53. Контроль в системе маркетинга
Контроль маркетинга — процесс измерения и оценки результатов реализации стратегий и планов маркетинга, выполнения корректирующих действий, обеспечивающих достижение маркетинговых целей. Контроль завершает цикл управления маркетингом и одновременно дает начало новому циклу планирования маркетинговой деятельностью.
При осуществлении функции контроля необходимо использовать некие нормативы, стандарты, в которых отражен ожидаемый уровень оцениваемых характеристик.
Основные задачи, которые решает контроллинг, можно разделить на три основных направления: задачи планирования; задачи информационного сопровождения и оповещения; задачи контроля и регулирования.
Задачи контроллинга направлены на осуществление всех действий, связанных с реализацией его целей (например, обеспечение и поддержка координации, чувствительности и адаптации системы управления) и тем самым с реализацией целей предприятия Обычно выделяют четыре вида контроля маркетинга: контроль годовых планов, контроль прибыльности, контроль эффективности и стратегический контроль
Контроль годовых планов — оценка и корректировка уровня выполнения годовых заданий по объему продаж, прибыли и другим показателям в разрезе отдельных рынков.
При контроле годовых планов выполняются анализ продаж, анализ рыночной доли, анализ соотношения между затратами на маркетинг и объемом продаж, финансовый анализ, анализ мнений потребителей и других участников рыночной деятельности.
Анализ продаж заключается в измерении и оценке фактического объема продаж разных продуктов на различных рынках сбыта по отношению к поставленным в этой области целям.
Анализ рыночной доли направлен на выяснение позиции на рынке по отношению к конкурентам. Предположим, что предыдущий анализ показал, что за год объем продаж вырос. Это увеличение может быть обусловлено как выгодной рыночной конъюнктурой, которой могут воспользоваться также и конкуренты, так и повышением эффективности деятельности данной компании по отношению к конкурентам. Анализ рыночной доли должен показать, усилились или нет конкурентные позиции данной компании. В случае, когда конкуренты с большей пользой для себя использовали выгодную рыночную ситуацию, чем данная компания, может сложиться ситуация, когда объем продаж данной компании вырос, а показатель рыночной доли снизился. Следовательно, ее конкурентные позиции на рынке ухудшились.
Анализ соотношения между затратами на маркетинг и объемом продаж позволяет организации оценить эффективность маркетинговых затрат и определить их наиболее приемлемую величину. Обычно такой анализ проводится применительно к отдельным составляющим маркетинговых затрат, т. е. изучаются величины и динамика таких соотношений, как затраты на рекламу к объему продаж, затраты на маркетинговые исследования к объему продаж, затраты на стимулирование сбыта к объему продаж, затраты на сбытовиков к объему продаж. Результаты данного анализа должны быть оценены с точки зрения финансовой деятельности организации в целом. Это необходимо для того, чтобы понять, за счет чего и где организация получает деньги.
Финансовый анализ проводится для того, чтобы выяснить факторы, которые определяют окупаемость вложенных средств. Повышение данного показателя обычно осуществляется в двух направлениях:
1.Путем увеличения прибыли за счет роста объема продаж и/или сокращения затрат. 2.Путем повышения оборачиваемости капитала, что достигается за счет увеличения объема продаж или уменьшения активов (материальных запасов, основных фондов, числа неоплаченных счетов и т. д.).
Таким образом, выявляется роль маркетинговых факторов в обеспечении финансового благополучия организации.
Анализ мнений потребителей и других участников рыночной деятельности основан на наблюдениях за изменением отношения к организации ее клиентов, дилеров и других участников маркетинговой деятельности. Для этого проводятся опросы, беседы, регистрируются и анализируются устные и письменные жалобы. Данный анализ позволяет руководству организации заранее принять необходимые меры.
Контроль прибыльности — оценка и осуществление корректирующих действий с целью обеспечения прибыльности различных продуктов, территорий, группы потребителей, каналов распределения, деятельности на разных рынках. Данный контроль может осуществляться на разной временной базе — еженедельно, ежемесячно, раз в квартал и т. п. Он может стать частью годового контроля.
Предположим, что в результате анализа уровня прибыльности было установлено, что продажи определенного товара на каком-то рынке являются бесприбыльными. В этом случае возникает вопрос: Существуют ли более эффективные способы организации деятельности сбытовиков, проведения рекламных кампаний, стимулирования сбыта и организации доставки товаров потребителям? На эти вопросы должен дать ответ контроль эффективности маркетинговой деятельности.
Контроль эффективности маркетинга осуществляется в разрезе отдельных элементов комплекса маркетинга.
