2. Анализ состояния и динамики факторов макросреды.
Наибольший интерес при проведении маркетинговых исследований представляет изучение следующих групп факторов, характеризующих состояние внешней предпринимательской среды: политических, экономических, правовых, социально-демографических, культурных, научно-технических и экологических. Внешняя предпринимательская среда будет рассматриваться в страновом аспекте.
Политическая среда
Политическая ситуация в России не обладает достаточной стабильностью, и предвидеть как она измениться в ближайшие несколько лет практически невозможно. Много ожиданий относительно будущего страны связаны с новым президентом – В.В.Путиным, однако определённости в развитии экономики и политической ситуации в стране нет.
Экономическая среда
Несмотря на то обстоятельство, что ВНП в России в1999г. вырос по сравнению с 1998г. на 3,2%, промышленность страны находиться всё ещё в тяжёлом положении. Экономический рост 1999г. произошёл в связи кризисом в августе 1998г. Данный кризис сделал продукцию отечественного производителя конкурентоспособной как на отечественном рынке, так и на мировом. Так же были осуществлены государственные меры по поддержке российских производителей и по стабилизации ситуации в стране, а именно:
- были “заморожены” цены на услуги естественных монополий, что повысило рентабельность обрабатывающих предприятий;
- процентные ставки остались на прежнем уровне, то есть появилась возможность приобретения выгодных кредитов;
- был ограничен отток капитала из страны.
Рост ВНП в течение 1999г. носил непостоянный характер: до лета наблюдалась ежемесячная тенденция роста, однако летом произошло замедление роста и его падение до 0% ежемесячно, осенью наблюдался даже отрицательный рост ВНП. Такая ситуация была обусловлена прекращением государством тех мер, которые были приняты на начальном этапе кризиса. В мае 1999г. государство демонтировало все инструменты в результате чего естественные монополии смогли увеличить цены на 5-7% в месяц. Под воздействием Валютного Фонда ЦБ разрешил вывоз капитала из страны, на сегодняшний день эта цифра составляет 1.5-2 млрд.долл. ежемесячно. Цена кредита также возросла.
Будущее развитие российский экономики зависит от эффективности тех мер, которые будут приняты правительством и президентом, однако уже сейчас можно отметить тот факт, что выбытие основных средств составляет 5-7% в год, через 4 года выбытие ОС составит 25%, через 7 лет – двукратное сжатие производственного потенциала. Сегодняшний темп роста ВНП и инвестиций в промышленность не обеспечивает необходимые средства для восстановление производственных фондов. Общую тенденцию экономической ситуации в стране можно охарактеризовать, как пассивное приспособление к экономической коньюктуре.
В стране существуют внутренние источники для развитие производства:
имеющийся производственный потенциал;
внутренние сбережения для инвестиций;
научный потенциал.
Данные источники могут использоваться не только в рамках общего развития экономики, но и в рамках отдельно взятых предприятий. Для ОАО “КУМЗ” применимы все эти источники, но также необходимо усиление активности в производственной области (модернизирование существующих производственных фондов), но и в сфере маркетинга, то есть ориентирования деятельности на нужды потребителя. Общее возможное ухудшение ситуации экономической ситуации отразиться на покупательной способности наших клиентов, поэтому уже сегодня необходимо принимать меры, которые обеспечили бы в будущем снижение себестоимости изделий.
Правовая среда
Правовая среда характеризуется относительно спокойным состоянием. Так в ближайшем будущем не предвидится каких-либо законов, ограничивающих отечественных производителей изделий из алюминия. Наоборот, Правительство РФ всегда оказывало алюминиевым предприятиям поддержку. В частности, с целью защиты интересов отечественного товаропроизводителя и развития производства изделий из алюминия (прокат, полуфабрикаты, листы, фольга и т.д.). В 1999г. на указанную продукцию были повышены ввозные (импортные) пошлины
На сегодняшний день большинство российских производителей алюминиевых изделий, и в частности, алюминиевых профилей стараются довести или уже довели свою продукцию до уровня, соответствующего международным нормам и стандартам.
