Фармацевтический маркетинг и логистика
ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ аптечной системы является оказание квалифицированной, своевременной и доступной фармацевтической помощи.
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ - совокупность различных видов фармацевтической деятельности, направленной на обеспечение граждан всеми товарами аптечного ассортимента и оказание научно-консультативных услуг медицинским работникам, гражданам по вопросам выбора наиболее рациональных лекарственных средств и других аптечных товаров, способа их использования, хранения и получения их из аптек.
Изыскание наиболее эффективных, экономичных, ресурсосберегающих, экологически безопасных способов и приемов оказания фармацевтической помощи населению и медицинским работникам является целью ОРГАНИЗАЦИИ И ЭКОНОМИКИ ФАРМАЦИИ как науки.
Для успешной реализации основной задачи аптечной системы используется особый вид деятельности - УПРАВЛЕНИЕ. Эффективной основой управленческой, хозяйственной и производственно-сбытовой деятельности организаций и предприятий, работающих на фармацевтическом рынке, является МАРКЕТИНГ.
МАРКЕТИНГ (от англ. "market" - рынок) - это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью предприятий, направленная на удовлетворение запросов потребителей производимыми товарами и услугами.
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ - это рыночная концепция управления производственно-сбытовой и научно-технической деятельностью фармацевтических предприятий, направленная на удовлетворение запросов потребителей лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и парафармацевтической продукцией.
Маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой деятельностью имеет ряд ОБЩИХ ФУНКЦИЙ, присущих любому типу управления, а именно: планирование, организация, координирование, учет и контроль.
В то же время эти общие функции могут быть конкретизированы и дополнены СПЕЦИФИЧНЫМИ для маркетинговой деятельности функциями к основным из которых относятся:
1) комплексное исследование рынка, включая конъюнктурные исследования, связанные с изучением спроса и предложения на рынке и отдельных его сегментах, емкости и характера рынка, уровня цен и ценовой эластичности спроса и предложения;
2) осуществление товарной политики, включая политику повышения конкурентоспособности продукции и управления ее качеством, характеристику стадий жизненного цикла товара и политику его рационального продления, инновационную и ассортиментную политики;
3) анализ производственно-ресурсных возможностей предприятия в целях определения конкурентных возможностей предприятия, выявления его сильных и слабых сторон, поиска путей совершенствования его деятельности;
4) осуществление коммуникационной политики (формирование спроса и стимулирование сбыта в целях увеличения объемов продаж и повышения эффективности и общей прибыльности предпринимательской деятельности);
5) осуществление сбытовой политики, т.е. организация оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж продукции, включая создание сети оптовых и розничных посредников (планирование и формирование каналов сбыта товаров), организацию хранения и транспортировки товаров, вопросы логистики и обеспечения эффективности товародвижения.
В последние годы в организации сбытовой деятельности (в том числе и в аптечной системе) стали использоваться новые идеи, базирующиеся на концепции логистики.
ЛОГИСТИКА (от греч. "logistike" - искусство рассуждать, вычислять) - наука управления движением материальных и информационных потоков (в пространстве и во времени) от их первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками.
В определении логистики выделяют два принципиальных аспекта. Один их них связан с функциональным подходом к товародвижению, т.е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнить при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другой аспект характеризуется более широким подходом: кроме управления това-родвиженческими операциями, он включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.
В отличие от маркетинга, который занимается выявлением спроса, логистика призвана удовлетворить сформированный маркетингом спрос с минимальными затратами. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула - "МАРКЕТИНГ формирует спрос, а ЛОГИСТИКА его реализует" - имеет под собой весомое основание.
Вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов, выбором вида транспортных средств и схемой доставки товаров, решает МАКРОЛОГИСТИКА. Локальные вопросы в рамках отдельных звеньев логистики (хранение и перемещение товаров, транспортно-складские и др. работы внутри организации) изучает МИКРОЛОГИСТИКА.
Изучение процесса управления аптечной службой начнем с функции ОРГАНИЗАЦИЯ.
