3.Сущность, цели и задачи маркетинга
Маркетинг (от англ. market – «рынок») – это оригинальное единство строгой науки и умение эффективно работать на рынке.
Маркетинг – это единый комплекс организации производства и сбыта товара (услуги), направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли.
Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им необходимо знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным, хорошо представленным; как рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.
По определению основоположника теории маркетинга американского ученого Ф Котлера маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена .
Роль маркетинга в экономике - повышение ее торгово-рыночной эффективности. На современном этапе маркетинг понимается как выражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления, способного не только реагировать на развитие рыночной обстановки, но и самому изменять параметры окружающей среды, обеспечивая выход на рынок, расширение рынка, обеспечение безопасности рынка.
Многие считают, что главной целью этой науки является сбыт и его стимулирование.
Итак, основными целями маркетинга являются следующие.
1. Максимизация возможно высокого уровня потребления – фирмы пытаются увеличить свои продажи, максимизировать прибыль с помощью различных способов и методов (вводят моду на свою продукцию, намечают стратегию роста продаж и др.).
2. Максимизация потребительской удовлетворенности, т. е. цель маркетинга – выявить существующие потребности и предложить максимально возможный ассортимент однородного товара. Но так как уровень потребительской удовлетворенности очень трудно измерить, то и оценить маркетинговую деятельность по этому направлению сложно.
3. Максимизация выбора. Данная цель вытекает и как бы является продолжением предыдущей. Трудность в реализации данной цели заключается в том, чтобы не создать на рынке марочного изобилия и мнимого выбора. Да и некоторые потребители при избытке определенных товарных категориях испытывают чувство беспокойства и растерянности.
4. Максимизация качества жизни. Многие склонны считать, что наличие ассортимента товаров благоприятно влияет на его качество, количество, доступность, стоимость, т. е. товар «совершенствуется», а следовательно, потребитель может максимально удовлетворить свои потребности, повысить качество жизни. Сторонники этого взгляда признают, что повышение качества жизни – цель благородная, но в то же время это качество трудно измерить, потому порой рождаются противоречия.
Задачи маркетинга:
1) исследование, анализ, оценка потребностей реальных и потенциальных покупателей;
2) помощь маркетинга в разработке нового товара (услуги);
3) обеспечение сервисного обслуживания;
4) маркетинговые коммуникации;
5) исследование, анализ, оценка и прогнозирование состояния реальных и потенциальных рынков;
6) исследование деятельности конкурентов;
7) сбыт товара (услуги);
8) формирование ассортиментной политики;
9) формирование и реализация ценовой политики фирмы;
10) формирование стратегии поведения фирмы.
- Маркетинг, основные понятия маркетинга (нужда, товар, сделка, обмен, рынок, цена, покупательский спрос) и их содержание.
- 2.История развития маркетинга в России и за рубежом.
- 3.Сущность, цели и задачи маркетинга
- 4.Функции и их содержание, принципы маркетинга
- 5.Виды маркетинга и их содержание.
- 6.Типы маркетинга в зависимости от состояния спроса, задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям.
- 7.Концепция маркетинга и их эволюция.
- 8.Маркетинговая среда. Основные факторы макро и микросреды.
- 9.Маркетинг – менеджмент в системе предпринимательства.
- 10.Комплекс маркетинга в системе предпринимательства.
- 11.Маркетинговые исследования, его содержание и сущность, виды маркетинговых исследований.
- 12.Этапы маркетингового исследования и их характеристика.
- 13.Система маркетинговой информации, характеристика ее основных элементов.
- Внешние источники информации
- 14.Маркетинговые исследования и выбор источников информации.
- Это позволяет воспользоваться преимуществами метода «мозговой атаки
- 16.Методы получения и обработки маркетинговой вторичной информации.
- 17.Анализ потребительского рынка, методы и характеристика основных элементов рыночного исследования.
- 18.Исследование конкурентов и потребителей, позиционирование товара на рынке.
- 19.Конъюнктурные и прогнозные исследования рынка.
- 20.Сегментирование рынка, понятие, виды и критерии сегментации.
- 21.Бенчмаркетинг как функция маркетинговых исследований.
- 21.Понятие «рынок». Классификация и организационные формы рынков.
- 23.Сегментация рынка: условия, факторы, способы.
- 25.Определение понятия «позиционирование» товара на рынке. Основные принципы позиционирования товара.
- 26.Характеристика понятия «стратегия маркетинга».
- 27.Понятие «товарная стратегия» и ее содержание.
- 28.Товар в системе маркетинга. Основные виды классификации товаров.
- 29.Понятие качества товаров и услуг, классификация потребительских свойств товара.
- Концепция «жизненного цикла товара» и содержание маркетинговых усилий на разных этапах жцт.
- Фаза роста
- 31.Ассортиментная политика предприятия.
- 32.Конкурентоспособность товара, конкурентное преимущество.
- 33.Понятие «торговой марки», значение использования торговой марки в маркетинге.
- 34.Упаковка и маркировка товара. Ее значение в маркетинге.
- 35.Сервис и гарантийное обслуживание в системе маркетинга.
- 36.Характеристика основных этапов процесса разработки нового товара.
- 37.Теоретические основы ценообразования: понятие цены и ее значение в рыночной экономике, психологические границы цен.
- 38.Методы ценообразования.
- 39.Ценовые стратегии: виды, характеристика и их значение.
- 40.Сбытовая политика: понятие, цель, задачи и основные элементы политики распределения
- 42.Маркетинговая стратегия товародвижения, пути повышения эффективности товародвижения
- 43. Понятие интегрированных маркетинговых коммуникаций в системе маркетинга
- Основные элементы маркетинговых коммуникаций
- Участники маркетинговых коммуникаций
- 44.Система фосстис: система формирования спроса и стимулировав сбыта
- 45.Понятие и методы стимулирования сбыта
- 46. Понятия «рекламы» кА средство коммуникации в системе продвижения товара
- 47. Виды рекламы и правовые основы рекламной деятельности
- 48. Средства распространения рекламы, их характеристика, преимущества и недостатки
- 49. Формы и виды рекламных сообщений, принципы их разработки
- Формы рекламы
- Формы рекламы могут быть самыми различными. В реальности все зависит от целей проведения рекламной компании, бюджета организации, опытности и фантазии рекламного агентства или маркетингового отдела.
- Существуют следующие формы рекламы.
- 50.«Паблик рилейшнс». Содержание, цели и задачи (лекции)
- 51.Планирование маркетинговой деятельности, формирование плана маркетинга
- 52.Организационные структуры службы маркетинга и принципы их построения
- 53. Контроль в системе маркетинга