logo search
экзамен PR

Оценка результата спонсорского проекта.

В процессе реализации спонсорского проекта и по его окончании необходимо оценить эффективность проделанной работы Оценка может быть как количественной, так и качественной. Удобней всего это делать по стандартным принятым критериям, приведенным ранее. Возвращаясь к примеру компании N, нелишне было бы заметить, что сезон 2000 года показал перспективность подобных спонсорских мероприятий. Финальные расчеты, по вычислению общей стоимости материалов в прессе (если бы они выходили на правах рекламы и по рекламным расценкам) говорят о том, что общий бюджет команды на сезон окупил себя в два раза. А это значит, что при правильном подходе к спонсорству можно добиться желаемого эффекта. Отчет для спонсора - необходимый элемент спонсоринга, демонстрирующий компании-спонсору успешность проводимых мероприятий. По результату этого отчета акционеры компании-спонсора видят эффективность отдачи от вложений.

Фандрайзинг – это специально организованный процесс сбора пожертвований для некоммерческих и благотворительных организаций или для обеспечения социально значимых программ. Нижеследующий материал по фандрайзингу предоставлен специалистом в данной области, руководителем Регионального общественно-благотворительного фонда «МЕОД» Ириной Щербань, к.э.н. Фандрайзинг – не выпрашивание денег, как часто думают! Выпрашивают милостыню, а организация, которая работает в социальной сфере, нуждается не в подачках, а в пожертвованиях, сделанных осознанно. Так что, если вы решили заняться именно фандрайзингом, приготовьтесь к тому, что вам придется научиться убеждать людей в необходимости вашей деятельности. Фандрайзинг – это сугубо англоязычный термин, который происходит от слияния двух смысловых категорий «fund» (ресурс) и «raising» (поднимать). Прежде чем рассматривать содержание данной деятельности, рассмотрим понятия, имеющие к ней непосредственное отношение. Благотворительность – добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в форме предоставления получателям минимальной финансовой, организационной и иной благотворительной помощи. Формы благотворительности – меценатство и спонсорство. Меценат – физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь на бескорыстной добровольной основе. Некоторые причины, по которым люди делают пожертвования: - Потому, что их попросили об этом - Стремление помочь - Личная заинтересованность в решении проблемы - Прямая выгода (например, налоговая льгота) - Общественный интерес к проблеме - Получение непрямой выгоды или выгоды в будущем (помогая больнице, люди осознают, что сами они или их близкие могут стать пациентами) - Косвенная выгода (реклама) - Хорошая репутация организации, представительный Совет попечителей (известные люди)  

