Введение
Интернет становится реальным фактором угрозы психическому здоровью населения. В отличие от России, на Западе проблема интернет - зависимости осознана и изучается.
Негативным следствием неуправляемого использования Интернет-технологий, по мнению многих исследователей (психологов, педагогов, медиков), является Интернет-аддикция - феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети в виртуальном мире затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире.
Многие исследователи пришли к выводу о том, что наиболее опасным в плане приобщения к аддиктивному поведению является возраст 12-18 лет. Поэтому в современных условиях, на наш взгляд, большую значимость имеет выявление причин возникновения аддиктивного поведения подростков в Интернет-среде, изучить последствия злоупотребления современными информационными технологиями для того, чтобы открыть дорогу к первичной профилактике, психолого-педагогической коррекции и реабилитации Интернет-зависимых подростков.
Калиниченко О.Ю. осуществила системный анализ социальных и психологических факторов риска формирования аддиктивного поведения в подростковом и юношеском возрасте [6].
В немногочисленных психологических исследованиях основное внимание направлено на изучение личности аддикта (зависимого) и ведущих мотивов приобщения к Интернет-аддикции, причем в качестве объектов исследования преимущественно рассматривались лица юношеского и зрелого возрастов. Так, например, Жичкина А.Е. исследовала взаимосвязь социальной идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста.
Актуальность исследования. Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования позволил нам выявить следующие противоречия: между стремительной эволюцией возможностей интернет-ресурсов и низкой мобильностью осуществления теоретического анализа положительных и отрицательных аспектов массовой информатизации населения; между постоянным увеличением числа подростков - пользователей российского сектора интернета и слабой информированностью субъектов учебно-воспитательного процесса о негативных последствиях интенсивного информационного взаимодействия в Интернет-среде.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий коррекции поведения у подростков в среде интернет зависимости.
Объект исследования: процесс и результат коррекции Интернет зависимости у подростков.
Предмет исследования: педагогические условия поведения подростков, вызванного неуправляемым использованием Интернета.
Задачи исследования:
1. Выявить и теоретически обосновать причины возникновения Интернет-аддикции у подростков.
2. Разработать социально-педагогические условия преодоления Интернет зависимости у подростков.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной педагогической модели коррекции поведения подростков в Интернет-среде.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической, социальной, философской, методической литературы по проблеме исследования; классификация, систематизация, сравнение, обобщение, аналогия, синтез, интегрирование);
- эмпирические методы (анкетирование, тестирование, наблюдение, интервью, интроспекция, самооценка);
- моделирование;
- методы обработки данных.
Экспериментальная база. Опытно-экспериментальное исследование было проведено со случайными участниками социальной сети вконтакте.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем разработана программа, направленная на преодоление Интернет зависимости у подростков. Отдельные положения могут применяться в организации воспитательной работы в досуговых учреждениях, в центрах реабилитации, приютах и др. Совокупность положений и выводов, содержащихся в исследовании, позволяет повысить эффективность деятельности по профилактике и коррекции аддиктивного поведения подростков в среде Интернет.
.
- Глава 1. Теоретические основы коррекции Интернет-зависимости у подростков
- Глава 2. Аализ опытно-экспериментальной работы
- Введение
- 1. Теоретические основы коррекции Интернет-зависимости у подростков
- 1.1 Интернет-зависимость как социальная проблема
- 1.2 Причины возникновения интернет-зависимости у подростков
- 1.3 Социально-педагогические технологии применяемые к интернет зависимым подросткам
- 2. Анализ опытно-экспериментальной работы
- 2.1 Понятие опытно-экспериментальной работы интернет коррекция
- 2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы
- Заключение
- Список использованных источников