Общие правила и методы классификации
Классификация позволяет разделить товары на определенные категории или ступени в соответствии с принятым методом классификации. Деление осуществляется от высшей ступени классификации к низшей. Число ступеней классификации зависит от ее целей, задач, от сложности и количества классифицируемых объектов.
Высшими ступенями классификации являются раздел и класс. Средними ступенями классификации — группа и вид. После "вида" располагаются низшие ступени классификации, к которым относятся: разновидность, артикул. При классификации применяют также вспомогательные категории: подраздел, подкласс, подгруппа и др.
Вид - это основная классификационная характеристика товаров. Он представляет собой конечный продукт производства, имеет конкретное назначение и собственное название, которое отражает его внешнюю особенность или внутреннее содержание. Например, стакан, диван, ситец, яблоко, треска относятся к категории вида. Но, посуда, мебель, ткани, плоды и рыба к этой категории не относятся, так как объединяют несколько видов.
Общими правилами построения классификации следует считать:
установление цели классификации;
выбор метода классификации;
определение классификационных признаков;
установление последовательности классификационных признаков от более существенного к менее существенному;
определение числа ступеней классификации (количество фасет).
Количество признаков и ступеней классификации зависит от сложности и количества классифицируемых объектов, от целей классификации. Ступень классификации — это этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков. Глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т. е. числом использованных признаков.
Методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов на подмножества. Различают два метода классификации: фасетный и иерархический. Деление множества объектов каждым методом подчиняется определенным правилам. Методы и правила классификации составляют систему классификации.
Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, не зависимые друг от друга группы — фасеты (от франц. facette — грань отшлифованного камня) (рис. 1).
Иерархический
Фасетный
Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, но они связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству. Каждый фасет характеризует одну из сторон распределяемого множества. Таким образом, фасетная система классификации представляет собой систему отдельных независимых (не подчиненных друг другу) группировок.
Использование фасетной системы во многих случаях облегчает составление классификаторов и кодирование объектов классификации.
Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением заданного множества объектов на подчиненные подмножества (рис. 1). Иерархическая система классификации отличается большой стройностью и возможностью группировки объектов по максимальному количеству признаков, но в то же время создает много трудностей при построении.
- Основные задачи товароведения:
- 2. Классификация товара
- Учебная классификация
- Экономико-статистическая классификация
- 815320 3 Шнуры плетеные специальные
- 58 5300 4 Детали водопропускных труб
- Стандартная классификация
- Внешнеэкономическая классификация
- Общие правила и методы классификации
- Сравнительная характеристика иерархического и фасетного методов классификации
- Основные классификационные признаки
- Оценка качества товара
- Контроль качества
- Средства товарной информации. Общие требования к информации о товарах
- Для маркировки большинства потребительских товаров используются номера стандарта ean-13, состоящего из 13 знаков (13 цифр под штрихами и пробелами) и имеющего следующую структуру (рис. 7):
- Короткий номер ean-8 предназначен для нумерации малогабаритных товаров, на которых трудно или невозможно разместить стандартный номер ean-13. Ean-8 имеет следующую структуру:
- Структура товарной маркировки
- Маркировка продовольственных товаров
- Маркировка непродовольственных товаров
- Номенклатура потребительских свойств
- Лекция 2 Продовольственные товары. Понятие. Удовлетворяемые потребности. Химический состав
- Условия и сроки хранения продовольственных товаров. Классификация продовольственных товаров по сохраняемости
- По сохраняемости продовольственные товары подразделяются на:
- Потери продовольственных товаров
- Требования к упаковке и маркировке продовольственных товаров
- В последующих главах (11-14) дана более подробная характеристика некоторых групп продовольственных товаров. Белки
- Углеводы
- Классификация пищевых добавок
- Строение шкуры
- Нормативные документы, регламентирующие качество пушно-мехового полуфабриката и изделий
- Особенности экспертизы пушно-меховых полуфабрикатов и изделий из них
- Показатели качества пушно-мехового полуфабриката
- Требования к качеству пушно-меховых товаров
- Характеристика ассортимента изделий из пластмасс
- Общая характеристика группы
- Парфюмерные товары. Состав парфюмерных жидкостей
- Характеристика ассортимента парфюмерных жидкостей
- Упаковка, маркировка, хранение парфюмерных жидкостей
- Гигиеническая косметика