2.3. Оценка состояния работы с кадровым резервом в администрации района
Организация работы по формированию кадрового резерва в администрации Александровского муниципального района проводится в соответствии с действующими нормативными актами муниципального значения:
- Постановление администрации Александровского муниципального района от 09 августа 2011 г. № 665 «Положение о формировании муниципального резерва управленческих кадров» (приложение 2) [10];
- Постановление администрации Александровского муниципального района от 17 декабря 2009 г. № 1485 «Положение о порядке формирования и подготовки кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы администрации Александровского муниципального района» (приложение 3) [11];
- Постановление администрации Александровского муниципального района от 18 декабря 2009 г. N 1488 «Квалификационные требования по муниципальным должностям муниципальной службы администрации Александровского муниципального района» (приложение 4) [12];
- Постановление администрации Александровского муниципального района от 28 февраля 2011 г. № 87 «Об утверждении кодекса этики и служебного поведения муниципальных служащих администрации Александровского муниципального района» [7];
- Постановление администрации района от 01 марта 2011 г. № 88 «Об утверждении Положения об организации обучения муниципальных служащих администрации Александровского муниципального района Пермского края» [8].
За 2011-2012 гг. был сформирован кадровый муниципальный резерв в составе 17 человек (таблица 2.7).
Таблица 2.7
Итоги подготовки кадрового резерва в Александровском
муниципальном районе за 2011-2012 гг.
Категория резерва | Вид подготовки | Всего | |||||
переподготовка | повышение квалификации | стажировка | самоподготовка | проектная деятельность | иные виды подготовки | ||
Муниципальные служащие | 1 | 4 | 2 | - | - | - | 7 |
Представители коммерческих и некоммерческих организаций | 1 | 1 | - | 1 | - | 2 | 5 |
Самовыдвиженцы | 1 | 1 | - | 2 | - | 1 | 5 |
Всего | 3 | 6 | 2 | 3 | - | 3 | 17 |
За 2012 г. назначено (избрано) на различные муниципальные должности из кадрового муниципального резерва всего 3 человека, в том числе на ведущую должность - 1 человек (таблица 2.8).
Таблица 2.8
Итоги формирования резерва управленческих кадров
в Александровском муниципальном районе
Категория персонала | Назначено (избрано) на должности (в течение 2012 г.), чел. | Количество человек, находящихся в резерве управленческих кадров муниципального района (нарастающим итогом с момента формирования резерва, по состоянию на 01.01.2013г.) | |
Всего | В том числе из резерва | ||
Высшая должность муниципальной службы: Глава администрации района Первый заместитель главы администрации района. Заместитель главы администрации района. Управляющий делами администрации района. | 6 | - | 3 |
Главная должность муниципальной службы: Начальник управления. Заместитель начальника управления. Начальник (заведующий) самостоятельного отдела. | 13 | - | 3 |
Ведущая должность муниципальной службы: Начальник (заведующий) отдела, сектора в составе управления, комитета. Начальник (заведующий) сектора в составе отдела. Заместитель заведующего самостоятельного отдела. Консультант, помощник. | 9 | 1 | 4 |
Старшая должность муниципальной службы: Главный специалист. Ведущий специалист. | 22 | 1 | 3 |
Младшая должность муниципальной службы: Специалист 1-й категории. Специалист 2-й категории. Специалист. | 10 | 1 | 4 |
Итого | 60 | 3 | 17 |
Результаты анкетирования руководителя, членов и ответственного секретаря Комиссия по формированию муниципального резерва управленческих кадров Александровского муниципального района.
1. На вопрос «Какие способы отбора кандидатов для включения в резерв управленческих кадров используются муниципальной комиссией?» были получены ответы: более 52% - занимает время на анализ представленных документов, 33,8% - составляет собеседование кандидата в резерв с членами комиссии (рис. 2.1).
Рис.2.1. Способы отбора кандидатов для включения в резерв управленческих кадров используются муниципальной комиссией
2. На вопрос «Какие виды подготовки используются в Вашем муниципальном образовании для лиц, включенных в резерв управленческих кадров?» были получены ответы: 38,1% - повышение квалификации муниципальных служащих и лиц, замещающих выборные должности; 21,9% - самоподготовка (по личным планам участников резерва), 18,1% - переподготовка муниципальных служащих и лиц, замещающих выборные должности, 12,4% - стажировка в органах местного самоуправления (рис.2.2).
Рис.2.2. Виды подготовки для лиц, включенных в резерв управленческих кадров в Александровском муниципальном районе
3. На вопрос «Какие формы контроля подготовки резерва управленческих кадров Вы считаете наиболее эффективными?» были получены ответы: 45,9% - собеседование с комиссией по итогам повышения квалификации, переподготовки, самоподготовки и других мероприятий по подготовке; 29,5% - подготовка и презентация проекта, 23% - тестирование, экзамен по итогам самоподготовки.
