Концептуальный анализ системы
Концептуальный анализ представляет собой углубленное качественное изучение системы, ее функций, структуры, организации, поведения и т.п.
Концептуальный анализ проводят с помощью вербальных, графических, экспертных и др. методов.
В своей жизни каждый из нас принимает те или иные решения. Часто принятие решений делается эврестически. Между тем, принятие важных решений требует овладения основами технологии принятия решений. Технология принятия любого решения может быть представлена в виде следующего алгоритма:
1. Вначале формулируют суть проблемной ситуации, анализируют ее, ставят цель, т.е. проводят целеполагание.
2. Проводят декомпозицию цели, решаемой проблемы.
3. Осуществляют поиск информации, проводят ее анализ, выявляют тенденции в развитии тех или иных процессов, связанных о поставленной целью и подцелями (задачами).
4. Разрабатывают варианты решения отдельных подцелей (задач), обеспечивающих выполнение цели.
5. Выделяют критерии оценки вариантов. Выбирают оптимальный вариант.
6. По ходу выполнения работ для достижения целей проводят корректировку принятых решений по мере поступления информации о результатах их осуществления.
Системный подход и системный анализ, а также технология принятия решений и различные методы моделирования широко используются для организации работ по решению различных проблем в здравоохранении, и в том числе фармации. В последние годы очень широкое распространение получил метод программно-целевого планирования.
Методологической основой его является системный анализ. При обосновании приоритетности цели программы используют следующие методы и подходы.
1. Статистический подход предполагает на основе анализа статистической информации выделить наиболее важные цели. Например, анализируя заболеваемость населения можно определить против каких болезней необходимо направить усилия специалистов и ресурсы здравоохранения, в том числе какими и в каком количестве лекарственными средствами надо располагать.
При этом целесообразно исходить не только из статистики на определенную дату, но и определять тенденции, темпы роста, т.е. проводить динамический анализ соответствующего показателя.
2. Экспертные методы. Эти методы основаны на анализе мнения экспертов, привлекаемых как правило для определения во-первых, перечня важнейших проблем (задач), и во-вторых, их важности, а в-третьих, последовательности решений. Мнения экспертов собираются с использованием разрабатываемых анкет или вопросников, а затем математически обрабатываются по специальной процедуре.
3. Экономические методы определения приоритета проблем (цели). В их основе лежит определение социально-экономических потерь, которые обусловливаются отсутствием решения проблемы. Например, нашей кафедрой разработана методика оценки социально-экономических потерь, связанных с отсутствием в аптеках безвременных лекарств. С ее помощью можно определить, на производстве каких препаратов или закупке их по импорту следует сосредоточить внимание и ресурсы, сопоставить размеры затрат с получаемой выгодой и т.п.
4. Наукометрическне методы оценки приоритета. Они базируются на анализе различных источников научной, патентной, нормативно-технической и ведомственной информации (публикаций и др.).
Анализируя динамику публикаций, можно выделить наиболее обсуждаемые и интересующие специалистов проблемы, тенденции количества публикаций по конкретной проблеме, ее географию и др. Например, анализ публикаций по созданию противоопухолевых лекарств обусловил постановку комплексной целевой программы по разработке лекарств для лечения злокачественных новообразований на основе комплексных соединений платины.
5. Социологические методы изучают мнение и отношение населения и рядовых сотрудников учреждений здравоохранения, в т.ч. аптек к отдельным проблемам здравоохранения.
6. Математические методы и модели с помощью которых можно смоделировать и как бы проиграть сценарии развития тех или иных проблем.
Например, создание математической модели заболеваемости позволяет прогнозировать заболеваемость населения, например, в 2010 году и таким образом представить для лечения каких заболеваний и в каком объеме необходимо наладить производство соответствующих лекарств.
С целью получения более обоснованных решений обычно используют несколько из указанных методов.
Наряду с основной программой обычно составляют так называемые обеспечивающие подпрограммы, в том числе:
- подпрограмма организационного обеспечения, в которой предусматривается кадровое обеспечение, руководство программой, взаимодействие соисполнителей, координация их работы, необходимые семинары, совещания и т.п.;
- подпрограмма ресурсного обеспечения, в которой указывается объем и направление к определенному времени соответствующих ресурсов (в основном финансирования) для выполнения задач различных ветвей ярусов дерева целей;
- подпрограмма информационного обеспечения. В ней предусматривается установление требований к составлению документов, использования унифицированной терминологии и др., информационное обеспечение исполнителей, а также в необходимых случаях пропаганда программы с целью привлечения к ней внимания общественности.
