Показатель
Формула
Значение
Среднее значение ряда суммарных рангов
, где р- число экспертов, m- количество факторов
15
Суммарное квадратическое отклонение
97,2
Коэффициент конкордации
0,54
Коэффициент координации равен 0,54. Это говорит о том, что у экспертов наблюдается согласованность.
Рисунок 8- Суммарные ранги гипотез
Метод экспертных оценок показал, что наиболее важной гипотезой является гипотеза №1 - предприятию следует выйти и освоить новый рынок.
10. Определение объема стратифицированной выборки
На основании проведенной сегментации можно определить 3 страты:
1) Люди с низким доходом населения, предпочитающие косметическую продукцию на основе витаминов и минералов.
2) Люди со средним доходом населения, предпочитающие косметическую продукцию на основе витаминов и минералов.
3) Люди с уровнем дохода выше среднего, предпочитающие косметическую продукцию на основе витаминов и минералов.
Таблица 34 - Основные страты
Страта, № |
Количество % от общего количества |
|
1 |
3,4 |
|
2 |
17,9 |
|
3 |
30,7 |
|
Всего |
52 |
Определение необходимого объема выборки каждой страты.
Для этого необходимо воспользоваться следующей формулой:
n - число элементов выборки;
N - число элементов генеральной совокупности;
T - коэффициент достоверности;
p - доля единиц, которые имеют данный признак;
q - доля единиц, не имеющая данный признак;
- предельная ошибка выборки.
Уровень достоверности составляет 90%.
Таким образом, коэффициент достоверности, соответствующий данному уровню достоверности, составляет 1,645.
Предельная ошибка выборки равна 5%.
Таким образом, найдем объем выборки для каждой из страт (табл. 35).
Таблица 35
Объем выборки
Страта |
Объем выборки, чел. |
|
1 |
14 |
|
2 |
28 |
|
3 |
39 |
|
Итого |
81 |
Объем выборки составляет 81 человек.
11. Анкетирование. Разработка анкеты
Для того чтобы проверить ранее выдвинутую гипотезу необходимо прибегнуть к полевым исследованиям, а именно к проведению опроса.
Опрос будет проводиться в форме анкетирования.
Вопросы и их обоснование представлены в таблице 36.
Таблица 36 - Обоснование вопросов анкеты
№ |
Вопрос |
Цель вопроса |
Тип вопроса |
Варианты ответа |
Тип шкалы |
|
1 |
Покупаете ли Вы косметическую продукцию отечественного производства? |
Позволит выяснить, является ли респондент потенциальным потребителем продукции "Белита-Витекс". |
Дихотомический Закрытый Прямой |
1) Да 2) Нет |
Шкала отношений |
|
2 |
Часто ли Вы покупаете косметическую продукцию? |
Позволит выявить частоту закупок потребителя. |
Полузакрытый Прямой |
1) 2 раза в месяц 2) Раз в месяц 3) Раз в несколько месяцев 4) другое___ |
Шкала интервала |
|
3 |
Покупаете ли Вы косметическую продукцию на основе витаминов и минералов? |
Вопрос поможет выяснить, принадлежит ли респондент данному сегменту. |
Дихотоми-ческий Закрытый Прямой |
1)Да 2) Нет |
Шкала отношений |
|
4 |
Что для Вас является определяющим при выборе косметической продукции? |
Вопрос поможет выяснить факторы, влияющие на выбор косметической продукции. |
Закрытый прямой |
1) Качество продукции, цена не так важна. 2) Запоминающаяся упаковка 3) Цена, качество менее важно 4)Состав |
Шкала отношений |
|
5 |
Знакомы ли Вы с продукцией "Белита-Витекс? |
Вопрос поможет выяснить, является ли респондент потребителем продукции "Белита-Витекс". |
Дихотоми-ческий Закрытый Прямой |
1) Да 2) Нет |
Шкала отношений |
|
6 |
Устраивает ли Вас качество продукции "Белита-Витекс"? |
Вопрос поможет выяснить степень удовлетворения потребителей продукцией "Белита-Витекс" |
Дихотоми-ческий Закрытый Прямой |
1) Да 2) Нет |
Шкала отношений |
|
7 |
Считаете ли Вы целесообразным производить косметическую продукцию на основе витаминов и минералов предприятию "Белита-Витекс"? |
Вопрос поможет выявить степень заинтересованности потребителей в новой продукции производства "Белита-Витекс" |
Дихотоми-ческий Закрытый Прямой |
1) Да 2) Нет 3) Затрудняюсь ответить |
Шкала отношений |
|
8 |
Ваш пол? |
Вопрос реквизитной части анкеты (паспортичка) |
Закрытый Прямой |
1) Мужской 2) Женский |
Шкала наимено-ваний |
|
9 |
Ваш возраст? |
Вопрос реквизитной части анкеты (паспортичка) |
Закрытый Прямой |
1) <20 2)20-30 3)31-40 4)41-50 5)>50 |
Шкала интервала |
|
10 |
Каков Ваш среднемесячный доход? |
Вопрос реквизитной части анкеты (паспортичка) |
Закрытый Прямой |
1) До 2 млн. руб. 2) до 4 млн. руб. 3) До 6 млн. руб. 4) Выше 6 млн.руб. |
Шкала интервала |
Форма данной анкеты представлена в приложении 1.
