logo
УЗиС / vinogradova_s_n_kommercheskaya_deyatelnost

3.4. Конъюнктура рынка, факторы, влияющие на нее

Конъюнктура как экономическая категория представляет совокупность условий в их взаимосвязи, характеризующих те­кущее состояние экономики в определенный период.

Конъюнктура рынка — это совокупность конкретных усло­вий реализации произведенной продукции. Производство на рынке представлено предложением, т.е. товарной массой, предназначенной для продажи. Потребности выступают на рынке в форме платежеспособного спроса, который представ­ляет возможный объем потребления. Спрос и предложение выступают на рынке в определенном взаимодействии, в ре­зультате чего складывается соотношение спроса и предложе­ния, находящее свое отражение в конъюнктуре рынка.

Условия реализации товаров на рынке постоянно меняют­ся, что вызывает нарушения в сбалансированности спроса и предложения как по объему, так и по структуре. Эти изменения отражаются на деятельности торговых организаций, поэтому конъюнктуру товарного рынка принято называть конъюнкту­рой торговли.

Конъюнктура торговли представляет совокупность условий реализации товаров, характеризующих состояние рынка, при котором складываются структура, динамика и соотношение спроса и предложения в определенный период. Можно изучать и рассматривать конъюнктуру рынка товаров народного по­требления в целом либо конъюнктуру отдельных товарных или региональных рынков, которые являются составной частью единого потребительского рынка страны.

Анализ условий рынка является важнейшей составной частью информационного обеспечения коммерческой деятель­ности. Главная задача при этом — изучение условий, при кото­рых в конкретный момент складывается определенное соотношение между спросом и предложением, тенденции развития ситуации. Поэтому информация о спросе рассматривается и оценивается в тесной взаимосвязи с информацией о товарном предложении и ценах, которые представляют единый рыноч­ный механизм.

Факторы, определяющие конъюнктуру рынка

Следует изучать и использовать в коммерческой работе ин­формацию о факторах, влияющих на конъюнктуру рынка това­ров народного потребления. Эти факторы можно разделить на следующие группы:

Информация по этим направлениям послужит базой для обоснования потребности товаров для торговой организации как по общему объему, так и по ассортименту. Важнейшими из них являются покупательский спрос, товарное предложение, соотношение спроса и предложения, конкурентная среда, пра­вовая среда функционирования субъектов рынка, степень бла­гоприятствования при работе на рынке.

Цели и задачи изучения конъюнктуры торговли на каждом уровне управления имеют свои особенности.

В магазинах акцент должен быть сделан на текущую оцен­ку состояния спроса обслуживаемого населения и тенденции его развития по отдельным группам, подгруппам и разновид­ностям товаров. В этом звене степень детализации ассорти­мента при оценке конъюнктуры торговли наиболее высока, так как выявляются предпочтения покупателей к конкретным товарам, изучается их мнение, претензии и на основе получен­ных данных обосновываются заявки на завоз товаров. Ведется наблюдение за интенсивностью покупательских потоков, ко­личеством покупок, их средней стоимостью, устанавливается доля покупателей, ушедших без покупок, причины незавер­шенных покупок, определяется доля инорайонного, иного­роднего спроса и т.д.

В торговых организациях задачи шире, поэтому требуется обобщение данных низового звена и выявление закономерно­стей, тенденций и проблем.

Особое внимание необходимо обратить на следующие пара­метры рынка:

В торговой практике используют следующие методы изуче­ния конъюнктуры торговли:

Систематичность работы по изучению торговой конъюнк­туры повышает достоверность и качество полученной инфор­мации и своевременность ее поступления.