15. Реклама в западноевропейском средневековье: конфессиональная, фольклорная, цеховая и пр. Реклама.
Необходимо отметить, что специалисты по средневековью делят его на три различных по продолжительности периода. Это раннее средневековье – с V по X вв., развитое средневековье – с XI по XIV вв. и позднее средневековье («Возрождение») XV–XVI вв. Период раннего средневековья характерен почти полным затуханием выделившихся в античности рекламных средств и отдельных функций. Объясняется это развалом в те времена экономики и даже таким процессом, как дезурбанизация, т. е. упадок ранее существовавших городов до более низкой ступени. В результате начавшие оформляться в античности рекламные тексты в это время не находят дальнейшего развития. По-своему затухает все многообразие коммуникационных потоков по причине кризиса, переживаемого большинством регионов Западной Европы. Это время характеризуется распадом ранее оживленных торговых связей и упадком городской жизни. Таким образом, процесс дезурбанизации приводит к снижению потребности в массовой коммуникации и рекламе как способе ее выражения. В первый период практически существует в основном конфессиональная реклама, т. е. религиозные акции (в основном в виде церковных праздников). Отправления христианского культа постепенно наращивают элементы демонстративности. Таким образом, для реликвий создается роскошное обрамление, мощи помещаются в ковчежцы или реликварии, все более пышными становятся храмы, богослужебные облачения, церковная утварь. Религиозные процессии как бы рекламируют христианских святых, особенно наиболее почитаемых. Эти компоненты, прославляющие или даже навязывающие совокупность религиозных идей на следующем этапе – этапе развитого средневековья – формируют русло реальной конфессиональной рекламы.
Фольклорные виды устной рекламы Средневековья
Параллельно с утверждением институциональных вариантов устной рекламы в развитом Средневековье мощно заявляют о себе ее фольклорные разновидности. Их тексты создаются по трем главным направлениям. Это — «крики улиц» — средневековых городов, т. е. оперативные текущие сообщения о товарах, услугах бродячих торговцев, ремесленников, фокусников и акробатов. Эти — «крики» время от времени пресекались властями того или иного преуспевающего города. Однако искоренить данное явление не удалось — свидетельство тому сборники устных рекламных текстов, имеющиеся в европейских странах, в частности: «Крики Парижа», «Крики Лондона», «Крики Рима».
Второе направление устного средневекового рекламотворчества — тексты стационарных зазывал лавочек, таверн, винных и иных распродаж. Как отмечалось ранее, в цеховых регламентах, некоторые зазывалы были одновременно глашатаями. Однако подобное совмещение информационных обязанностей — дело редкое. Обычно «зазывы» шли от обычных кабатчиков, лавочников или их приказчиков.
Третье направление устной рекламы — ярмарочный фольклор. В нем пересекаются, взаимодействуют, сталкиваются все вышеперечисленные разновидности устной рекламы и формируются новые ответвления, как правило особо изощренные, искусные, неотразимо яркие.
XIII век — расцвет ремесленнических цехов в Западной Европе и, соответственно, разнообразия цеховой эмблематики, игравшей рекламную роль. Наряду с геральдическими животными в ней широко применялось изображение орудий данного ремесла (ножницы у цирюльников и портных, наковальня с молотом у кузнецов) или продуктов труда (крендели булочников, обувь сапожников).
Своеобразные пометы на своих изделиях ставили мастера, производившие бумагу, и оружейники. Первые именуются водяными знаками или филигранью — узор запечатлевается в структуре бумажного листа и становится виден на просвет. Фамилиями или прозвищами помечали клинки мечей оружейных дел мастера. В ходу была также гравировка на подобных изделиях пожеланий, девизов, заклятий.
Подмастерье-каменщик получал после окончания пятилетнего обучения знак, который он обязан был ставить на каждом своем изделии. Следуя опыту рыцарской геральдики, цеховые мастера сопровождали свои эмблемы девизами.
Весьма современно выглядят демонстративные акции, происходившие в дни цеховых ежегодных праздников. Они, как правило, совпадали с днями почитания святого — покровителя того или иного цеха. И тем самым происходило совмещение религиозной и цеховой акций, составлявших общегородской народный праздник. В центре его находилась многолюдная процессия, в которой участвовали все члены корпорации с женами и детьми, разодетые и украшенные по требованиям моды того времени. Примечательным штрихом одежды состоятельных мастеровых были клейноды — эмблемы цеха, вышитые на камзолах или плащах. В процессии, как правило, участвовали представители духовенства — они сопровождали священные реликвии из храма, посвященного тому святому, в честь которого устраивался праздник.
Другая реклама средневековья:
- предплакатная;
- изобразительная и письменная.
- Понятие корпорации и ценность корпоративной репутации.
- Корпоративная философия и миссия организации. Цели и функции и процедуры разработки миссии.
- Позиционирование компании на рынке, функции и роли корпоративного позиционирования.
- Понятие и структура корпоративной культуры.
- Коммуникационные технологии работы с персоналом.
- Роль корпоративного кодекса. Принципы взаимодействия с персоналом.
- Реклама: понятие, сущность и роль в обществе.
- Классификация видов рекламы. Особенности коммерческой, социальной и политической рекламы.
- 13. Участники рекламного процесса, специфика их взаимодействия. Виды рекламных посредников
- 15. Реклама в западноевропейском средневековье: конфессиональная, фольклорная, цеховая и пр. Реклама.
- 16. Европейская реклама XVIII–XIX вв: периодическая печать, рекламные бюллетени, малые рекламные средства, афишные тумбы, витрины.
- 17. Особенности возникновения и развития рекламы в России: царские глашатаи, лубочные картинки, летучие листки и т.Д.
- 18. Реклама в периодических изданиях: классификация, преимущества и недостатки газетной и журнальной продукции.
- 22. Выставки и ярмарки как коммуникативные технологии: роль и место рекламы в организации выставочно-ярмарочных мероприятий.
- 29. Понятие бренда и его сущность и функции. Рациональная, эмоциональная, социальная школы брендинга.
- 42. Спонсоринг как технология со: правила подготовки и целевые аудитории. Пример удачного спонсорского проекта.
- 40. Пресс-конференция, выставка, презентация как виды рабочих мероприятий во взаимодействии с корпоративной аудиторией.