Дополнения, внесённые Госстроем России в СниП “Строительная теплотехника” позволили значительно расширить сферу применения строительных алюминиевых профилей.
Социально-демографическая среда
Тенденция к уменьшению населения в России не может не отразиться на конечном потребление нашей продукции, а именно сокращение строительства в будущем. Возможно также смещение приоритетов у строительных организаций в сторону использования товаров-заменителей:
комбинированные профили;
профили из поливинилхлопида;
профили из стекловолоконных композиций;
профили из дерева для механической сборки;
армирующие профили.
Со стороны потребителей, создающих свой рынок профильных изделий, обычно возникает требование к поставщику о сохранении эксклюзивности вновь заказываемых профилей. К сожалению, известны случаи, когда эксклюзивность терялась, и заказчик терпел убытки. Без соблюдения этого условия замещение импорта во многих случаях не произойдет.
Культурная среда
Следствием того, что предприятие действует в основном на промышленном рынке, то факты культурной среды имеют очень небольшое значение.
Научно-техническая среда
В последнее время наметилась тенденция к увеличению доли сырьевой составляющей в общей себестоимости изделий из алюминия до 70-80%. Это приводит к невысокой рентабельности алюминиевых профилей около 10-15%. Данная рентабельность в условиях современного российского инвестиционного климата не является особо привлекательной.
Но, очевидно, что рост выпуска алюминиевых профилей в России в ближайшие годы неизбежен, поскольку возможности удовлетворения потребностей за счет импорта исчерпаны. В этой связи можно определить комплекс условий, которые необходимо принять во внимание отечественным производителям, чтобы замещение импорта было успешным.
1. Рост выпуска алюминиевых прессованных профилей и повышение их конкурентоспособности будут происходить по трем основным направлениям:
1.1. Повышение объемов выпуска на имеющихся прессовых линиях (в 3—4 раза), что само по себе поднимет рентабельность производств, при оптимизации всех звеньев, всех технологических операций от отливки заготовок до упаковки и отгрузки готовой продукции.
В настоящее время, в условиях жесткой конкуренции, западные производители профилей наряду с мерами по гарантии качества профильной продукции постоянно работают над снижением производственных затрат. Например, при прессовании профилей по мере износа инструмента автоматически производят корректировку длины прессуемой заготовки, что исключает повышенные отходы при раскрое профилей на мерные длины на столе пресса. Разрабатываются и внедряются системы изотермического прессования профилей, что позволяет прессовать на максимально допустимых скоростях истечения. Для повышения стойкости инструмента точности и качества поверхности профилей во многих случаях применяют охлаждение матриц в процессе прессования жидким азотом, а также регламентированную систему эксплуатации матриц. Такие возможности для рационализации производства имеются по всему циклу профильного производства, и без использования всех достижений нельзя рассчитывать на успех в конкуренции с другими производителями.
1.2. Модернизация прессовых комплексов и линий, введенных в эксплуатацию в 80-х годах (т.н. «скоростных линий» и прессов, применявшихся для прессования твердых алюминиевых сплавов).
В мировой практике создание современных прессовых линий для экструзии высококачественных конструкционных профилей из алюминиевых сплавов во многих случаях производится с использованием выводимых из эксплуатации прессов. Весьма металлоемкие базовые детали горизонтальных гидропрессов могут эксплуатироваться более 50 лет и в настоящее время отработаны технологии их повторного использования, что снижает затраты на собственно пресс до 50%. В до- и после-прессовом оборудовании можно использовать все самые современные решения и конструкции. Таким образом для создания современного производства алюминиевых конструкционных профилей можно существенно снизить капитальные затраты.
1.3. Приобретение новых линий в комплекте со всей инфраструктурой профильного производства.
В том случае, если принимается решение об организации нового производства с использованием отечественного или импортного оборудования, когда капитальные затраты будут наибольшими, чрезвычайно важным является правильный выбор партнера-поставщика. Известны примеры, когда российские заказчики оборудования покупали устаревшие модели оборудования, снижая тем самым свою конкурентоспособность. В ряде случаев эксплуатация оборудования оказалась невозможной.
