logo
41-50 (ТПМИ)

49. Интернет-радио как самостоятельный ресурс и часть сайта

Интернет-радио или веб-радио — группа технологий передачи потоковых аудиоданных через сеть Интернет. Также в качестве термина интернет-радио или веб-радио может пониматься радиостанция, использующая для вещания технологию потокового вещания в Интернет.

В технологической основе системы лежит три элемента:

  1. Станция — генерирует аудиопоток (либо из списка звуковых файлов, либо прямой оцифровкой с аудио карты, либо копируя существующий в сети поток) и направляет его серверу. (Станция потребляет минимум трафика, потому что создаёт один поток)

  2. Сервер (повторитель потока) — принимает аудиопоток от станции и перенаправляет его копии всем подключённым к серверу клиентам, по сути является репликатором данных. (Трафик сервера пропорционален количеству слушателей + 1)

  3. Клиент — принимает аудиопоток от сервера и преобразует его в аудиосигнал, который и слышит слушатель интернет-радиостанции. Можно организовывать каскадные системы радиовещания, используя в качестве клиента повторитель потока. (Клиент, как и станция, потребляет минимум трафика. Трафик клиента-сервера каскадной системы зависит от количества слушателей такого клиента.)

Откуда берутся радиостанции в Интернете Похоже, что у интернет-радио на сегодня есть два способа возникновения: «сверху» и «снизу». «Сверху» — это когда свое интернет-вещание открывает известная и популярная радиостанция. «Снизу» — это когда вещание в Сети открывает какое-нибудь интернет-сообщество исключительно для собственных целей. Открытые «сверху» интернет-радиостанции могут транслировать свой прямой эфир, могут создавать и специальные программы для Интернета. Открытые «снизу» радиостанции собственным контентом обладают редко, как правило, это музыка определенной тематики, приятной для сложившейся компании. В качестве примеров радиостанций-брендов можно привести: «Европа плюс», Maximum, «Наше радио». В качестве примеров радиостанции для друзей можно назвать Sunradio или радио для любителей Турции Turkey-info. Если судьба интернет-вещания брендов более-менее предсказуема, то с радиостанциями для друзей все не так ясно. Профессиональным диджеям хочется кушать, им надо платить, на что у этих радио нет денег. Вести эфир на энтузиазме долго не получается ни у кого, если только за дело не возьмется графоман от эфира. Но такое дилетантство быстро надоедает. Выход у радиостанций для друзей один — искать деньги в виде спонсора либо финансировать себя за счет сторонних поступлений. Например, за счет услуг по постановке вещания в локальных сетях. Образец такого перехода от станции для друзей к оказанию услуг представляет уже упоминавшееся Sunradio. Или создавать свой интернет-магазин, как «Специальное радио». В Интернете присутствуют и радиобренды, и радио для своих . Однако кроме диджеев нужен все же и контент. Не являясь коммерческими, интернет-радиостанции могут, не нарушая текущего российского законодательства, передавать музыку. Но не имея ничего нового, долго не протянешь. Поэтому приходится в той или иной мере генерировать контент самим, заводить контакты с различными лейблами, поставляющими новую музыку. Недостатки: 1. Для качественного звучания необходим достаточно хороший канал. Несмотря на то что большинство радиостанций предусматривают несколько видов потоков, прослушивание радио для некоторых регионов нашей необъятной страны может быть проблематичным. Даже самый низкоскоростной канал радиостанции в 24 kbps может не обеспечивать приемлемого качества приема из-за возникающего иной раз непонятного расслоения Интернета (с одной географической точки есть доступ, с другой — нет). Но это не столько проблема самого радио, сколько проблема самого Интернета. 2. Нормальная станция должна предоставить несколько каналов передачи звука. Значительный расход трафика и, как следствие, относительная дороговизна прослушивания для пользователя. Тут может возникнуть прямое противоречие, ставящее пользователя в тупик: высокоскоростные типы соединения (там, где радио слушать — комфортно), как правило, ведут учет оплаты по трафику. Низкоскоростные (там, где слушать радио иной раз проблематично) ведут учет по времени. Все как в жизни: имею возможность, но не имею желания; имею желание, но не имею возможности. 3. Для прослушивания радио требуется программное обеспечение, поддерживающее возможность воспроизведения потокового сигнала из сети. Это самый нестрашный из недостатков, так как прослушивание потокового радио обеспечивает ныне практически любой софт, предназначенный для воспроизведения музыки. Преимущества 1. Имеется очень большое число интернет-радиостанций, каждая из которых может иметь несколько тематических каналов. Лидер в этом плане — «Специальное радио» с его 19 каналами.