Например, необходимо было привлечь внимание общественности США к программе "курение и здоровье".
Еще один, важный для нас пример Государственной научно-технической программы (ГНТП).
Согласно Указу Президента РФ от 05.12.91 № 260 и постановлением Правительства РФ от 26.12.91 № 68 "О неотложных мерах по обеспечению населения" в конце 1992 г. была принята и утверждена Министерством науки ГНТП "Создание новых лекарственных средств методами химического и биологического синтеза". Важнейшими ее целями являются:
- создание оригинальных, преимущественно жизненноважных конкурентноспособных лекарственных средств;
- разработка современных способов, обеспечивающих контролируемое высвобождение лекарственных веществ из введенного лекарства, направленную доставку лекарственного вещества к биологическим мишеням;
- проведение фундаментальных исследований в области компьютерного конструирования веществ на основании анализа связей "структура - активность"и др.
Она делится на 16 разделов и 136 проектных предложений, большинство которых представляют исследования по разработке лекарств, относящихся к 22 фармакологическим группам. В журнале "Фармация" N 5 за 1995 г. руководитель программы академик РАМН П.В. Сергеев подробно рассказал о ней и первых результатах по ее выполнению. Советуем Вам прочитать его статью.
В настоящее время с использованием метода программно-целевого планирования у нас в стране и за рубежом составлены и осуществляются ряд целевых программ. Они могут быть подразделены (квалифицированы) по значению, по уровню выполнения, по срокам выполнения, охвату мероприятиями программы этапов жизненного цикла новшеств.
По значению они квалифицируются на:
- комплексные программы научно-технического процесса. Например, в 1985 - 1990 гг. предполагалось осуществить Комплексную программу работ по усилению профилактики заболеваний и укреплению здоровья населения;
- программы социально-экономического развития;
- научно-технические программы различных уровней, включающие исследования, разработки, внедрения новой техники. По уровню программы подразделяются на:
- международные;
- важнейшие государственные народно-хозяйственные. Например, Гос. программа РСФСР улучшения лекарственного обеспечения и развития фармацевтической промышленности в 1992/1995 гг.;
- программы по решению важнейших научно-технических проблем;
- межотраслевые;
- региональные, отраслевые. Например, С-21 "Разработать методологические основы анализа потребления, прогнозирования и планирования потребности в лекарственных средствах, использование их для профилактики основных заболеваний";
- локальные (производственные и реальные). Например, создание противоопухолевых лекарств на основе отобранного в эксперименте комплексного соединения платины.
По охвату мероприятиями программы этапов жизненного цикла новшества. При этом названия вида программы определяется завершающим этапом. Так если программа завершается лишь выяснением общих закономерностей и связей, но не ориентирована, например, на освоение и тиражирование новшества, в т.ч. лекарства, она относится к т.н. фундаментальным исследованиям.
Аналогично выделяются и другие виды программ:
- фундаментальных и прикладных исследований;
- исследований и разработок;
- исследований, разработок и освоения новшеств;
- исследований, разработок освоения, тиражирования и применения новшеств.
Обычно программы включают подпрограммы и задания, которые в свою очередь подразделяются на этапы, задачи и мероприятия, которым присваиваются соответствующие индексы. Такое строение программ позволяет управлять их выполнением. Например, каждому этапу создания и организации серийного производства лекарств присваивается буквенно-цифровой шифр от М 1 до М 15- (Порядок установления шифров НТП и этапов их выполнения утвержден ГКНТ 30 июня 1980 г. - М.;: ГКНТ, 1980)
Показательно, что во всех цивилизованных странах разработаны и последовательно осуществляются различные, в т.ч. национальные программы. Представляет интерес назвать некоторые из них. Это программы: предусматривающие уменьшение влияния наиболее распространенных и важных факторов риска многих заболеваний (борьба о курением и др.), антифакторные программы. Хороший пример программа США -"Курение и здоровье, употребление алкоголя и вредных лекарств" - Программа, направленная на борьбу с отдельными заболеваниями сердца, в США - о заболеваниях передаваемых половым путем;
- интегрированные программы профилактики. Например, в США загрязнение окружающей среды токсическими веществами и радиацией, в СССР действовала общесоюзная программа профилактики заболеваний населения;
- комплексные программы развития здравоохранения. Например, в США до 1990 г. действовала комплексная программа, включающая 15 приоритетных проблем, в том числе "повышенное кровяное давление", "планирование семьи", "здоровье беременных и детей", "фторирование воды и состояние полости рта", "травматизм", "физическая активность", "питание", "психические стрессы и поведение", а также ранее названные "курение и здоровье", "употребление алкоголя и вредных лекарств" и др.