2. Расширение функциональных возможностей и разнообразия выпускаемых систем профилей, совершенствование их дизайна, технологичности при сборке.
Системы профилей, выпускаемые российскими производителями, содержат, как правило, несколько десятков наименований профилей, что ограничивает проектантов, а заказчики вынуждены искать партнеров за рубежом. Например, фирма Hueck в своих системах использует свыше 500 поперечных сечений профилей, а также более 7 тыс. наименований специально разработанных комплектующих принадлежностей. Известны мощные системы, содержащие более 3 тыс. наименований профилей.
Фирма Metra использует 21 серию профилей, что позволяет выполнить любой проект с использованием фирменной фурнитуры. Западные фирмы развивали столь мощные системы на протяжении 30-40 лет. Очевидно, российским производителям необходимо искать партнеров за рубежом, чтобы значительно сократить этот период развития. Условия использования освоенных систем могут быть взаимовыгодными, учитывая большую емкость российского рынка, перспективы реэкспорта системных профилей и увеличения импорта фурнитуры и вспомогательных материалов.
3. Переход на выпуск профилей в соответствии с требованием стандартов DIN 1748 и DIN 17615. Выпуск профилей в соответствии с ГОСТ 8617-81 приводит к ухудшению условий сборки и эксплуатации конструкций. Проблема высокого качества связана с упоминавшимися тремя основными направлениями:
Качество исходной литой заготовки (хим. состав, рафинирование, ликвация, зернистость, размер интерметаллидов, качество гомогенизации).
Уровень проектирования, изготовления и эксплуатации прессового инструмента.
Использование автоматического прессового комплекса с набором основных технических решений, обязательных для качественной обработки.
К этим трем проблемам, решаемым специалистами, следует добавить обязательное наличие у производителей упаковочных линий.
4. Создание производителями полнокомплектных складов и сервисных центров в различных регионах России.
5. Разработка программного обеспечения для расчетов и проектирования типовых и оригинальных конструкций, а также расчетов спецификаций всех комплектующих.
6. Создание отечественного производства фурнитуры и аксессуаров высокого качества, увязка всех выпускаемых в стране систем профилей на предмет унификации фурнитуры.
7. Участие в основных отечественных и зарубежных выставках, качественная реклама.
Экологическая среда
В данном аспекте использование алюминия при изготовлении наших изделий имеет ряд существенных преимуществ:
Алюминий – легкий, прочный и не коррозирующий материал, легко обслуживается и срок эксплуатации значительно дольше, чем у пластика и дерева, он “живёт” около 80 лет и переносит перепады температур от –80 до +1000С;
Алюминиевые изделия абсолютно пожаробезопасны;
Алюминий точно формируемый и теплоизолируемый для энергоэкономных строительных деталей с высокой непроницаемостью против ливня, ветра и шума;
Земля имеет в своих недрах неисчерпаемые месторождения минерального боксита, из чего получают алюминий;
При добывании алюминия во всём мире свыше 60% из энергопотребности покрывается безвредной для окружающей среды и имеющейся всегда в наличии гидроэнергии;
Алюминиевый лом уже давно и всегда восстанавливается и в круговом процессе ценного материала он сохраняет свои первоначальные свойства;
При выплавке из алюминиевого лома потребуется лишь 5% первоначально необходимой энергоёмкости.
- 1. Рынок алюминиевых профилей в России. 3
- 1. Рынок алюминиевых профилей в России.
- 2. Анализ состояния и динамики факторов макросреды.
- 2.1. Swot-анализ.
- 3.Состояние и динамика микросреды.
- 3.1.Потребители.
- 3.2. Посредники.
- 3.3. Конкуренты.
- 5. Оао «Самарский металлургический завод», г. Самара.
- 8. Оао «Красноярский металлургический завод», г. Красноярск.
- Характеристика предприятий-производителей профилей из алюминиевых сплавов
- 3.4. Поставщики.
- 3.5. Факторы среды, способствующие успеху компании на рынке.
- 4. Маркетинговая деятельность оао “кумз”.
- 5. Аналитическое резюме.