2. Отсутствие рекламы.

3. Нет необходимости для пользователя приобретать какое-то новое аппаратное устройство, чтобы прослушать радио, все необходимое есть на любом компьютере. Наличие специального ПО для поиска радиостанций в Сети.

4. Возможность применения технологии потокового радио в локальных сетях: офисных, домовых. Место интернет-радио в среде СМИ Несмотря на то что интернет-радио нельзя назвать массовым и устоявшимся, к этому явлению надо присмотреться. По мнению тех, кто сам создает свои радиостанции, обычное радио и его аналог в Интернете — довольно разные вещи. У обычного радио есть лишь один канал воздействия на слушателя — это звук. Для интернет-радио — это и звук, и сайт, так как на данном этапе большинство слушателей сетевого радио сидят за компьютером. Поэтому большая часть информации все же доводится через сайт, а не с помощью звука. В эфире звучат лишь музыка и специальные программы, которые впоследствии доступны для скачивания в архиве. Со временем, когда (или если) получат распространение специальные интернет-радиоприемники, это соотношение может измениться. В стандартном WMP есть русские радиостанции. Интернет-радио не будет конкурентом ни обычному радио, ни интернет-телевидению. Станет ли интернет-радио реальным конкурентом обычному радио, на сегодня сказать трудно: разные пока у них способы передачи информации. И стоимость этой передачи станет, вероятно, основным элементом, определяющим конкуренцию. Если человеку одинаково доступно и интернет-радио, и обычное радио, то уже сейчас пользователи Интернета, имеющие неограниченный доступ, отдают предпочтение интернет-радио во время серфинга по Вебу. Зачем ограничиваться 20-30 станциями, если их тысячи? Предполагаемую конкуренцию можно разбить на две составляющие: Способ передачи (проводной или беспроводной). Беспроводной Интернет динамично развивается. Уже сейчас выпускаются Wi-Fi-интернет-радиоприемники, которые в будущем могут вытеснить обычные FM-радиоприемники. Вторая составляющая конкуренции — юридическая. Является ли радиостанция СМИ? Интернет-газеты уже могут получить лицензию электронного СМИ и конкурировать с газетами. Четкого юридического определения понятия интернет-радиостанции как СМИ пока нет. Но это дело времени. Вместе с интернет-радио развивается и интернет-телевидение. Но и здесь есть существенные отличия в способах работы: радио оставляет слушателю возможность параллельно посещать сайты и заниматься другой работой, телевидение же отнимает больше внимания. То есть говорить о серьезном противопоставлении интернет-телевидения и интернет-радио не приходится. У обычного радио и интернет-радио немного другая аудитория. В случае вещания через Веб это: активные пользователи Интернета, которые часто выходят в Сеть, проводят здесь долгое время и готовы сопровождать его музыкально (слушая радио в наушниках или на других аудиосистемах) во время работы или отдыха;люди, готовые тратить определенную часть своего дохода на развлечения и отдых, интересующиеся событиями в сфере развлечений, отдыха, музыки и прочего. Возраст их при этом от 16 до 35 лет. «Специальное радио» — одно из лучших интернет-радио в России География аудитории интернет-радио в большей степени зависит от степени распространения Интернета и уровня его технического развития. Уже сейчас поток 24 kbps без проблем можно слушать через GPRS, качественный диалап позволяет слушать не только 24 kbps, но и поток 32 kbps в формате AAC+, который звучит чуть хуже потока 128 kbps в формате mp3. По поводу проблем с качественным доступом в Интернет в регионах можно сказать, что это лишь вопрос времени. Еще три года назад с этим были большие проблемы в Санкт-Петербурге, а пять лет назад и в Москве. Резюме Вся прелесть радио — в его непредсказуемости. Никогда не знаешь, что зазвучит через несколько минут. Иногда так удачно попадают в текущий момент вашей жизни звучащие мелодии! Возможность таких приятных сюрпризов есть и при работе в Сети. При этом с возможностью выбора радио из тысяч, а не пары десятков станций, а также выбора качества передаваемого сигнала. Правда, пока еще дороговато. Но дороговизна эта, хочется верить, уже ненадолго.