В рамках контроля продуктовой политики с позиции потребителей оцениваются характеристики отдельных продуктов, их маркировка и качество упаковки.
Фактически цены анализируются с позиции потребителей и торговых посредников, сравниваются с ценами конкурентов.
Контроль деятельности в области продвижения продуктов направлен на оценку эффективности в области продвижения продуктов, рекламных кампаний и других элементов комплекса продвижения продукта (стимулирование торговли и потребителей, проведение ярмарок и выставок и т. п.)
- Маркетинг, основные понятия маркетинга (нужда, товар, сделка, обмен, рынок, цена, покупательский спрос) и их содержание.
- 2.История развития маркетинга в России и за рубежом.
- 3.Сущность, цели и задачи маркетинга
- 4.Функции и их содержание, принципы маркетинга
- 5.Виды маркетинга и их содержание.
- 6.Типы маркетинга в зависимости от состояния спроса, задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям.
- 7.Концепция маркетинга и их эволюция.
- 8.Маркетинговая среда. Основные факторы макро и микросреды.
- 9.Маркетинг – менеджмент в системе предпринимательства.
- 10.Комплекс маркетинга в системе предпринимательства.
- 11.Маркетинговые исследования, его содержание и сущность, виды маркетинговых исследований.
- 12.Этапы маркетингового исследования и их характеристика.
- 13.Система маркетинговой информации, характеристика ее основных элементов.
- Внешние источники информации
- 14.Маркетинговые исследования и выбор источников информации.
- Это позволяет воспользоваться преимуществами метода «мозговой атаки
- 16.Методы получения и обработки маркетинговой вторичной информации.
- 17.Анализ потребительского рынка, методы и характеристика основных элементов рыночного исследования.
- 18.Исследование конкурентов и потребителей, позиционирование товара на рынке.
- 19.Конъюнктурные и прогнозные исследования рынка.
- 20.Сегментирование рынка, понятие, виды и критерии сегментации.
- 21.Бенчмаркетинг как функция маркетинговых исследований.
- 21.Понятие «рынок». Классификация и организационные формы рынков.
- 23.Сегментация рынка: условия, факторы, способы.
- 25.Определение понятия «позиционирование» товара на рынке. Основные принципы позиционирования товара.
- 26.Характеристика понятия «стратегия маркетинга».
- 27.Понятие «товарная стратегия» и ее содержание.
- 28.Товар в системе маркетинга. Основные виды классификации товаров.
- 29.Понятие качества товаров и услуг, классификация потребительских свойств товара.
- Концепция «жизненного цикла товара» и содержание маркетинговых усилий на разных этапах жцт.
- Фаза роста
- 31.Ассортиментная политика предприятия.
- 32.Конкурентоспособность товара, конкурентное преимущество.
- 33.Понятие «торговой марки», значение использования торговой марки в маркетинге.
- 34.Упаковка и маркировка товара. Ее значение в маркетинге.
- 35.Сервис и гарантийное обслуживание в системе маркетинга.
- 36.Характеристика основных этапов процесса разработки нового товара.
- 37.Теоретические основы ценообразования: понятие цены и ее значение в рыночной экономике, психологические границы цен.
- 38.Методы ценообразования.
- 39.Ценовые стратегии: виды, характеристика и их значение.
- 40.Сбытовая политика: понятие, цель, задачи и основные элементы политики распределения
- 42.Маркетинговая стратегия товародвижения, пути повышения эффективности товародвижения
- 43. Понятие интегрированных маркетинговых коммуникаций в системе маркетинга
- Основные элементы маркетинговых коммуникаций
- Участники маркетинговых коммуникаций
- 44.Система фосстис: система формирования спроса и стимулировав сбыта
- 45.Понятие и методы стимулирования сбыта
- 46. Понятия «рекламы» кА средство коммуникации в системе продвижения товара
- 47. Виды рекламы и правовые основы рекламной деятельности
- 48. Средства распространения рекламы, их характеристика, преимущества и недостатки
- 49. Формы и виды рекламных сообщений, принципы их разработки
- Формы рекламы
- Формы рекламы могут быть самыми различными. В реальности все зависит от целей проведения рекламной компании, бюджета организации, опытности и фантазии рекламного агентства или маркетингового отдела.
- Существуют следующие формы рекламы.
- 50.«Паблик рилейшнс». Содержание, цели и задачи (лекции)
- 51.Планирование маркетинговой деятельности, формирование плана маркетинга
- 52.Организационные структуры службы маркетинга и принципы их построения
- 53. Контроль в системе маркетинга