4. На вопрос «Какие проблемы лично Вы испытываете в работе с резервом управленческих кадров?» были получены ответы:
31,3% - недостаточно времени для работы с резервом;
26,3% - редко проводятся мероприятия по подготовке секретарей комиссии;
18,2% - недостаточное обеспечение информационно-методическими материалами по работе с резервом;
11,1% - сложности в работе с потенциальными кандидатами из-за их нежелания участвовать в резерве;
5,1% - мало поддержки в работе со стороны членов комиссии;
4% - недостаточная консультационная поддержка со стороны краевой комиссии;
4% - иное.
5. На вопрос «В какой информации Вы нуждаетесь больше всего?» были получены ответы: 30% - о разработке и реализации программ подготовки резерва, 25% - о формах и методах улучшения качественного состава резерва, 22% - о формах и методах использования резерва, 20% - об информационном сопровождении работы с резервом (рис. 2.3).
Рис.2.3. В какой информации нуждается больше всего Комиссия по формированию муниципального резерва управленческих кадров Александровского муниципального района
6. На вопрос «Назовите главные достижения Вашего муниципального образования в работе с резервом управленческих кадров» были получены ответы:
в 41,4% случаев - глава лично контролирует назначения из резерва;
в 32,8% случаев - назначения на целевые должности проводятся в основном из резерва;
в 13,8% случаев организована система качественного отбора кандидатов;
5,2% - используются активные формы обучения;
1,7 % - системно организована самоподготовка кандидатов.
Таким образом, проведенный анализ состояния системы формирования кадрового резерва на муниципальной службе в администрации Александровского муниципального района показал, что существуют следующие проблемы:
- недостаточно информации о разработке и реализации программ подготовки резерва, о формах и методах улучшения качественного состава резерва, о формах и методах использования резерва, об информационном сопровождении работы с резервом;
- недостаточно времени у членов и секретаря Комиссии по формированию муниципального резерва управленческих кадров Александровского муниципального района для работы с кадровым резервом.
На наш взгляд приоритетными задачами работы с резервом управленческих кадров в Александровском муниципальном районе на 2013-2015 гг. может быть:
- оптимизировать количественный и качественный состав резерва;
- разработать и реализовать план подготовки резерва;
- сформировать список актуальных и потенциальных вакансий на целевые должности и обеспечить приоритетное назначение на них участников резерва;
- разработать план информационной поддержки работы с резервом и обеспечить своевременное и полноценное информирование участников резерва и общественности о работе с резервом;
- обеспечить привлечение участников резерва к работе совещательных органов, разработке программ социально-экономического развития территорий, экспертной деятельности;
- организовать рабочее место специалиста по работе с кадровым резервом для проработки всех ключевых моментов формирования муниципального кадрового резерва.
- организовать взаимодействие с главами поселений, руководителями предприятий и учреждений по вопросам работы с резервом.
- Совершенствование работы с кадровым резервом в органе местного самоуправления (на материалах администрации Александровского муниципального района Пермского края)
- 1. Теоретические основы формирования кадрового резерва в органах местного самоуправления
- 1.1. Понятие и система кадрового обеспечения органов местного самоуправления
- 1.2. Методологические подходы к сущности кадрового резерва на муниципальной службе
- 1.3. Источники и порядок работы по формированию кадрового резерва в органах местного самоуправления
- 2.1. Общая характеристика деятельности администрации Александровского муниципального района
- 2.2. Анализ кадрового обеспечения администрации Александровского муниципального района
- 2.3. Оценка состояния работы с кадровым резервом в администрации района
- 3. Совенствоваание работы с кадровым резервом в администрации александровского муниципального района пермского края
- 3.1. Рекомендации по совершенствованию работы с кадровым резервом в администрации района на 2013-2015 гг.
- 3.2 Эффективность реализации проекта «Школа помощника главы поселения»
- Положение о муниципальном резерве управленческих кадров в Александровском муниципальном районе Пермского края
- I. Общие положения
- II. Условия и порядок формирования муниципального резерва
- III. Подготовка лиц, состоящих в муниципальном резерве, использование муниципального резерва
- IV. Информирование о деятельности по формированию и использованию муниципального резерва
- Заявление
- Дополнительные сведения к анкете Личные достижения в профессиональной деятельности:
- Профессиональные навыки
- Квалификационные требования
- Администрации александровского муниципального района
- Примерная форма рекомендации на кандидата для включения в муниципальный резерв управленческих кадров
- Примерные методы оценки кандидатов в муниципальный резерв управленческих кадров
- 1. Метод индивидуального собеседования.
- 2. Метод групповых дискуссий.
- 3. Метод написания концепции развития муниципального образования.
- 4. Метод тестирования.
- Примерный перечень вопросов при индивидуальном собеседовании
- Типовой индивидуальный план развития муниципального служащего и лица, включенного в резерв управленческих кадров муниципального образования
- 1. Общие сведения о муниципальном служащем и лице, включенном в резерв управленческих кадров муниципального образования
- 2. Подготовка кандидата