Также люди жертвуют на благотворительность: Для удовольствия Из амбиций («я не хуже других») Чтобы приобщиться к тому, что они любят Желание быть причастными к благородному делу Из религиозных побуждений Чувствуют себя обязанными кому-то («чувство вины») Люди всегда платят за что-либо, они хотят получить какое-то внутреннее удовлетворение от своего поступка. Пусть даже неосознанно, они хотят, чтобы их интерес был удовлетворен. Нужно стараться определить интерес спонсора: материальный (льгота), моральный (чувство приобщения к хорошему и важному, с их точки зрения, делу), деловой (уверенность в том, что у вас это получится наилучшим образом) и так далее. Распознав и постаравшись удовлетворить тот или иной интерес, вы намного повышаете вероятность того, что ваша организация получит пожертвование. Донор – юридическое или физическое лицо, оказывающее материальную, финансовую, организационную и иную благотворительную помощь неприбыльным организациям на добровольной бескорыстной основе. Грант – благотворительный взнос или пожертвование, имеющее целевой характер, предоставленное физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной формах. Бесприбыльный (некоммерческий) проект – комплекс запланированных мероприятий, объединенных общими задачами, целью которого является достижение социально значимого эффекта, а не получение прибыли. Фандрайзинг – это творчество, потому что неприбыльных организаций (НПО) много, а денег всегда ограниченное количество, и чем оригинальнее будет ваше обращение за помощью, тем выше ваши шансы эту помощь получить. Фандрайзинг – это в основном деньги или материальные ресурсы. В основном, но не только. Потому что, проводя компанию по сбору средств, вы имеете одно преимущество, одну уникальную возможность. Это – личное непосредственное общение с потенциальными жертвователями. Используя это преимущество, вы получаете дополнительный шанс на успех. Вы можете объяснить, глядя в глаза собеседнику, суть вашей работы, исчерпывающе ответить на его вопросы, наконец, вы можете продемонстрировать свою заинтересованность в работе вашей организации, показать, насколько лично вы «живете» этим. Сегодня, когда у большинства банков и компаний еще отсутствует четкая, основанная на сформулированных критериях, политика в отношении финансирования работы НПО, именно сила вашего убеждения может существенно повлиять на принимаемое решение – финансировать вашу организацию или нет. Помните, что не существует никакой «магической формулы» для успешного фандрайзинга и никакого способа гарантированно получить деньги в ответ на просьбу. Однако, если вы будьте упорны в своем желании действовать для привлечения средств, если ваша организация будет надежна для своих подопечных, если она будет известна людям и открыта для людей, если вы правильно подготовите обращения к потенциальных спонсорам, и докажете, что вашей организации необходимы именно их деньги, – то, скорее всего, вы эти деньги получите. Сбор средств или привлечение можно представить в виде спирали, где каждый виток – это цикл фандрайзинга: Потребности > Поиск > Обращение > Результат Приступая к фандрайзингу, необходимо прежде всего четко и ясно определить, что собой представляет благотворительный проект - ведь это первое, что будет интересовать людей, которых вы собираетесь убедить сделать пожертвование. И, конечно, следует конкретизировать цели и задачи вашей организации. Итак, создана организация, чтобы реализовать свои идеи. Для одних - это идея помощи детям или инвалидам, для других - идея о необходимости охраны окружающей среды, для третьих - о возрождении или развитии культуры, и так далее... Но идея больше относится к мировоззрению человека, к тому, как он воспринимает и оценивает окружающий мир и влияние этого мира на его жизнь. Организация же (любая, и благотворительная в том числе) изначально предназначена для действий, которые влияют на мир и каким-то образом изменяют его. Мы все как-либо действуем, совершаем различные поступки. И если мы хотим упорядочить наши действия, придать им единый смысл, то самый легкий путь для этого - описать ситуацию, которая возникнет (или мы хотим, чтобы возникла) в результате всех наших усилий. Это и называется целью. Как правило для того, чтобы желаемая ситуация стала реальной, должен быть соблюден ряд условий, без которых достижение цели невозможно. Задачи организации – это создание таких условий. Иначе говоря, задачи – это микроцели организации, «ступени» на пути к достижению «большой» цели. Подготовка кампании по сбору средств Говорят, что успешный фандрайзинг – это 90% хорошей подготовки к просьбам о пожертвовании, и 10% собственно просьб. Зачем вообще планировать? Не легче ли просто просить деньги при каждом удобном случае? Какие преимущества дает нам план кампании по сбору средств? Планирование компании по сбору средств нужно для того, чтобы: - сфокусировать наши усилия; - контролировать время; - понимать роль каждого, кто принимает участие в этой кампании; - убедиться в общем понимании смысла намеченных действий; - контролировать ход процесса и оценивать как успехи, так и неудачи; - воспользоваться «уроками» этой кампании в будущем.  

Последовательность действий при планировании кампании по сбору средств: - Выберите задачу, которую хотите решить с помощью полученных ресурсов. Установите временные рамки - ведь, как правило, деньги вам нужны к определенному сроку; - Соберите полную информацию о вашей организации и о проекте, продумайте аргументы, которыми вы собираетесь воспользоваться; - Подумайте о возможных мотивах ваших потенциальных спонсоров. Какие из этих мотивов вы можете поощрить; - Проанализируйте ваш прошлый опыт сбора средств, определите ваших сторонников, к которым можно обратиться в первую очередь. Определите, к кому еще вы обратитесь; - Подготовьте и размножьте материалы, которые будете представлять спонсорам; - Согласуйте ваши методы сбора средств с руководством; - Организуйте работу фандрайзеров (тех, кто непосредственно будет собирать пожертвования). Убедитесь, что они имеют необходимую информацию и материалы для своей работы. - Установите порядок контроля за поступлением средств; - ДЕЙСТВУЙТЕ!  