Конечно, наибольшее значение для Вас, будущих специалистов, работающих, главным образом, в различных учреждениях, осуществляющих доведение аптечных товаров до потребителя, наибольшее значение будут иметь локальные, учрежденческие целевые программы, основные цели которых будут связаны со своевременным доведением до потребителя современных лекарств и других товаров аптечного ассортимента, а также получением максимально возможной прибыли от своего бизнеса.
Освоение учебного материала поможет Вам решить эти проблемы.
ТЕМА
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ И ЛОГИСТИКА:
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ АПТЕЧНЫХ ТОВАРОВ;
АПТЕКА КАК РОЗНИЧНОЕ ЗВЕНО АПТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
1. Фармацевтический маркетинг и логистика.
2. Организация товародвижения: формирование каналов распределения товаров.
3. Розничное звено в системе продвижения аптечных товаров: классификация, функции.
4. Общие принципы размещения аптечной сети и организации работы аптек.
5. Организация работы мелкорозничной сети.
- Фармакология
- Организация фармации
- Административное право
- Классификация моделей.
- О писательные Концептуальные
- Методология системного анализа
- Классификация приемов и методов системного анализа.
- Блок управления аптекой
- Отдел запасов
- Отдел безрецептурного отпуска
- Отдел рецептурно-производственный
- Отдел готовых лекарственных средств
- Отдел оптики
- Фитоотдел
- Внешняя среда
- Концептуальный анализ системы
- Фармацевтический маркетинг и логистика
- Распространения аптечных товаров
- Розничное звено в системе продвижения аптечных товаров
- Классификация предприятий розничного звена
- Классификация розничных предприятий по форме собственности и организационно-правовым формам формы собственности
- Классификация розничных предприятий по товарному ассортименту
- По характеру производственной деятельности
- По наличию прикрепленной мелкорозничной сети
- Функции розничных предприятий
- Общие принципы размещения аптечной сети и организации работы аптеки
- Для открытия и функционирования аптеки установлены общие минимальные требования
- Состав помещений и оснащение аптеки
- Штат аптеки
- Организация работы мелкорозничной сети
- Общие требования и функции
- Состав помещений и оснащение
- Персонал
- Тема товарная политика в фармацевтическом маркетинге
- Товар как категория фармацевтического маркетинга
- Товарная политика в фармацевтическом маркетинге
- Повышение конкурентоспособности товара и управление его качеством
- Анализ жизненного цикла товаров
- 1 Стадия жцт - внедрение или выход товара на рынок.
- Метод с использованием
- Оценка влияния рекламной компании
- Значения критерия Вилкоксона. Сумма рангов при доверительной
- 2 Стадия жцт - стадия роста
- 3 Стадия жцт - стадия зрелости
- 4 Стадия жцт - стадия спада
- Жцт: стадии и основные характеристики
- Наиболее характерные видоизменения кривой жцт
- Разработка упаковки и оформление товара
- Товарного ассортимента (ассортиментная политика)
- Ассортиментная политика
- Основные направления (способы реализации) ассортиментной политики
- Характеристика одновременно обращаемых на рынке товаров в зависимости от их стадии жизненного цикла
- Определение оптимальной широты, насыщенности, глубины, гармоничности товарной номенклатуры
- Основные этапы проведения анализа ассортимента лп по скорости их движения
- Тема маркетинговые методы определения потребности и изучения спроса на лекарственные препараты
- Потребность и потребление
- Факторы, влияющие на потребление лекарственных препаратов
- Методы определения потребности в лекарственных препаратах
- Классификация лекарственных препаратов по особенностям потребления
- Взаимосвязь понятий: потребность, спрос, потребление, предложение
- Классификация и виды спроса на лекарственные препараты
- Классификация спроса в зависимости от вида маркетинга
- Расчет коэффициента Спирмэна
- Этапы расчета коэффициента спирмэна
- Коэффициент ценовой эластичности
- Графическая зависимость между ценой товара и сложивишимся уровнем спроса на него
- Коэффициент подоходной эластичности
- Маркетинговый анализ производственных возможностей предприятия
- Фармацевтическая экспертиза рецепта: определение форм рецептурных бланков и наличие основных и дополнительных реквизитов рецепта
- Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в рф
- Список 1.
