logo search
УЗиС / vinogradova_s_n_kommercheskaya_deyatelnost

3.1. Покупательский спрос на товары народного потребления, факторы, его определяющие

Покупательский спрос — форма проявления потребностей, обеспеченных денежными средствами. Чтобы эффективно увя­зать экономические интересы торговли и производства, необ­ходимо заниматься изучением и прогнозированием покупа­тельского спроса.

Основными задачами по изучению спроса являются:

Покупательский спрос на различные товары народного по­требления имеет свою специфику.

Особенности покупательского спроса на непродовольствен­ные товары заключаются в следующем:

Покупательский спрос на продовольственные товары также имеет свои особенности:

. • связан со спецификой потребления, зависящей от нацио­нальных традиций, климатических условий, вкусов людей, фи­зиологических потребностей, образа жизни;

На покупательский спрос влияет множество факторов, ко­торые можно сформировать в следующие группы:

Жизненный цикл спроса

Спрос развивается по рыночным законам и имеет свой жиз­ненный цикл, увязанный с жизненным циклом товара.

Жизненный цикл спроса можно разделить на несколько пе­риодов (фаз):

Это свидетельствует о том, что периоды (фазы) спроса свя­заны с продолжительностью жизненного цикла товара.

Характерной особенностью предъявляемого спроса являет­ся то, что качественная его сторона не всегда четко обусловле­на. Далеко не каждый покупатель точно определил для себя цвет, фасон, вид материала и другие качественные признаки то­вара, который он собирается купить. Как правило, решение принимается на основе выбора и сопоставления в процессе по­купки.

С момента возникновения покупательского намерения и до покупки у разных покупателей проходит различный период времени, и в этот момент амплитуда колебаний огромная. Так как выбор товара не предопределен, весьма серьезное воздей­ствие на него могут оказать формы и методы коммерческой ра­боты, с помощью которых торговая организация сможет убе­дить купить тот или иной товар и именно у нее. Путем эффек­тивной коммерческой работы можно привлечь покупателя, воздействовать на него, вызвать у него желание к повторным

покупкам. В условиях конкуренции такой подход помогает за­воевывать и удерживать покупателей.

Изменяющиеся требования покупателей к товарам застав­ляют торговые организации принимать коммерческие реше­ния, позволяющие наилучшим образом учесть требования по­купателей к товару, форме его продажи, оказанию услуг и свое­временно на них отреагировать.

Главной задачей коммерческой службы при изучении спро­са является определение продолжительности цикла спроса от его зарождения до начала насыщения рынка. Коммерческой службе торговой организации надо прогнозировать смену фаз цикла спроса и пересматривать стратегию организации относи­тельно данного товара в соответствии с конъюнктурой рынка.