План проведения анкетирования:
1) Места проведения: универмаги "ЦУМ", "ГУМ", "БЕЛАРУСЬ".
2) Количество интервьюеров: 3 человека.
3) Форма опроса: анкета.
12. Обработка полученных данных при анкетировании
В результате проведения анкетирования было заполнено 81 анкета.
Результаты анкетирования представлены в таблицах 36-45.
Таблица 36
Распределение респондентов по потреблению косметической продукции
Вариант ответа |
Количество человек |
Количество человек, % |
|
Покупают молочную продукцию |
77 |
95 |
|
Не покупают молочную продукцию |
4 |
5 |
|
Итого |
81 |
100 |
Таблица 37
Распределение респондентов по частоте покупки косметической продукции
Вариант ответа |
Количество человек |
Количество человек, % |
|
Покупают 2 раза в месяц |
31 |
38 |
|
Покупают раз в месяц |
36 |
44 |
|
Покупают 1 раз в несколько месяцев |
11 |
13 |
|
Покупают реже, чем 1 раз в несколько месяцев |
3 |
3 |
|
Итого |
81 |
100 |
Таблица 38
Распределение респондентов по осведомленности о косметической продукции на основе витаминов и минералов
Вариант ответа |
Количество человек |
Количество человек, % |
|
Покупают |
71 |
88 |
|
Не покупают |
10 |
12 |
|
Итого |
81 |
100 |
Таблица 39
Распределение респондентов по оценкам факторов, влияющих на выбор косметической продукции
Вариант ответа |
Количество человек |
Количество человек, % |
|
Выбирают по качеству |
29 |
36 |
|
Выбирают по упаковке |
11 |
14 |
|
Выбирают по цене |
29 |
36 |
|
Выбирают по составу |
12 |
15 |
|
Итого |
81 |
100 |
Таблица 40
Распределение респондентов по осведомленности о продукции "Белита-Витекс"
Вариант ответа |
Количество человек |
Количество человек, % |
|
Покупают |
81 |
100 |
|
Не покупают |
0 |
0 |
|
Итого |
81 |
100 |
Таблица 41
Распределение респондентов по отношению к качеству продукции "Белита-Витекс"
Вариант ответа |
Количество человек |
Количество человек, % |
|
Устраивает |
69 |
97 |
|
Не устраивает |
2 |
3 |
|
Итого |
81 |
100 |
Таблица 42
Заинтересованность потребителей в выпуске косметической продукции на основе витаминов и минералов "Белита-Витекс"
Вариант ответа |
Количество человек |
Количество человек, % |
|
Хотят, чтобы продукция выпускалась |
64 |
79 |
|
Не хотят, чтобы продукция выпускалась |
9 |
11 |
|
Затруднились ответить |
8 |
10 |
|
Итого |
81 |
100 |
Таблица 43
Распределение респондентов по полу
Вариант ответа |
Количество человек |
Количество человек, % |
|
Мужской пол |
32 |
40 |
|
Женский пол |
49 |
60 |
|
Итого |
81 |
100 |
Таблица 44
Распределение потребителей по возрасту
Вариант ответа |
Количество человек |
Количество человек, % |
|
Меньше 20 лет |
5 |
6 |
|
20-30 |
18 |
22 |
|
31-40 |
19 |
23 |
|
41-50 |
20 |
24 |
|
Больше 50 лет |
19 |
23 |
|
Итого |
81 |
100 |
Таблица 45
Распределение респондентов по среднемесячным доходам
Вариант ответа |
Количество человек |
Количество человек, % |
|
До 2 млн. руб. |
4 |
5 |
|
До 4 млн. руб. |
30 |
37 |
|
До 6 млн. руб |
27 |
33 |
|
Выше 6 млн. руб. |
20 |
24 |
|
Итого |
81 |
100 |
13. Проверка гипотезы
По данным анкетирования, косметическую продукцию на основе минералов и витаминов потребляют 97% человек. 44% человек покупают косметическую продукцию раз в месяц, а ключевым фактором при выборе является - качество и цена. Такого мнения придерживаются по 36% человек.