Организация предполагает:
1. Создание определенной структуры, которая будет соответствовать поставленным целям (организационная структура);
2. Обеспечение соответствия процессов труда (организация труда).
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА - логические взаимоотношения уровней управления и подразделений, построение такой формы, которая наиболее эффективно достигает целей организации.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА - это совокупность трудовых процессов и действий человека (в осуществлении производственной деятельности), обеспечивающих рациональное взаимодействие работников друг с другом, с предметами и средствами труда, а так же обеспечивающих достижение высоких конечных результатов трудовой деятельности.
Основной задачей ОРГАНИЗАЦИИ в аптечной системе является создание организационных структур и обеспечение организации/труда, способствующих оказанию высокоэффективной фармацевтической помощи.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КАНАЛОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТОВАРОВ
Существенное место в выполнении этой задачи занимает ОРГАНИЗАЦИЯ ТОВАРОПРОДВИЖЕНИЯ. То есть создание организационных структур и обеспечение организации труда, способствующих эффективному продвижению товаров аптечного ассортимента.
Совокупность организаций или отдельных лиц, обеспечивающих физическое перемещение товаров и передачу собственности на товар (или услуги) от производителя к потребителю называется КАНАЛАМИ
ТОВАРОДВИЖЕНИЯ (каналами распределения или каналами распространения товаров).
Существуют два основных типа каналов товародвижения: прямые и косвенные.
ПРЯМЫЕ (простые) каналы распределения, в которых перемещение товаров от производителя к потребителю осуществляется без посредников.
Возможны разные способы прямого сбыта (продажи) товаров. Например торговля в разнос (продажа домохозяйкам косметических товаров, мыла); посылочная торговля (заказ может осуществляться по телефону, а отправка товаров - по почте); торговля через принадлежащие фирме магазины (например, германская фирма "Квелли") и другие.
Прямые каналы называются еще КАНАЛАМИ НУЛЕВОГО УРОВНЯ.
УРОВЕНЬ КАНАЛА распределения определяется количеством посредников, участвующих в товародвижении.
При прямых каналах распределения посредников нет - уровень нулевой.
КОСВЕННЫЕ (сложные) каналы товародвижения. В них перемещение товаров от производителя к потребителю осуществляется через посредника.
В зависимости от числа посредников различают одно- и многоуровневые каналы.
ОДНОУРОВНЕВЫЙ КАНАЛ включает одного посредника. На потребительских рынках - это, как правило, розничный торговец (для рынка лекарственных средств - аптека).
Многоуровневые каналы могут включать разное число посредников.
Например:
ДВУХУРОВНЕВЫЙ КАНАЛ включает двух посредников. На потребительских рынках - это, как правило, оптовый и розничный торговцы (для рынка лекарственных средств это могут быть аптечный склад и аптека).
ТРЕХУРОВНЕВЫЙ КАНАЛ включает трех посредников. В таких каналах между оптовым и розничным торговцами стоит мелкий оптовик.
Возможны каналы большего уровня, но они встречаются реже.
Наличие необходимых звеньев в каналах товародвижения разного уровня представлено в таблице 1.
Таблица 1
НАЛИЧИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗВЕНЬЕВ В
КАНАЛАХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗНОГО УРОВНЯ
Название каналов товародвижения | Производитель | Посредники | Потребитель | ||
|
| Оптовый торговец | Мелкооптовый торговец | Розничный торговец |
|
Прямые: |
|
|
|
|
|
Нулевой уровень | + |
|
|
| + |
Косвенные: |
|
|
|
|
|
Одноуровневый | + |
|
|
| + |
Двухуровневый | + | + |
| + | + |
Трехуровневый | + | + | + | + | + |
Посредники выполняют широкий спектр функции. В силу этого сбыт (продажа) товаров через посредников, как правило, является более эффективным и осуществляется с меньшими затратами на единицу продукции, чем при прямом методе. Кроме того, использование услуг посредников в ряде случаев оказывается единственно возможным методом сбыта. Например, когда по политическим или правовым нормам прямой контакт с потребителями невозможен. К последнему случаю можно отнести продажу лекарственных средств. Поскольку оценить соответствие выписанного рецепта действующим нормативам и принять решение об отпуске лекарственного средства может лишь посредник - аптека (сотрудники аптеки, имеющие специальное фармацевтическое образование).
