1.2 Причины возникновения интернет-зависимости у подростков
В отличие от взрослых людей у подростков зависимость от компьютера развивается в разы быстрее. Компьютерная зависимость у подростков может развиться в силу того, что их психика еще только формируется, интересы колеблются.
От 10 до 18 лет, особенно у мальчиков, при условии свободного доступа к компьютеру и регулярности его использования, высокий риск возникновения компьютерной зависимости.
Поскольку технические возможности с каждым годом только растут, взрослые люди еще не успевают освоиться. А дети все впитывают, как губки. И зачастую подростки уже намного лучше разбираются в тонкостях компьютера, чем их взрослые родители [1].
Мы получили неограниченный доступ практически к любой информации. Целый поток полезной, бесполезной и совершенно ненужной информации выливается на нас через интернет. И если взрослые справляются с этим с трудом, то дети вообще не могут контролировать этот процесс.
Некоторых детей настолько увлекает виртуальный мир, что он становится со временем намного привлекательнее реальной жизни. Компьютерные игры им заменяют живое общение. Здесь можно укрыться от проблем и почувствовать себя героем! Поэтому часто тихие ребята, которые не могут реализовать себя в учебе или в коллективе, находят отдушину в компьютерных играх. Так ребенок не только не решает свои проблемы, но и останавливается в развитии [8].
Яркая графика, динамичная музыка, ощущение полного присутствия - все эти факторы в компьютерных играх не только невероятно привлекают подростков, но и способствуют развитию привыкания и зависимости от них. И постепенно для ребенка обычная игра может превратиться в смысл жизни.
Дети в так называемых проблемных семьях, где происходят частые конфликты и недопонимания со стороны родителей, более подвержены развитию компьютерной зависимости. Через игры они могут уйти от неблагоприятной обстановки дома, самоутвердиться, получить недостающие в реальной жизни эмоции.
Постоянно претерпевая неудачи в реальной жизни, дети имеют возможность почувствовать себя победителями в вымышленном мире. Однако это всего лишь временный уход от проблемы. Выключая компьютер, они опять возвращаются в реальность, где их ждут нерешенные проблемы и к этому добавляются упреки взрослых [6].
За отсутствием особых интересов, хобби и увлечений в жизни, дети могут найти все это в играх, не выходя из-за компьютерного столика [3].
Итак, что привлекает ребенка в компьютерных играх:
- ребенок находит здесь собственный мир, существующий только для него, где он может укрыться от проблем;
- можно притвориться кем угодно, получить волшебную силу, совершить путешествие и при этом не нужно ничего серьезного предпринимать;
- осуществить полное погружение в вымышленный мир и абстрагироваться от внешней непривлекательной реальности;
- можно делать ошибки, многократно повторять пройденное, зная, что в запасе есть еще несколько жизней и при этом никакой ответственности не нести за это;
- ребенок имеет возможность самостоятельно принимать решения, полностью управлять процессом в игре [2].
Зависимость от интернета представляет собой группу разных поведенческих зависимостей, где Интернет является лишь средством их реализации, а не объектом. Таким образом, я считаю возможным в зависимости от предпочитаемых подростками сетевых ресурсов выделить следующие типы Интернет-зависимых подростков:
1. Интернет-коммуникаторы-аддикты, которые проводят огромное количество часов в чатах, форумах, дневниках, блогах, через короткие промежутки времени проверяют электронную почту и т.д., то есть заменяют реальное общение со сверстниками на виртуальное.
2. Интернет-эротоманы-аддикты, посещающие разнообразные сайты сексуального и порнографического характера, заводящие любовные романы и знакомства посредством Сети и занимающиеся виртуальным сексом.
3. Интернет-агрессоры-аддикты, значительную часть времени проводящие за посещением сайтов агрессивного характера, демонстрирующих сцены насилия и жестокости.
4. Интернет-когнитиваторы, реализующие свои познавательные интересы посредством Сети (поиск баз данных, составление программ, посещение учебно-образовательных сайтов, участие в телеконференциях и т.д.).
5. Интернет-гемблеры, увлекающиеся сетевыми играми, тотализаторами, аукционами, лотереями и т.д.
6. Интернет - покупатели, реализующие непреодолимую склонность к трате денег посредством многочисленных покупок в режиме реального времени (online) [20].
Американские психологи (К. Янг, И. Гольдберг) выделили в процессе исследования пять основных типов интернет - зависимости:
1. Киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов;
2. Пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети;
3. Навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;
4. Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.
5. Игровая зависимость - навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры [17].
В группу риска попадают:
1. Подростки, полагающие, что от них мало что зависит в жизни. В неудачах они винят других. Мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем. Не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути. (Необходимо воспитывать в детях ответственность, настойчивость, решительность).
2. Подростки с низкой самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться, либо почувствовать себя героем-победителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег.
(Повышать самооценку ребёнка, чаще его хвалить, помочь быть успешным).
3. Подростки с высокой степенью внушаемости (т.е. готовностью подчиниться чужой воле), подростки, которым не хватает самостоятельности, решительности.
(Воспитывать в ребёнке самостоятельность, критичность к рекламе, поощрять инициативу).
4. Если ребёнок не контактен, у него мало друзей, часто бывает одинок. Такие дети часто компенсируют недостаток реального общения виртуальным.
(Таким подросткам необходима помощь в налаживании реальных отношений).
5. Дети, мечтающие стать лидерами, но так и не ставшие ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик [11].
- Глава 1. Теоретические основы коррекции Интернет-зависимости у подростков
- Глава 2. Аализ опытно-экспериментальной работы
- Введение
- 1. Теоретические основы коррекции Интернет-зависимости у подростков
- 1.1 Интернет-зависимость как социальная проблема
- 1.2 Причины возникновения интернет-зависимости у подростков
- 1.3 Социально-педагогические технологии применяемые к интернет зависимым подросткам
- 2. Анализ опытно-экспериментальной работы
- 2.1 Понятие опытно-экспериментальной работы интернет коррекция
- 2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы
- Заключение
- Список использованных источников