Рисунок 9 - Частота покупки косметической продукции
На рисунке 9 видно, что продукция необходима и пользуется спросом.
79% потребителей продукции "Белита-Витекс" считают целесообразным начать выпуск новой продукции на основе витаминов и минералов.
Рисунок 10 - Отношение потребителей к выпуску новой продукции "Белита-Витекс".
Таким образом, предприятию "Белита-Витекс" целесообразно выпускать новую продукцию и выходить на новый рынок. Можно сделать вывод о том, что гипотеза подтвердилась.
Отчет о результатах исследования
В результате изучения технико-экономических показателей можно сделать вывод о том, что предприятие "Белита-Витекс" развивается быстрыми темпами. Основную долю в объеме продаж за 2013 год занимают средства по уходу за волосами (43,1%) и средства по уходу за кожей (26%), что говорит о том, что эти товарные группы пользуются наибольшим спросом у потребителей. На протяжении 5 лет значительно возросла прибыль. Абсолютный прирост за 5 лет составил 471.9 млрд. бел. руб. Абсолютный цепной прирост в 2013 году составил 8,4 млрд. бел. руб. Темп цепного прироста в 2013 году составил 101,6%. Средний абсолютный прирост за 5 лет составил 117,9 млрд. бел. руб. Средний уровень прибыли за 5 лет - 306,2 млрд. бел. руб. Средний коэффициент роста за данный период составил 1,53. Прибыль увеличивается со средним темпом прироста равным 53%. Средний темп роста - 153%. На основании трендовой модели видно, что в ближайшие три года также ожидается рост прибыли. В 2014 году прогнозный уровень прибыли составит 581 млрд. бел. руб.
Анализ конкурентоспособности предприятия показал, что предприятие "Белита-Витекс" отличает широта ассортимента выпускаемой продукции, хорошее качество товара. Интегральный показатель конкурентоспособности "Белита-Витекс" равен 8,5, что превышает конкурентоспособность конкурентоспособность "Belcosmex" в 1,38 раз, "Modum" - в 2,95 раз, а "Floralis" - 1.91. По техническим и экономическим показателям "Белита-Витекс" является лидером, так как групповые показатели выше, чем у конкурентов.
Также было проведено сегментирование рынка. Получилось 9 сегментов рынка, наиболее привлекательным из которых является - люди, с уровнем дохода выше среднего, предпочитающие продукцию на основе витаминов и минералов. На данный сегмент приходится 30,7% рынка.
Позиционирование предприятия показало, что потребители воспринимают предприятие "Белита-Витекс", как компанию, выпускающую высококачественную продукцию по приемлемым ценам. Поэтому можно использовать следующие типы позиционирования:
1) Позиционировать товары по отличительным качествам;
2) Позиционировать по существующим выгодам.
К отличительным качествам можно отнести тот факт, что продукция изготавливается лишь из биологически чистых компонентов, что вызывает доверие у потребителей. В качестве выгоды можно использовать то, что продукция полезна и необходима.