Для повышения ваших шансов вы можете проводить собственные исследования, выясняя, что думают о работе организации ваши подопечные, коллеги, спонсоры, представители государства; кто готов стать вашим сторонником /добровольцем/ донором.  

К деловым качествам специалиста по фандрайзингу относятся: упорство, терпение, открытость, способность правильно подготовить обращения к потенциальным спонсорам, искренность и доброжелательность,  

Тот человек, у которого вы просите деньги, заслуживает вашей симпатии хотя бы за то, что он может захотеть вам их дать. Сегодня он может сказать «нет», но если вы будете упрекать его в этом, он никогда не пойдет вам навстречу. способность к убеждению и эффективному ведению переговоров.  

Эффективным переговорам будет способствовать: знание ситуации вашей организации; опыт общения; наличие новых идей, подходов; гибкость; уважение конфиденциальности; заинтересованность в успехе дела; знание общего «климата» в городе или районе; готовность к восприятию неожиданных предложений; объективность; независимость мышления; особое внимание к этическим вопросам. Выделим необходимые действия фандрайзера на переговорах: Относитесь к собеседнику с уважением, но без подобострастия. Постарайтесь вести общение на том уровне, который наиболее для него комфортен. Старайтесь понять его. Помните о вашей задаче, но будьте готовы ответить на вопросы, рассказать о том, что вы уже сделали. Дайте собеседнику понять, что именно его вклад будет важным и решающим. Постарайтесь быть внутренне готовы к тому, что вам откажут. Не отчаивайтесь, не обижайтесь и не злитесь – это вполне обычная ситуация. Рассказывайте, на что пойдут его деньги, к чему это приведет и о той поддержке, которую вам уже оказали. Постарайтесь не уйти хотя бы без более или менее твердого обещания дать деньги в ближайшее время. Спросите совета – кто еще мог бы вас поддержать.

Успех фандрайзинга в повторении. Не забывайте об этом, и кроме самих денег вы также получите еще один бесценный дар – опыт. Если вы решили стать профессиональным фандрайзером… Всегда пробуйте реализовать ваши идеи в области фандрайзинга немедленно, как только вы их обдумали и составили план. Не откладывайте на завтра. Постарайтесь не увязнуть в «текучке». Совершенствуйте свой опыт. Время, потраченное на планирование или на поиски альтернативных возможностей – это ваш капитал, который всегда принесет прибыль. Например, прежде чем просить деньги на покупку краски для ремонта, подумайте, может быть недалеко есть кто-то, кто производит эту краску. Получить краску у него легче, чем просить деньги на покупку, потому, что: это займет меньше времени, краска у производителя дешевле, чем у продавца, у производителя больше краски, у него может оказаться краска, не нашедшая спроса у оптовиков, от которой он рад избавиться.  

Мало кто хочет финансировать административные расходы организации. Просите не на организацию, а на проекты, которые эта организация делает. Помните, что большая часть административных расходов направлена на реализацию программ, и должна входить в их смету. Кроме того, нужно понимать самим и уметь объяснять то, что некоторые работы требуют постоянного внимания и занимают все время человека. И если кто-то получает зарплату в благотворительной организации, это нормальная вещь. Изучайте законодательство. Налоговые льготы – часто очень важный мотив для бизнес-организаций при пожертвовании. Изучая возможности, которые закон дает сегодня в области благотворительности, вы можете найти механизм, который позволил бы и вам, и спонсору наиболее полно соблюсти свои интересы. Когда Вы отправляете письмо или идете в банк, страховую фирму или любую другую организацию, вы все равно в результате обращаетесь к человеку и просите пожертвования у человека. Благодарность, как немедленное реагирование на пожертвование, очень важна, также как и отчетность перед спонсором за использование его средств.