logo
УЗиС / vinogradova_s_n_kommercheskaya_deyatelnost

8.4. Пути снижения коммерческих рисков и их отрицательного воздействия на результаты работы торговых организаций

Суть коммерческого риска

Деятельность торговых организаций на рынке всегда связа­на с риском, так как им приходится работать в условиях неопределенности, поэтому риск является неотъемлемой частью коммерческой деятельности. Риск как экономическая катего­рия отражает вероятность возникновения определенного уров­ня потерь, в нашем случае в коммерческой деятельности торго­вых организаций.

В условиях повышенного риска появляется необходимость выбора коммерческого решения. Обоснованность решений влияет на то, что одни из них достигают цели, другие отклоня­ются от нее или терпят неудачу. Разница в результатах опреде­ляет степень риска.

Коммерческий риск связан с деятельностью, обслуживаю­щей товарный обмен (акты купли-продажи), что требует ис­пользования различных видов ресурсов (материальных, финан­совых, трудовых, информационных), и угрозой их частичной или полной потери. Риск может рассматриваться как угроза увеличения затрат при достижении поставленных целей. Эти дополнительные затраты представляют собой потери вслед­ствие непредвиденных обстоятельств. Такие потери могут при­вести к различным результатам (отрицательным, положитель­ным или нулевым) в зависимости от сочетания множества фак­торов, определяющих непредсказуемость коммерческой де­ятельности.

Насыщение рынка товарами, возрастание конкуренции, ди­намичность конъюнктуры рынка существенно повышают сте­пень коммерческого риска. В этой ситуации для снижения от­рицательного воздействия различных факторов на результаты работы торговых организаций и предотвращения кризисных ситуаций необходимо научиться управлять коммерческими рисками. Коммерческий успех снизится или будет сведен на нет, если коммерческая служба не сможет уменьшить или ис­ключить риски.

Факторы возникновения коммерческого риска

Основные факторы возникновения коммерческого риска можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факто­рам риска относятся:

• непредвиденные изменения внешней (политической) среды, ее стабильности (введение барьерных ограничений, изменение инвестиционного климата, налоговой, кредит­ной, ценовой политики, конкурентной среды, стратегий конкурентов, обеспечения ресурсами, инфляция, возраста­ющие требования со стороны рынка к качеству, методам продажи, сервису, защите прав потребителя, охране окружаю­щей среды);

Вышеперечисленные факторы не зависят от торговой орга­низации, изменить их нельзя, но надо прогнозировать и иметь запас прочности, резервы на случай кризисных ситуаций.

К внутренним факторам относятся изменения, связанные с собственными возможностями торговых организаций. Они за­висят от эффективности работы самих торговых организаций. Такими факторами являются:

Можно выделить наиболее частые причины коммерческих рисков, зависящие непосредственно от торговой организации:

коммерческие риски, связанные с недостатком коммер­ческой информации или неправильным ее использованием (при принятии коммерческих решений о привлекательности товарных рынков и их сегментов, обосновании объемов и структуры закупок, оценке динамики спроса, предложения и цен), с недооценкой позиций конкурентов на рынке, их потенциальных возможностей и стратегий, перспективных тенден­ций во всех сферах торговой деятельности и др.;

Зоны риска

Для управления коммерческими рисками необходимо пос­тоянно отслеживать коммерческую ситуацию, работать по сла­бым сигналам с тем, чтобы упреждать ситуацию, тогда потери могут быть ниже.

Торговые организации в различные периоды своей работы могут находиться в разных зонах риска: в безрисковой зоне, зо­не допустимого риска, зоне критического риска, зоне катастро­фического риска.

Возможен вариант успешной работы торговой организа­ции, когда потери не ожидаются, а прибыль выше расчет­ной. В этот период торговая организация находится в безрис­ковой зоне.

Если торговая организация работает, имея расчетную при­быль, то она находится в зоне допустимого риска, т.е. сохраня­ется экономическая целесообразность коммерческой деятель­ности. Нужен постоянный мониторинг ситуации и поиск ре­зервов.

При работе на точке безубыточности торговая организация находится в зоне критического риска. Время упущено, нужны срочные меры, неординарные решения для немедленного ис­правления ситуации.

Когда величина потерь превышает выручку, это значит, что торговая организация находится в зоне катастрофического рис­ка, являющейся наиболее опасной, способной привести к бан­кротству. Нужна эффективная антикризисная программа, мо­билизующая все возможности.

При организации коммерческой деятельности необходимо разрабатывать программу снижения рисков.

Пути снижения рисков

Основными направлениями снижения рисков являются: