корпоративной культурой
- Управление имиджем и репутацией
- Технологии современного антикризисного управления
- 4 «P» маркетинга
- Понятие «бренд». Позиционирование и формирование лояльности
- Специальные события как инструмент pr
- Медиапланирование
- Основные стандарты и критерии оценки эффективности pr-технологий
- Креативные технологии и их роль в pr-деятельности
- «Мозговой штурм»
- Фокус-группа
- Оценка результатов pr-деятельности
- Спонсоринг и фанд-райзинг. Особенности спонсорских и благотворительных акций
- Что спонсорство приносит компаниям.
- Отчет и результаты
- Оценка результата спонсорского проекта.
- Правовое обеспечение связей с общественностью.
- Этика и профессиональные стандарты в pr