Для ряда категорий продукции каналы товародвижения обычно носят традиционный характер. Например, в ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ службе традиционным является двухуровневый канал. В этом случае производители продают товар через предприятия ОПТОВОЙ торговли (аптечные склады и базы), которые сами имеют дело с предприятиями РОЗНИЧНОЙ торговли (аптеки, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски). См. таблицу 2.
Таблица 2
ДВУХУРОВНЕВЫЙ КАНАЛ
- Фармакология
- Организация фармации
- Административное право
- Классификация моделей.
- О писательные Концептуальные
- Методология системного анализа
- Классификация приемов и методов системного анализа.
- Блок управления аптекой
- Отдел запасов
- Отдел безрецептурного отпуска
- Отдел рецептурно-производственный
- Отдел готовых лекарственных средств
- Отдел оптики
- Фитоотдел
- Внешняя среда
- Концептуальный анализ системы
- Фармацевтический маркетинг и логистика
- Распространения аптечных товаров
- Розничное звено в системе продвижения аптечных товаров
- Классификация предприятий розничного звена
- Классификация розничных предприятий по форме собственности и организационно-правовым формам формы собственности
- Классификация розничных предприятий по товарному ассортименту
- По характеру производственной деятельности
- По наличию прикрепленной мелкорозничной сети
- Функции розничных предприятий
- Общие принципы размещения аптечной сети и организации работы аптеки
- Для открытия и функционирования аптеки установлены общие минимальные требования
- Состав помещений и оснащение аптеки
- Штат аптеки
- Организация работы мелкорозничной сети
- Общие требования и функции
- Состав помещений и оснащение
- Персонал
- Тема товарная политика в фармацевтическом маркетинге
- Товар как категория фармацевтического маркетинга
- Товарная политика в фармацевтическом маркетинге
- Повышение конкурентоспособности товара и управление его качеством
- Анализ жизненного цикла товаров
- 1 Стадия жцт - внедрение или выход товара на рынок.
- Метод с использованием
- Оценка влияния рекламной компании
- Значения критерия Вилкоксона. Сумма рангов при доверительной
- 2 Стадия жцт - стадия роста
- 3 Стадия жцт - стадия зрелости
- 4 Стадия жцт - стадия спада
- Жцт: стадии и основные характеристики
- Наиболее характерные видоизменения кривой жцт
- Разработка упаковки и оформление товара
- Товарного ассортимента (ассортиментная политика)
- Ассортиментная политика
- Основные направления (способы реализации) ассортиментной политики
- Характеристика одновременно обращаемых на рынке товаров в зависимости от их стадии жизненного цикла
- Определение оптимальной широты, насыщенности, глубины, гармоничности товарной номенклатуры
- Основные этапы проведения анализа ассортимента лп по скорости их движения
- Тема маркетинговые методы определения потребности и изучения спроса на лекарственные препараты
- Потребность и потребление
- Факторы, влияющие на потребление лекарственных препаратов
- Методы определения потребности в лекарственных препаратах
- Классификация лекарственных препаратов по особенностям потребления
- Взаимосвязь понятий: потребность, спрос, потребление, предложение
- Классификация и виды спроса на лекарственные препараты
- Классификация спроса в зависимости от вида маркетинга
- Расчет коэффициента Спирмэна
- Этапы расчета коэффициента спирмэна
- Коэффициент ценовой эластичности
- Графическая зависимость между ценой товара и сложивишимся уровнем спроса на него
- Коэффициент подоходной эластичности
- Маркетинговый анализ производственных возможностей предприятия
- Фармацевтическая экспертиза рецепта: определение форм рецептурных бланков и наличие основных и дополнительных реквизитов рецепта
- Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в рф
- Список 1.
- Список 2.
- Список 3.
- Список 4.
