1.3 Социально-педагогические технологии применяемые к интернет зависимым подросткам
Социально-педагогическая диагностика представляет собой специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогического воздействия.
Для выявления компьютерной зависимости у подростков, мы можем провести анкету, вопросы можно подготовить самим. Таким образом метод выявляет наличие компьютерной зависимости или ее отсутствие
Анкета 1:
1. «Какое количество времени за один подход ты посвящаешь компьютеру?»
2. « В каком случае ты решаешь выключить компьютер?»
3. «Когда у тебя появляется свободное время, на что его потратишь?»
4. «Пропускал ли ты какие-то важные мероприятия или учебу ради игры в компьютерные игры?»
5. «Насколько часто ты думаешь о том, чем занимаешься сидя за компьютером, например, об играх»
6. Чем для тебя является компьютер? Какую роль в твоей жизни он играет?»
7. «Когда ты приходишь домой, то первым делом, что ты делаешь?»
Анкета 2
1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером (в сети)?
(4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень часто
5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или преподавателей количество времени, проводимого за компьютером (в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
9. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и/или семейных отношений, изменений финансовой стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером (пребыванием в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)?
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто
До 15 баллов — 0 % риска развития компьютерной зависимости;
16-22 балла — стадия увлеченности;
23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости (необходимость проведения профилактических программ в последующем);
более 38 баллов — наличие компьютерной зависимости! [24].
Тест Такера на выявление игровой зависимости.
Отвечать следует, имея в виду последние 12 месяцев.
Ответьте на предложенные вопросы, используя следующую шкалу:
Никогда- 0 баллов;
Иногда – 1 балл;
Чаще всего – 2 балла;
Почти всегда – 3 балла.
Играл ли ты за последний год в компьютерные игры так, что не замечал времени?
За последний год, играя в компьютерные игры, нужно было тебе больше времени для того, чтобы достичь нужной степени азарта?
Когда ты играл накануне, возвращался ли на следующий день к той же игре, чтобы пройти незавершённые уровни?
Брал ли ты деньги в долг, чтобы иметь возможность играть?
Было ли у тебя когда-нибудь чувство, что у тебя могут быть проблемы с зависимостью от компьютерных игр?
Можно ли так сказать, что компьютерные игры являлись иногда причиной твоих проблем со здоровьем (включая стресс и беспричинное беспокойство)?
Критиковали тебя когда-нибудь за твоё пристрастие к компьютерным играм, даже если ты считал эти замечания несправедливыми?
Было ли когда-нибудь твоё пристрастие к компьютерным играм причиной твоих проблем?
Возникало ли у тебя когда-нибудь чувство вины за то, как ты играешь, или за то, что происходит во время игры?
Баллы за ответы на все 9 вопросов суммируются.
0 баллов – нет никаких негативных последствий от компьютерной игры.
3 – 7 баллов – человек играет в компьютерные игры на уровне, который может привести к негативным последствиям.
8 – 27 балл – человек играет на уровне, ведущим к негативным последствиям; возможно, контроль над пристрастием к компьютерным играм уже потерян – чем выше результат, интенсивнее игра, тем серьёзнее могут быть проблемы; высока вероятность патологического формирования зависимости [19].
Также можно провести тестирование «К какому типу зависимых от компьютера людей Вы можете отнести себя?
Начало формы.
Веб-серфер Балабол Геймер Киберсекс
Социально-педагогическая профилактика.
Социально-педагогическая профилактика — это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности [9].
Говоря о профилактике Интернет зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер - это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение.
Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности [21]. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Задача педагога организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера.
Для профилактики компьютерной зависимости психологи дают родителям следующие советы:
Регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре. Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера — может быть, ребенок начнет овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией — будет делать мультики. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего [20].
Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.
Предложить другие возможности время препровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т. д.).
Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения. В случаях, если самостоятельно родители не могут справиться с проблемой, нужно обратиться к психологам в специализированные центры.
Задачей родителей и педагогов является вернуть интерес к реальной жизни и непосредственному общению, что может быть обеспечено:
- посещением кружков, выявлением новых интересов подростка или актуализация прежних;
- совместным чтением и беседами, обсуждением новостей и новинок реального мира;
- честностью по отношению к подростку – нужно прямо сказать, что с ним и почему это с ним происходит, мягко назвать его состояние, беседовать, используя техники активного слушания («Тебе тоскливо, потому что хочешь поиграть…», «Ты испытываешь злость, потому что я занимаю тебя не тем, чего тебе сейчас хочется…»);
- открытостью относительно своего состояния – необходимо не таить и своих чувств и желаний («Я хочу для тебя только хорошего», «Мне бы очень хотелось, чтобы мы с тобой провели время вместе») [26].
- Глава 1. Теоретические основы коррекции Интернет-зависимости у подростков
- Глава 2. Аализ опытно-экспериментальной работы
- Введение
- 1. Теоретические основы коррекции Интернет-зависимости у подростков
- 1.1 Интернет-зависимость как социальная проблема
- 1.2 Причины возникновения интернет-зависимости у подростков
- 1.3 Социально-педагогические технологии применяемые к интернет зависимым подросткам
- 2. Анализ опытно-экспериментальной работы
- 2.1 Понятие опытно-экспериментальной работы интернет коррекция
- 2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы
- Заключение
- Список использованных источников