- Список 2.
- Список 3.
- Список 4.
- Списки постоянного комитета по контролю наркотиков
- Перечень лекарственных средств списков а и б.
- Список а.
- Список б.
- Прочие перечни и списки
- "Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача для аптечных учреждении, обслуживающих амбулаторных больных в рф"
- Рецептурный бланк формы № 148-1/у-88
- Рецептурный бланк формы № 107-у
- Рецептурный бланк формы № 107-у
- Бесплатный и льготный отпуск
- Группы населения и категории заболеваний, при которых все медикаменты выдаются бесплатно
- Группы населения, которым все медикаменты отпускаются с 50% скидкой
- Категории заболеваний, при которых медикаменты по установленному перечню выдаются бесплатно
- Другие особые случаи отпуска лекарств.
- Предельно допустимое для выписывания количество препарата на рецепт
- Квитанционная форма регистрации рецбптов
- Правила оформления и сроки хранения изготовленных в аптеке лекарств
- Отпуск лекарств из аптеки и сроки хранения рецептов
- Тема маркетинговый анализ производственных возможностей предприятия: организация изготовления лекарств в аптеках
- Маркетинговый анализ производственных возможностей предприятия
- Особенности аптечного изготовления лекарств
- Организация и обеспечение рабочих мест по изготовлению лекарств в аптеках
- Аттестация рабочих мест в аптеках
- Основные принципы нормирования труда
- Алгоритм проведения работ по изготовлению лекарств
- Особые правила хранения наркотических лс
- Предметно-количественный учет в аптеках
- Тема фармацевтический маркетинг: управление качеством лекарств
- Основные компоненты качества товаров
- Организация работы центров сертификации и контроля качества лекарств и контрольно-аналитических лабораторий
- Обязательному посерийному контролю
- Внутриаптечный контроль качества лекарств
- Повышению качества лекарственных средств способствуют следующие
- Организация внутриаптечного
- Выборочные виды контроля опросный контроль
- Сбытовая политика в фармацевтическом маркетинге
- Организация снабжения, хранения и учета товарно-материальных ценностей в больничных и межбольничных аптеках. Снабжение товарами больничных и межбольничных аптек
- Хранение, запас и учет лекарственных средств в аптеках
- Хранение и учет лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях
- Фармакоэкономика: определение, задачи
- Фармакоэкономический анализ оценки эффективности лекарственной терапии
- Расходы на лечение (а) – Расходы на лечение (в) Эффективность лечения (а) – Эффективность лечения (в)
- Тема сбытовая логистика в аптечной системе. Логистика складирования: аптечный склад
- Логистика и маркетинг
- Основные методы (виды) сбыта
- 2. В зависимости от степени интенсивности сбыта:
- Этапы организации сбытовой сети
- Основные типы сбытовой сети
- Типы сбытовой сети в зависимости от формирующих ее факторов
- 1. Сбытовая сеть по видам продукции
- 2. Сбытовая сеть по регионам
- 3. Сбытовая сеть по характеру потребителя
- Оптовые посредники:
- Централизация связей
- Централизация связей Производитель Розничный посредник
- Функции оптовых посредников
- Классификация оптовых посредников
- Признаки классификации посредников
- Типы посредников в каналах распределения
- Пример организации канала распределения
- Основные принципы размещения и проектирования аптечных складов
- Организационная структура и штаты аптечного склада
- Особенности в реализации основных функций аптечного склада
- Организация приема, хранения и учета товаров; управление товарными запасами
- Приемка товаров на аптечном складе
- Хранение и учет товаров
- Управление товарными запасами
- Отпуск (реализация) товаров со склада
- Порядок прохождения заказа-требования на складе Первое звено - отдел снабжения
- Методика расчета и использования коэффициентов распределения
- Второе звено - отделы хранения
- Третье звено - отдел экспедиции
- Транспортная логистика
- Сравнительная характеристика различных видов транспорта
- Формы транспортировки товара
- Способы доставки товаров
- . Схема "маятникового" способа доставки товара (один рейс)
- Информация к размышлению для молодых предпринимателей:
- Список литературы