- Списки постоянного комитета по контролю наркотиков
- Перечень лекарственных средств списков а и б.
- Список а.
- Список б.
- Прочие перечни и списки
- "Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача для аптечных учреждении, обслуживающих амбулаторных больных в рф"
- Рецептурный бланк формы № 148-1/у-88
- Рецептурный бланк формы № 107-у
- Рецептурный бланк формы № 107-у
- Бесплатный и льготный отпуск
- Группы населения и категории заболеваний, при которых все медикаменты выдаются бесплатно
- Группы населения, которым все медикаменты отпускаются с 50% скидкой
- Категории заболеваний, при которых медикаменты по установленному перечню выдаются бесплатно
- Другие особые случаи отпуска лекарств.
- Предельно допустимое для выписывания количество препарата на рецепт
- Квитанционная форма регистрации рецбптов
- Правила оформления и сроки хранения изготовленных в аптеке лекарств
- Отпуск лекарств из аптеки и сроки хранения рецептов
- Тема маркетинговый анализ производственных возможностей предприятия: организация изготовления лекарств в аптеках
- Маркетинговый анализ производственных возможностей предприятия
- Особенности аптечного изготовления лекарств
- Организация и обеспечение рабочих мест по изготовлению лекарств в аптеках
- Аттестация рабочих мест в аптеках
- Основные принципы нормирования труда
- Алгоритм проведения работ по изготовлению лекарств
- Особые правила хранения наркотических лс
- Предметно-количественный учет в аптеках
- Тема фармацевтический маркетинг: управление качеством лекарств
- Основные компоненты качества товаров
- Организация работы центров сертификации и контроля качества лекарств и контрольно-аналитических лабораторий
- Обязательному посерийному контролю
- Внутриаптечный контроль качества лекарств
- Повышению качества лекарственных средств способствуют следующие
- Организация внутриаптечного
- Выборочные виды контроля опросный контроль
- Сбытовая политика в фармацевтическом маркетинге
- Организация снабжения, хранения и учета товарно-материальных ценностей в больничных и межбольничных аптеках. Снабжение товарами больничных и межбольничных аптек
- Хранение, запас и учет лекарственных средств в аптеках
- Хранение и учет лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях
- Фармакоэкономика: определение, задачи
- Фармакоэкономический анализ оценки эффективности лекарственной терапии
- Расходы на лечение (а) – Расходы на лечение (в) Эффективность лечения (а) – Эффективность лечения (в)
- Тема сбытовая логистика в аптечной системе. Логистика складирования: аптечный склад
- Логистика и маркетинг
- Основные методы (виды) сбыта
- 2. В зависимости от степени интенсивности сбыта:
- Этапы организации сбытовой сети
- Основные типы сбытовой сети
- Типы сбытовой сети в зависимости от формирующих ее факторов
- 1. Сбытовая сеть по видам продукции
- 2. Сбытовая сеть по регионам
- 3. Сбытовая сеть по характеру потребителя
- Оптовые посредники:
- Централизация связей
- Централизация связей Производитель Розничный посредник
- Функции оптовых посредников
- Классификация оптовых посредников
- Признаки классификации посредников
- Типы посредников в каналах распределения
- Пример организации канала распределения
- Основные принципы размещения и проектирования аптечных складов
- Организационная структура и штаты аптечного склада
- Особенности в реализации основных функций аптечного склада
- Организация приема, хранения и учета товаров; управление товарными запасами
- Приемка товаров на аптечном складе
- Хранение и учет товаров
- Управление товарными запасами
- Отпуск (реализация) товаров со склада
- Порядок прохождения заказа-требования на складе Первое звено - отдел снабжения
- Методика расчета и использования коэффициентов распределения
- Второе звено - отделы хранения
- Третье звено - отдел экспедиции
- Транспортная логистика
- Сравнительная характеристика различных видов транспорта
- Формы транспортировки товара
- Способы доставки товаров
- . Схема "маятникового" способа доставки товара (один рейс)
- Информация к размышлению для молодых предпринимателей:
- Список литературы