logo search
Marketing_EB1

Франчайзинг как форма вертикальной интеграции.

Франчайзинг в нашей стране становится популярной формой развития и расширения присутствия на рынке. Возможность и перспективы его существования во многом определяются не только внутренним экономическим потенциалом страны и происходящими социальными изменениями, но и активизацией взаимодействия с мировым рынком товаров и услуг. В России распространено мнение о том, что франчайзинг развивается только в торговле и общественном питании. Однако это не так. Для франчайзинга необходимо наличие массового спроса на те или иные товары и услуги, непосредственно взаимодействие с потребителями. Поэтому везде, где выполняются эти условия, франчайзинг возможен. Он связан со многими видами услуг, пассажирскими перевозками, распределением электроэнергии и др. Такая концепция коммерциализации объектов интеллектульной собственности используется примерно в 80 отраслях экономики во всем мире. По существу франчайзинг – это форма вертикальной интеграции, позволяющая, с одной стороны, сохранить самостоятельность субъектов рынка, а с другой – обеспечить управляемость совокупности этих субъектов (Сети). Рассмотрен франчайзинг как форма распространения новых знаний и технологий в частности отмечено. Франчайзинг можно рассматривать и как маркетинговую распределительную систему. В таком случае основным продуктом распределения, в отличие, например, от дистрибьюции, становится информация. Объем передаваемой информации зависит и от названных выше уровней требований к франчайзи. Информация несет в себе новые знания и новые технологии, а каналы Сети способствуют их распространению, что позитивно влияет не только на внутренние элементы функционирующих систем, но и на среду за их пределами. Существуют две базовые модели распространения новых знаний и новых технологий – модель внутрисистемного распространения и модель внешнего распространения, которые рассмотрены в статье.