В результате проведения анализа рыночных возможностей методом SWOT-анализа были выявлены сильные и слабые стороны рассматриваемого предприятия, также возможности и угрозы. Среди основных сильных сторон можно выделить широкий ассортимент продукции, частое внедрение нового оборудования и использование инвестиционных ресурсов. Кроме этого, у предприятия есть и слабые стороны, а именно высокие издержки и высокий уровень конкуренции. Также были выявлены основные стратегии развития предприятия:
* снижение цены за счет современного оборудования;
* выход на новые рынки за счет современного оборудования;
* выделиться среди конкурентов за счет широкого ассортимента и качества;
* наличие товаров-заменителей компенсировать за счет широкого ассортимента и качества;
* снижению цены могут помешать высокие издержки;
* выход на новые рынки осложняется высоким уровнем конкуренции;
* большое количество конкурентов усугубляется высоким уровнем конкуренции;
* наличие товаров-заменителей усугубляется высокими издержками.
С помощь метода фокус-групп и экспертных оценок было выдвинуто 4 гипотезы:
Гипотеза 1: предприятию следует выходить на новый сегмент рынка.
Гипотеза 2: снижение цены может способствовать увеличению числа потребителей.
Гипотеза 3: люди выбирают косметическую продукцию по характеристикам качества, независимо от ее цены- снижать цену не следует.
Гипотеза 4: предприятию не следует выходить на новый сегмент рынка.
Метод экспертных оценок помог выявить наиболее значимую гипотезу - предприятию необходимо осваивать новые рынки. Остальные гипотезу были отвергнуты.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу было проведено анкетирование. Но, так как невозможно опросить большое количество людей, была проведена стратифицированная выборка. Необходимо было опросить 81 человека. Анкетирование подтвердило ранее выдвинутую гипотезу.
Из этого следует, что предприятию "Белита-Витекс" необходимо выходить на новый сегмент рынка.
- 9. Метод экспертных оценок
- 10. Определение объема стратифицированной выборки
- 11. Анкетирование. Разработка анкеты
- 12. Обработка полученных данных при анкетировании
- 13. Проверка гипотезы
- Показатель
- 60
- Количество человек, %
- Количество человек, %
- Количество человек, %
- Количество человек, %
- Количество человек, %
- Количество человек
- Количество человек, %
- Количество человек
- Количество человек, %
- Количество человек
- Количество человек, %
- Количество человек
- Количество человек, %
- Количество человек
- Количество человек, %
- Количество человек
- Количество человек, %
- Количество человек
- Количество человек, %
- Количество человек
- Количество человек, %
- Количество человек
- Количество человек, %
- Количество человек
- Итого
- Итого
- Итого
- Итого
- Итого
- Итого
- Итого
- Итого
- Итого
- Итого
- Итого
- 6
- 6
- 6
- 6
- Формула
- -
- -
- -
- -
- -
- -
- -
- -
- -
- -
- 100
- 100
- 100
- 100
- 100
- 100
- 100
- 100
- 100
- 100
- 100
- 1
- 1
- 1
- 1
- 1
- 1
- 1
- 1
- 1
- 1
- 1
- 1
- 1
- 1
- 1
- 2
- 2
- 2
- 2
- 2
- 2
- 2
- 2
- 2
- 2
- 2
- 2
- 2
- 2
- 4
- 4
- 4
- 4
- 4
- 4
- 4
- 4
- 4
- 4
- 4
- 4
- 3
- 3
- 3
- 3
- 3
- 3
- 3
- 3
- 3
- 3
- 3
- 3
- 3
- 3
- 3
- 9
- 9
- 9
- 9
- 5
- 5
- 5
- 5
- 5
- 25
- 25
- 25
- 15
- 15
- 15
- 7
- 7
- 7
- 8
- 8
- 8
- 8
- 8
- 8
- 8
- 8
- 8
- 10
- 10
- 10
- 10
- 10
- 39
- 39
- 12
- Качество
- 3,4
- 17,9
- 30,7
- Всего
- 52
- 1) Позиционировать товары по отличительным качествам;
- 2) Позиционировать по существующим выгодам.
- 50
- 18
- 7
- 20
- 20
- * снижение цены за счет современного оборудования;
- * выход на новые рынки за счет современного оборудования;
- * выделиться среди конкурентов за счет широкого ассортимента и качества;
- * наличие товаров-заменителей компенсировать за счет широкого ассортимента и качества;
- * снижению цены могут помешать высокие издержки;
- * выход на новые рынки осложняется высоким уровнем конкуренции;
- * большое количество конкурентов усугубляется высоким уровнем конкуренции;
- Покупаете ли Вы косметическую продукцию на основе витаминов и минералов?
- Знакомы ли Вы с продукцией "Белита-Витекс?
- №